Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7053/17
Екатеринбург
07 декабря 2017 г. | Дело № А60-11230/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области в лице Отделения по Алапаевскому, Артемовскому и Режевскому район ам (далее – Управление, лицензирующий орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.06.2017 по делу № А60-11230/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - предприятие) – ФИО1 (доверенность от 02.06.2016).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписание Управления от 03.03.2017 № 41 (далее – предписание) об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия в части.
Решением суда от 08.06.2017 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений п. 169.6 Инструкции по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 № 288 (далее – Инструкция).
Заявитель жалобы полагает, что при разрешении настоящего дела судами необоснованно не учтены положения п. 7 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» (далее – Распоряжение № 1629-р), включающего в данный перечень, в том числе, комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Также управление указывает на то, что в момент выдачи оспариваемого предписания данное Распоряжение являлось действующим и обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 25.02.2017 сотрудниками лицензирующего органа в отношении предприятия проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов к нему в стрелковой команде на станции Егоршино Нижнетагильского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской железной дороге.
В ходе проверки выявлены нарушения правил хранения и учета оружия и боеприпасов, а именно: в нарушение п. 169 Инструкции, комната для хранения оружия не оборудована охранно-пожарной сигнализацией, подключенной на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны.
По результатам проверки выдано оспариваемое предписание, которым предприятию предписано в срок не позднее 25.03.2017 устранить нарушение, выразившиеся неподключении комнаты хранения оружия на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны, о чем письменно уведомить заинтересованное лицо.
Полагая, что названное предписание в части обязания устранить нарушение п. 169.6 Инструкции по подключению комнаты хранения оружия на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Положениями абз. 1 п. 169.6 Инструкции предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В соответствии с абз. 5 п. 169.6 Инструкции охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № ГКПИОЗ-1234, из содержания указанной нормы следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
На основании п. 1.4. Устава предприятие является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана - это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорт от 24.05.2011 № 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему.
В соответствии с п. 3.3 данной Инструкции, комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814»; охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения предприятия и (или) поста охраны.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3; в редакции, действовавшей до 01.01.2017) на полицию возлагались обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы, Правительством принято Распоряжение № 1629-р, определившее, в частности, комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), в качестве объектов, подлежащих обязательной охране полицией.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» изменившего редакцию п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, обязанность полиции в обязательном порядке обеспечивать на договорной основе охрану объектов, установленных распоряжением № 1629-р была исключена.
В связи с этим принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации», в соответствии с п. 37 которого к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, отнесены комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций, требования к инженерно-технической укрепленности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Судами верно отмечено, что в соответствии с данным распоряжением Правительства Российской Федерации комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны обязательной охране полицией, а также войсками национальной гвардии не подлежат.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент выдачи оспариваемого предписания от 06.03.2017 уже действовал п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 3-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ), в котором была исключена обязанность полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные предприятием требования.
Довод заявителя кассационной жалобы об обязательности подключения комнаты для хранения оружия на пункт централизованного наблюдения Управления в целях осуществления Управлением контрольных функций судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку нормы, содержащиеся в п. 169.6 Инструкции, не устанавливают требования об обязательном подключении охранно–пожарной сигнализации на пункт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны.
Иные доводы Управления основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.06.2017 по делу № А60-11230/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области в лице Отделения по Алапаевскому, Артемовскому и Режевскому районам – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Д.В. Жаворонков
Ю.В. Вдовин