Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7085/17
Екатеринбург
14 декабря 2017 г. | Дело № А60-17600/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Полуяктова А.С., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – ТУ Росимущества в Свердловской области) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2017 по делу № А60-17600/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее –общество «МРСК Урала») поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено в порядке, установленном ст. 159, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества «МРСК Урала».
Общество «МРСК Урала» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ТУ Росимущества в Свердловской области о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 12.01.2017 № АР-140/07, в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 66:27:0000000:16, 66:27:0000000:17, 66:27:0000000:18, и предоставлении их в аренду, по заявлению общества «МРСК Урала»; об обязании ТУ Росимущества в Свердловской области устранить допущенные нарушения законодательства, принять решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования общества «МРСК Урала» на земельные участки с кадастровыми номерами 66:27:0000000:16, 66:27:0000000:17, 66:27:0000000:18 и предоставлении обществу «МРСК Урала» на праве аренды на срок 49 лет следующих земельных участков: с кадастровым номером 66:27:0000000:16, местонахождение: Свердловская область, Тавдинский район, ПС Тавда-Сотник, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - для обслуживания линий воздушных электропередач, площадь 8305 кв. м; с кадастровым номером 66:27:0000000:17, местонахождение: Свердловская область, Тавдинский район, ПС Тавда-Велижаны, ВЛ-110 кВ - за пределами участка, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - для обслуживания линий воздушных электропередач, площадь 1381 кв. м; с кадастровым номером 66:27:0000000:18, местонахождение: Свердловская область, Тавдинский район, ориентир ПС Тавда-Туринск, ВЛ-110 кВ - за пределами участка, категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - для обслуживания линий воздушных электропередач, площадь 2065 кв. м.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2017 (судья Горбашова И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 07.09.2017 (судьи Жукова Т.М., Дюкин В.Ю., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, отказ в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки был связан с непредставлением заявителем необходимых документов в соответствии с
п. 2.16 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 № 571 (далее – Административный регламент).
В отзыве на кассационную жалобу общество «МРСК Урала» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением Главы муниципального образования Тавдинский район от 19.06.2000 № 430 за открытым акционерным обществом «Свердловэнерго» Артемовские электрические сети (правопредшественник общества «МРСК Урала») закреплены в бессрочное пользование земельные участки для обслуживания линий воздушных электропередач и электрических подстанций, после их формирования: с кадастровыми номерами 66:27:0000000:16, 66:27:0000000:17, 66:27:0000000:18 (выписки из ЕГРП от 08.09.2016 № 66/035/66/2016-957,
от 08.09.2016 № 66/035/661/2016-956 о 27.09.2016 № 66/035/661/2016-1020).
На указанных земельных участках находятся принадлежащие заявителю на праве собственности: электросетевой комплекс подстанции 110/10 кВ «Азанка, местоположение: Свердловская область, Тавдинский район, п. Азанка, на территории подстанции 110/10 «Азанка»; электросетевой комплекс подстанции 110/10 кВ «Карабашка», местоположение: Свердловская область, Тавдинский район, п. Карабашка, на территории 110/10 кВ «Карабашка»; электросетевой комплекс подстанции 110/10 кВ «Ваганка», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.08.2008 серии
66 АГ № 376215, от 05.12.2008 серии 66 АГ № 493626, от 06.02.2015
серии 66 АЖ № 730186.
Общество «МРСК Урала» 30.09.2016 обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлениями о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки и предоставлении их в аренду.
Письмом от 01.11.2016 № АР-12636/07 ТУ Росимущества в Свердловской области сообщило заявителю, что необходимо представить перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках.
Письмом от 09.12.2016 общество «МРСК Урала» сообщило ТУ Росимущества в Свердловской области о находящихся на испрашиваемых земельных участках объектах.
ТУ Росимущества в Свердловской области письмом от 12.01.2017 № АР-14107 отказало заявителю в переоформлении прав на указанные земельные участки ввиду не представления заявителем полного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанных в п. 2.8 Административного регламента.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права заявителя, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащегося в п. 1 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона
от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01 июля 2012 года по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных «Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», утвержденного приказом Министерства экономического Российской Федерации от 13.09.2011 № 475.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 № 571 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав.
Согласно п. 2.8 Административного регламента, для получения государственной услуги заявитель представляет следующие документы: заявление в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации) по форме согласно приложению 3 к Административному регламенту, содержащее следующую информацию: наименование органа, в который направляется заявление; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации; почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации заявления; суть заявления; личная подпись и дата; копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок); копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в подп. 2-4 настоящего пункта и п. 2.11 Административного регламента; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке (при их наличии у заявителя), в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Пункт 2.16. Административного регламента содержит основания для отказа в предоставлении государственной услуги: земельный участок не относится к федеральной собственности; заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о переоформлении права; наличие запрета на предоставление земельного участка на испрашиваемом праве, в том числе предусмотренного действующими нормативными правовыми актами; наличие вступивших в законную силу судебных актов, ограничивающих оборот земельного участка; отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования; представление неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.8 Административного регламента.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе выписки из ЕГРП от 08.09.2016
№ 66/035/66/2016-957, от 08.09.2016 № 66/035/661/2016-956 о 27.09.2016
№ 66/035/661/2016-1020, содержащие сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки, постановление Главы муниципального образования Тавдинский район от 19.06.2000 № 430 о предоставлении правопредшественнику истца спорных земельных участков на праве бессрочного пользования, свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2008 серии
66 АГ № 376215, от 05.12.2008 серии 66 АГ № 493626, от 06.02.2015 серии
66 АЖ № 730186, согласно которым за обществом «МРСК Урала» зарегистрировано право собственности на электросетевые комплексы, расположенные на спорных земельных участках, заявление общества «МРСК Урала» от 30.09.2016, письмо ТУ Росимущества в Свердловской области от 12.01.2017 № АР-14107, установив, что обществом «МРСК Урала» были представлены все необходимые документы для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки и предоставлении их в аренду в соответствии с требованиями п. 2.8 Административного регламента, принимая во внимание, что ТУ Росимущества в Свердловской области в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства, свидетельствующие о правомерности оспариваемого отказа, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования общества «МРСК Урала».
Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что обществом «МРСК Урала» не были представлены документы, удостоверяющие личность представителя, подписавшего заявление и удостоверяющие личность и полномочия лица, сдавшего заявление и документы, суды обоснованно указали следующее.
Из заявлений от 30.09.2016, 09.12.2016 следует, что они подписаны директором ПО Артемовские электрические сети ФИО1, к заявлениям от 30.09.2016 приложены копии доверенности от 11.01.2016
№ 257/2016 на указанное лицо, в которой указан, в том числе, документ, удостоверяющий личность ФИО1 - паспорт, его реквизиты, дата и место выдачи.
Таким образом, указание в доверенности сведений о паспорте подтверждает личность представителя, подписавшего заявление от юридического лица, при этом в п. 2.8 Административного регламента не содержится конкретный вид документа, подтверждающего личность.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
заявленные требования, суды обоснованно исходили из
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2017 по делу № А60-17600/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Э. Рябова
Судьи А.С. Полуяктов
В.А. Купреенков