АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7058/17
Екатеринбург
29 ноября 2017 г.
Дело № А60-17743/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области (далее – управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2017 по делу № А60-17743/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» - в лице Нижнетагильского отряда - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на Свердловской железной дороге (далее – предприятие, ФГП «ВО ЖДТ России») – ФИО1 (доверенность от 02.06.2016), ФИО2 (доверенность от 02.02.2015).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания управления от 16.03.2017 № 6237.
Решением суда от 29.06.2017 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Трефилова Е.М.) решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным предписание управления от 16.03.2017 № 6237 и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, при выявлении нарушений установленных правил вправе давать обязательные для исполнения гражданам Российской Федерации и должностным лицам предписания об устранении этих нарушений; на основании ч. 5 ст. 22 Закона об оружии гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; в соответствии с ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания; п. 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» (далее – распоряжение Правительства Российской Федерации № 1629-р) определён перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в которой включены, в том числе комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России; ФГП «ВО ЖДТ России» образовано в соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.01.2003 № 109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации»; согласно п. 1.4 устава ФГП «ВО ЖДТ России» находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1753-р и является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540; ФГП «ВО ЖДТ России» относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами и подпадает под требование п. 7 распоряжения Правительства Российской Федерации № 1629-р; в п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, предусмотрено, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащённых техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических ящиках; в силу п. 58 Правил требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и хранилищах оружия и патронов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации; на основании п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» (далее - Инструкция) комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей); все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций; в соответствии с уставом, утверждённым приказом Росгвардии от 30.09.2016 № 268, управление осуществляет организацию, обеспечение и осуществление на основе договоров охраны имущества физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации; комната хранения оружия стрелковой команды станции Тавда Нижнетагильского отряда филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на момент вынесения предписания не охранялась подразделением вневедомственной охраны Росгвардии, договоры на охрану объектов с управлением не были заключены, что не создавало условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, является нарушением названных нормативных актов.
Управление считает неправомерной ссылку предприятия на решение Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № ГКПИ 2003-1234 и постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2007 № Ф09-3799/07, поскольку указанные решения приняты до вступления в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р.
По мнению заявителя жалобы, ссылка на абз. 2 п. 169.6 Инструкции, в соответствии с которым охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульт охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещается оружие и (или) патроны, не свидетельствует об альтернативном характере указанной нормы и не освобождает от обязанности по подключению охранно-пожарной сигнализации на пульт подразделений вневедомственной охраны, установленной абз. 1 п. 169.6 данной Инструкции с учётом п. 7 распоряжения Правительства Российской Федерации № 1629-р; суд апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учел, что на дату вынесения предписания от 16.03.2017 № 6237 распоряжение Правительства Российской Федерации № 1629-р было обязательно к исполнению на всей территории Российской Федерации со дня его подписания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением в отношении предприятия проведена плановая проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов; в ходе проверки установлено, что комната для хранения оружия не подключена на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны.
По результатам проверки управлением вынесено предписание от 16.03.2017 № 6237, согласно которому предприятие обязано в срок до 16.04.2017 устранить нарушение, выразившееся в отсутствии подключения комнаты хранения оружия к пульту централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны.
Полагая, что оспариваемое предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ФГП «ВО ЖДТ России» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование ФГП «ВО ЖДТ России», сделал вывод о том, что поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны не подлежат обязательной охране полицией, а также войсками национальной гвардии и на момент выдачи оспариваемого предписания уже действовал п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ), требование оспариваемого предписания, в соответствии с которым ФГП «ВО ЖДТ России» обязано подключить комнаты хранения оружия к пульту централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны, является неправомерным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц (ст. 22 Закона об оружии).
В абзаце 1 п. 169.6 Инструкции предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В соответствии с абз. 5 п. 169.6 Инструкции охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № ГКПИОЗ-1234, из содержания указанной нормы следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Предприятие является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Ведомственная охрана - это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»).
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему.
В силу п. 3.3 данной Инструкции комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814»; охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения предприятия и (или) поста охраны.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции; в редакции, действовавшей до 01.01.2017) на полицию возлагались обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством принято распоряжение № 1629-р, согласно которому комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии) относятся к объектам, подлежащим обязательной охране полицией.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции был изменен - обязанность полиции в обязательном порядке обеспечивать на договорной основе охрану объектов, указанных в распоряжении №1629-р, была исключена.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с п. 37 названного перечня к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, отнесены комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций, требования к инженерно-технической укрепленности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны в данный перечень не включены, в связи с чем обязательной охране войсками национальной гвардии они не подлежат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления законных оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Установив, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы предприятия, суд апелляционной инстанции правомерно признал его недействительным.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу № А60-17743/2017 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Гусев
Судьи Д.В. Жаворонков
О.Л. Гавриленко