ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-10519/17 от 25.10.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6322/17

Екатеринбург

30 октября 2017 г.

Дело № А60-10519/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  30 октября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н. ,

судей Ященок Т. П. , Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Спорт-Инжиниринг» (далее - ФГУП «Спорт-Ин», предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2017 по делу № А60-10519/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017  по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГУП «Спорт-Ин» к ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства внутренних дел России по Свердловской области.

Решением суда от 12.05.2017 (судья Калашник С.Е.) заявленные требования удовлетворены, ФГУП «Спорт-Ин» привлечено к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 90 000 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФГУП «Спорт-Ин» просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на  то, что фактически выявленные нарушения относятся непосредственно к производству работ по строительству (реконструкции) стадиона, ответственными за которые являются АО «Синара-Девелопмент» и АНО «Арена-2018». Считает, что предприятие не является лицом, допустившим нарушения законодательства, установленные в предписании от 26.12.2016 № Св-6710-р(П), и осуществляющим строительство, которое несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, и, соответственно, не является субъектом вмененного правонарушения.

Управление Ростехнадзора представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, производство по кассационной жалобе прекратить, отмечая, что спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права, а также, что приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат ссылок на нарушение судами ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судами установлено, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Ростехнадзора административным органом в период с 13.12.2016 по 26.12.2016 в отношении ФГУП «Спорт-Ин», являющегося застройщиком (техническим заказчиком) объекта капитального строительства «Реконструкция и реставрация объекта культурного наследия «Стадион «Центральный». Комплекс» вместимостью 35000 зрительских мест, <...>», проведена выездная проверка, по итогам которой составлен акт от 26.12.2016 № Св-6710-р и выдано предписание от 26.12.2016 № Св-6710-р(П) об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, согласно которому в срок до 06.02.2017 надлежало устранить ряд нарушений.

На основании распоряжения от 02.02.2017 № Св-482-р административным органом в период с 08.02.2017 по 27.02.2017 в отношении предприятия проведена проверка выполнения ранее выданного предписания от 26.12.2016 № Св-6710-р(П), в ходе которой установлено, что указанные в п. 1, 2, 3, 5, 6 предписания нарушения в обозначенный срок не устранены.

По результатам проверки Управлением Ростехнадзора составлен акт от 27.02.2017 № Св-482-р, протокол от 28.02.2017 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы проверки, протокол и заявление о привлечении ФГУП «Спорт-Ин» к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.

Решением суда от 12.05.2017 (судья Калашник С.Е.) ФГУП «Спорт-Ин» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 90 000 руб. 00 коп.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о наличии в действиях (бездействиях) предприятия состава вменяемого административного правонарушения.

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч. 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве, реконструкции объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций.

В силу п. 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Таким образом, как верно указано судами, предписания от 26.12.2016 № Св-6710-р(П), от 27.02.2017 № Св-482-р(П) вынесены уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительный контроль в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, проводится в целях проверки соответствия выполняемых работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, требованиям проектной документации, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка и требованиям FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, соглашению о проведении спортивных соревнований, заявочной книге; проверки наличия и комплектности исполнительной документации на выполняемые работы; контроля за соблюдением сроков выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований.

В п. 14 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 № 485 (далее - Требования), указано, что на стадионах в период их строительства (реконструкции) и эксплуатации до периода проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливается особый режим охраны, который обеспечивается путем организации на стадионах пропускного режима, реализации мероприятий по оснащению их техническими средствами охраны, осуществления контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на стадионы, а также реализации других мер по безопасности и антитеррористической защищенности стадионов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 19 Требований обеспечение особого режима охраны стадионов в городах Калининграде, Нижний Новгород, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Волгограде и Екатеринбурге осуществляет ФГУП «Спорт-Ин».

Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, полномочия Министерства спорта Российской Федерации по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в реконструкцию и реставрацию объекта культурного наследия «Стадион «Центральный» Комплекс» переданы ФГУП «Спорт-Ин» на основании соглашения от 07.09.2015 № 615.

На основании предоставленных полномочий ФГУП «Спорт-Инжиниринг» (государственный заказчик) заключен контракт от 11.09.2015 № 2-2-5/09 с акционерным обществом «Синара-Девелопмент» (подрядчик) на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Кроме того, с указанным контрагентом предприятием заключено соглашение от 16.01.2016 о проведении подготовительных работ на объекте.

Застройщиком (техническим заказчиком) на объекте  является ФГУП «Спорт-Ин».

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предписание от 26.12.2016 № Св-6710-р(П) в отношении выявленных административным органом и  указанных в п. 1, 2, 3, 5, 6 данного предписания нарушений в обозначенный срок предприятием не исполнено. Таким образом, наличие в действиях ФГУП «Спорт-Ин» события правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, доказано.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина предприятия установлена судами при рассмотрении дела, соответствующие выводы отражены в обжалуемых судебных актах.

Таким образом, в действиях ФГУП «Спорт-Ин» доказан состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений в ходе административного производства не допущено, предприятию обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Решение о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении вынесено в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; штраф назначен в пределах санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Довод о том, что ФГУП «Спорт-Ин» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотрен и отклонен судами с указанием на то, что проверка объекта капитального строительства проводилась в отношении технического заказчика - ФГУП «Спорт-Ин»; акт проверки от 26.12.2016 составлен и предписание от 26.12.2016 № Св-6710-р(П)выдано техническому заказчику - ФГУП «Спорт-Инжиниринг».

При этом, согласно требованиям градостроительного законодательства технический заказчик является основным лицом, ответственным за соответствие процесса строительства требованиям законодательства, нормативно-технической документации и требованиям проекта. Однако при проведении проверки выполнения предписания установлено, что техническим заказчиком нарушения не устранены.

Из указанных положений следует, что предприятие является непосредственным участником строительства объекта капитального строительства, следовательно, является субъектом административного правонарушения.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные административным органом требования.

Все доводы ФГУП «Спорт-Ин», изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и  апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что  недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

Оснований для прекращения производства по кассационной жалобе не имеется, поскольку ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ содержит дополнительное наказание – административное приостановление деятельности.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2017 по делу № А60-10519/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Спорт - Ин" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                Н.Н. Суханова

Судьи                                                                             Т.П. Ященок

                                                                              Е.О. Черкезов