ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-15014/2021 от 14.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-401/22

Екатеринбург

18 апреля 2022 г.

Дело № А60-15014/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Поротниковой Е.А, Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2021 по делу № А60-15014/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – ФИО1 (доверенность от 28.12.2020 № 12-25-09/24355, диплом);

Прокуратуры Свердловской области – ФИО2 (доверенность от 11.06.2021 № 8/2-15-2021).

Прокуратура Свердловской области (далее – прокуратура) обратилась в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – заявитель, министерство): 1) признать незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по проведении лесоустройства на территории Нижне-Тагильского лесничества, в части работ: - по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; - таксации лесов; - проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 2) обязать министерство провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Тагильского лесничества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).

Решением суда от 16.08.2021 заявление удовлетворено.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель считает, что фактически полномочия по проведению лесоустроительных работ разделены между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению на землях лесного фонда лесоустроительных работ фактически сведены к минимуму, по сути, к работам по таксации лесов и проектированию мероприятий. Кроме того министерство указывает, что средства субвенций на проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Свердловской области за период 2016-2021 гг. не выделялись. В обоснование своих доводов министерство указывает, что в адрес руководителя Рослесхоза, временно исполняющего обязанности руководителя Рослесхоза, о выделении средств федерального бюджета для проведения лесоустроительных работ направлялись обращения, одновременно информирующие о критической ситуации в отношении лесоустройства, ответы на данные письма получены не были, в связи с вышеизложенным провести лесоустройство, в том числе исключительно в части, предусмотренной пунктами 3 - 5 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, при данных обстоятельствах невозможно.

В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории Нижне-Тагильского лесничества.

В ходе надзорных мероприятий прокуратурой сделан вывод о нарушении лесного законодательства в части проведения лесоустроительных работ.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства, выразившемся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Тагильского лесничества.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Лесного Кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, установил, что министерство не выполняло работы по проведению лесоустройства на территории Нижне-Тагильского лесничества, в связи, с чем удовлетворил заявленные прокуратурой требования.

Суд апелляционной инстанции выводы суда поддержал, признал их законными и обоснованными.

В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные пунктами 3 - 5 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесоустройство осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации)

В соответствии со статьями 67, 68, 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесных участков, осуществляется для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Согласно статье 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.

Согласно пунктам 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов, сроки для которой составляют от 10 до 15 лет в зависимости от таксационного разряда, на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу пунктов 1 - 3 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-1111 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области» Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере лесных отношений.

Судами установлено, что осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, возложено на министерство.

В качестве нарушения, выразившегося в форме бездействия министерства, прокуратурой указано, на отсутствие проводимых мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Тагильского лесничества, указанные работы проводились министерством в 2001 году.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что невыполнение Министерством требований закона, предусмотренного Лесным кодексом Российской Федерации, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, которые лишены возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в полном объеме.

Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования прокуратуры о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Тагильского лесничества и возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству на указанной территории на министерство.

Судами обоснованно отклонены доводы министерства о недостаточности выделяемых средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесного законодательства, а также о невозможности предусмотреть их выделение.

Судами установлено, что представленные письма от 30.07.2019 № 12-05- 30/12618, от 26.12.2019 № 12-05-30/22969, от 23.04.2021 № 12-05-30/8939 не подтверждают тот факт, что министерством принимались все зависящие от него меры к исполнению требований законодательства о периодичности проведения лесоустроительных работ.

Довод министерства о возложении обязанности по проведению таксации лесов на арендаторов лесных участков, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по проведению лесоустройства на территории лесничеств возложена законом на министерство, арендаторы лесных участков обязаны составлять проекты освоения лесов в отношении конкретных участков, предоставленных им в пользование, используя имеющиеся таксационные описания.

Неисполнение министерством обязанностей по проведению лесоустройства на территории лесничества возлагает на арендаторов лесных участков бремя несения дополнительных расходов на проведение таксационного описания предоставленных им в пользование лесных участков.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2021 по делу
№ А60-15014/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи Е.А. Поротникова

Е.О. Черкезов