ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-13543/17 от 19.12.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7010/17

Екатеринбург

21 декабря 2017 г.

Дело № А60-13543/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Гусева О.Г., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2017 по делу № А60-13543/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – ФГП ВО ЖДТ России, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания от 02.03.2017 № 6239/141, выданного инспектором отделения ЛРР по Заречному, Белоярскому, Асбестовскому, Сухоложскому и Богдановичскому районам Управления Росгвардии по Свердловской области майором полиции ФИО1, которым на предприятие возложена обязанность в срок до 01.04.2017 подключить охранно-пожарную сигнализацию комнаты хранения оружия на проверенном объекте на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны Асбестовского ОВО – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Свердловской области (дело № А60-13543/2017), и с заявлением о признании недействительным п. 1 предписания от 03.03.2017 № 6233-69, выданного начальником отдела ЛРР по городам Первоуральску, Ревде, Полевскому и Шалинскому району Управления Росгвардии по Свердловской области майором полиции ФИО2, которым на предприятие возложена обязанность в срок до 03.04.2017 оборудовать комнату для хранения оружия на проверенном объекте охранно-пожарной сигнализацией, подключенной на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны.

Дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А60-13543/2017.

Решением суда от 22.05.2017 (судья Воронин С.П.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые предписания признаны недействительными, с заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 6 000 рублей.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 (судьи Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить.

Заявитель не согласен с тем, что ФГП ВО ЖДТ России является организацией, занимающейся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны, в связи с чем считает, что подключение охранно-пожарной сигнализация КХО на пульт собственного подразделения не соответствует действующему законодательству, а именно ч. 5
ст. 22, ч. 3 ст. 28
Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»,
п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, п. 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.09 № 1629-р
«О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией», п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.04.1999
№ 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» (далее – Инструкция № 288), распоряжению Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.01.03
№ 109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации».

Заявитель указывает, что комнаты хранения оружия стрелковых команд СК-3 по ИССО и СК-4 по ИССО Екатеринбургского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской ЖД на дату вынесения предписания не охранялись подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии, договоры на охрану объектов с ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» не заключены, что не создаёт условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, и является нарушением вышеназванных нормативных актов.

В отзыве на кассационную жалобу ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии по Свердловской области (далее – Управление)  была проведена проверка ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Екатеринбургский отряд ВО филиала ФГУП ФО РЖД России на Свердловской железной дороге) в части соблюдения условий обеспечения сохранности оружия и патронов, в том числе, на объекте – комната хранения оружия (КХО) СК № 4 по охране ИССО Екатеринбургского отряда ведомственной охраны филиала ФГП НО ЖДГ России на Свердловской железной дороге, расположенной по адресу: Свердловская область. <...> км. Каменск-Уральской дистанции пути (проверка проведена 01.03.2017 инспектором отделения лицензионно разрешительной работы по Заречному, Белоярскому, Асбестовскому, Сухоложскому и Богдановичскому районам Управления Росгвардии по Свердловской области майором полиции ФИО1) и на объекте – комната хранения оружия, расположенного по адресу: Свердловская область,
<...> км перегона Решеты-Ревда (проверка проведена 20.02.2017 сотрудниками ОЛРР по городам Первоуральску, Ревде, Полевскому и Шалинскому району Управления Росгвардии по Свердловской области).

В ходе проверок установлено, что комнаты хранения оружия не оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, подключенной на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны Асбестовского ОВО – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Свердловской области, что было признано нарушением п. 169.6 Инструкции № 288.

По результатам проверок Управлением составлены акты от 20.02.2017 и 01.03.2017 о допущенных нарушениях, в адрес ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» вынесены предписания об устранении нарушений, в том числе, предписание от 02.03.2017 № 6239/141 и предписание от 03.03.2017 № 6233-69, п. 1 которого также предписано устранить нарушение путем подключения комнаты хранения оружия на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны.

ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Положениями абз. 1 п. 169.6 Инструкции № 288 предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

В абз. 5 п. 169.6 Инструкции  № 288 установлено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

В соответствии с правовой позицией, содержащейся решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № ГКПИОЗ-1234, из содержания абз. 5 п. 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

Между тем в соответствии с п. 1.4 Устава ФГП ВО ЖДТ России является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

В ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» определено, что ведомственная охрана – совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта. В п. 19 данного Положения установлено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.3 Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232 комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814»; охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ изменена редакция п. 25
ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с новой редакцией данной нормы (по сравнению с редакцией, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016
№ 227-ФЗ) на полицию возлагаются обязанности обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, исключена обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В связи с этим принято распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации», в соответствии с п. 37 которого к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, отнесены комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций, требования к инженерно-технической укрепленности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в соответствии с данным распоряжением Правительства Российской Федерации комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны обязательной охране полицией, а также войсками национальной гвардии не подлежат.

Судами правильно учтено, что на момент выдачи оспариваемых предписаний от 02.03.2017 и 03.03.2017 уже действовал п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ), в котором была исключена обязанность полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Ссылки заявителя на распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2017) подлежат отклонению, поскольку на момент выдачи оспариваемых предписаний распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» не соответствовало
п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»
(в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ), имеющему большую юридическую силу. Кроме того, как верно отмечено судами, данный нормативный акт не был положен в основу оспариваемых предписаний (ссылки на него в предписаниях отсутствуют).

Предписания, фактические основания для выдачи которых отсутствуют, нарушают права и законные интересы предприятия тем, что без должных оснований возлагают на него дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.

Таким образом, выводы судов о незаконности предписаний и наличии оснований для признания их недействительными, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства. Заявленные требования удовлетворены правомерно.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2017 по делу
№ А60-13543/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      А.Н. Токмакова

Судьи                                                                                   О.Г. Гусев

Т.П. Ященок