Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2766/22
Екатеринбург
22 июня 2022 г.
Дело № А60-12801/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Полевское коммунальное предприятие» (далее – общество «УК «Полевское коммунальное предприятие», ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2021 по делу № А60-12801/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «УК «Полевское коммунальное предприятие» – ФИО1 (доверенность от 01.11.2021);
общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» (далее – общество «ТБО «Экосервис», истец) – ФИО2 (доверенность
от 25.11.2020).
Общество «ТБО «Экосервис» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу «УК «Полевское коммунальное предприятие» о взыскании 5 000 414 руб. 55 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а также 143 091 руб. 16 коп. неустойки за период с 11.01.2021 по 22.03.2021 с продолжением начисления неустойки по день фактической оплаты долга.
Решением суда от 15.09.2021 (судья Селивёрстова Е.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 (судьи Дружинина Л.В., Бояршинова О.А., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «УК «Полевское коммунальное предприятие» просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что обществом «ТБО «Экосервис» не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие надлежащее оказание услуг по вывозу ТКО в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении общества «УК «Полевское коммунальное предприятие». Судами обеих инстанций не приняты во внимание доказательства, представленные ответчиком о ненадлежащем оказании услуг региональным оператором по вывозу ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2019.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на тот факт, что на территории Полевского городского округа оператором по транспортированию ТКО является общество с ограниченной ответственностью «Агроцвет Плюс» (далее – общество «Агроцвет Плюс») на основании договора №17 от 29.12.2018, а представленные истцом документы (акты выполненных работ, счета на оплату и счета-фактуры), подписанные между обществом «Агроцвет Плюс» и обществом с ограниченной ответственностью «Экотехпром». Также путевые листы выданные индивидуальному предпринимателю ФИО3, не подтверждают надлежащего оказания услуг в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, поскольку из них невозможно установить по какому адресу производился вывоз ТКО.
Обществом «ТБО «Экосервис» представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым считает судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор).
Между обществом «ТБО «Экосервис» (региональный оператор) и обществом «УК «Полевское коммунальное предприятие» (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 75/УК, по условиям которого региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивает их сбор, транспортировку, обработку и обезвреживание, а также захоронение, а потребитель оплачивает эти услуги по утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
В приложении №1 к договору сторонами согласован список многоквартирных домов, находящихся в управлении потребителя.
Согласно пояснениям истца, во исполнение указанного договора в период
с 01.01.2019 по 28.04.2021 им оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 5 000 414 руб. 55 коп.
Ответчик услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за соответствующий период не оплатил, в связи с чем региональный оператор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пункта 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014
№ 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации») (далее - Закон
№ 458-ФЗ), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона № 89)
В соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ к компетенции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесено осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) названных Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании статей 155, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором.
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).
Пунктом 1 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505) установлено, что данные Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правила № 1156 с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Способ складирования, предусмотренный подпунктом «в» п. 10 Правил № 1156, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 № 185 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области» и практикой их реализации не предполагает использования конкретного места (площадки) накопления ТКО, при таком способе складирования ТКО - сбор твердых коммунальных отходов осуществляется путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что на территории муниципального образования оператором по транспортированию ТКО является общество «Агроцвет Плюс», что подтверждается договором субподряда № 17 на оказание услуг по транспортированию ТКО от 29.12.2018, договором на оказание услуг по транспортированию ТКО от 01.01.2019 №6.
Вывоз ТКО на территории городского округа Полевской за период с 01.01.2019 года по 01.11.2019 производился путем мешкового сбора, сбор пакетов производится по согласованному с администрацией Полевского городского округа графику сбора и транспортировки отходов, информация о выдаче пакетов для сбора ТКО размещена на официальном сайте Регионального оператора - общества «ТБО Экосервис», кроме того при утверждении графика вывоза ТКО с Администрацией городского округа Полевской прилагалось информационное письмо для населения, содержащее информацию, в том числе о месте получения пакетов для сбора ТКО.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО подтверждается представленным в материалы дела обществом «ТБО Экосервис» договором на оказание услуг по транспортированию ТКО от 01.01.2019 №6, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью «Экотехпром», договором субподряда № 17 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «Экотехпром» и обществом «Агроцвет Плюс», маршрутными журналами, путевыми листами, актами выполненных работ и счет-фактурами, подписанными со стороны субподрядчика и оператора по транспортированию отходов, график вывоза мусора согласованный с Администрацией городского округа Полевской. Кроме указанного, обществом «ТБО Экосервис» в целях размещения ТКО на полигоне общества с ограниченной ответственностью «Возрождение», заключен договор размещения ТКО (п. 4.4. Соглашения с Министерством), в рамках которого общество с ограниченной ответственностью «Возрождение» ежемесячно к оплате региональным оператором предъявляют объем ввозимых ТКО подлежащих захоронению на полигоне в форме списка техники с указанием номерного знака, названия организации, ввозимого объёма.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу об установлении факта оказания истцом услуг по вывозу ТКО, в связи с чем удовлетворили требования истца о взыскании задолженности и неустойки за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.04.2021.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем оказании услуг по вывозу ТКО в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении общества «УК «Полевское коммунальное предприятие», подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Из материалов дела не усматривается, что ответчиком указанный порядок соблюден.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статей 67, 68 названного Кодекса арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, услуги истцом оказаны в полном объеме и, следовательно, подлежат оплате. Доказательств того, что услуги выполнены не в полном объеме или ненадлежащего качества, как указано ранее, в материалах дела отсутствуют.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2021 по делу № А60-12801/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Полевское коммунальное предприятие» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Н.Н. Суханова
Е.А. Кравцова