ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-2073/12 от 02.10.2012 АС Свердловской области



 149_366163



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
 http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-9352/12
 Екатеринбург
 08 октября 2012 г.

 Дело № А60-2073/2012 
 Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
 Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 г.


 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
 председательствующего Лимонова И. В.,
 судей Первухина В. М., Гусева О. Г.
 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с
 ограниченной ответственностью «Мелиоратор» (ИНН: <***>, ОГРН:
 <***>) (далее – общество) на решение Арбитражного суда
 Свердловской области от 02.05.2012 по делу № А60-2073/2012 и постановление
 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по тому же
 делу.
 В судебном заседании приняли участие представители:
 общества – ФИО1 (доверенность от 16.01.2012), ФИО2
 (паспорт);
 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по
 Свердловской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) (далее –
 инспекция, налоговый орган) – ФИО3 (доверенность от 10.01.2012
 № 8).
 Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с
 заявлением о признании недействительными решений Межрайонной
 инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Свердловской области от
 06.10.2011 № 8310 о привлечении к ответственности за совершение налогового
 правонарушения, от 15.12.2011 № 14419 о взыскании налогов, сборов, пеней,
 штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, от 15.12.2011 № 9775 о
 приостановлении операций по счетам налогоплательщика, от 21.07.2011
 № 14184 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных
 средств налогоплательщика, от 21.07.2011 № 9707 о приостановлении операций
 по счетам налогоплательщика, от 28.07.2011 № 416 о принудительном
 взыскании земельного налога и пеней.
 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
 самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен


 149_366163

 ФИО4 районный отдел судебных приставов управления Федеральной
 службы судебных приставов по Свердловской области.
 Определением суда от 20.03.2012 произведена замена Межрайонной
 инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Свердловской области на
 инспекцию.
 В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации общество заявило об отказе от заявленных требований в части
 признания недействительными решений от 21.07.2011 № 14184, от 21.07.2011
 № 9707, от 28.07.2011 № 416. Отказ от требований в указанной части принят
 судом, производство по делу в данной части прекращено.
 Решением суда от 02.05.2012 (судья Присухина Н.Н.) заявленные
 требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения
 от 06.10.2011 № 8310 в части привлечения общества к ответственности,
 предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
 – Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 4616 руб., решение от 15.12.2011
 № 14419 в части взыскания штрафа в размере 4616 руб., решение от 15.12.2011
 № 9775 в части приостановления операций по счетам налогоплательщика в
 отношении суммы штрафа в размере 4616 руб. В удовлетворении остальной
 части требований отказано.
 Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
 12.07.2012 (судьи Васева Е.Е., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение суда
 оставлено без изменения.
 В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты в
 части отказа в удовлетворении требований отменить, принять в указанной
 части новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов
 фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам,
 неправильное применение норм материального права.
 Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной
 инстанции не находит оснований для их отмены.
 При рассмотрении спора судами установлено, что 28.01.2011 обществом в
 налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за
 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
 составила 8228 руб. В связи с выявлением налоговым органом несоответствия
 сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у
 налогового органа, в адрес налогоплательщика направлено сообщение с
 требованием представления пояснений или внесения соответствующих
 исправлений в налоговую декларацию.
 Согласно данным представленной обществом повторной уточненной
 налоговой декларации № 2 по земельному налогу за 2010 год земельный налог
 исчислен обществом по земельному участку с кадастровым номером
 66:28:2101066:13, расположенному по адресу: <...>
, исходя из кадастровой стоимости
 536 157 руб. в сумме 429 руб., по земельному участку с кадастровым номером
 66:28:2101006:4, расположенному по адресу: Свердловская область, ФИО4


 149_366163

 район, <...>, исходя из кадастровой стоимости 1 559
 780 руб. в сумме 23 397 руб.
 В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной
 налоговой декларации № 2 налоговым органом установлено, что обществу с
 13.10.1992 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит
 земельный участок с кадастровым номером 66:28:2101006:4 общей площадью
 217 750 кв. м, расположенный по адресу: <...>
, кадастровая стоимость которого в 2010
 году составляла 9 807 460 руб. Данное обстоятельство послужило основанием
 для доначисления земельного налога.
 По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт
 от 29.08.2011 № 11012 и вынесено решение от 06.10.2011 № 8310 о
 привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по
п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 5128 руб., ему доначислен
 земельный налог за 2010 год в сумме 25 640 руб.
 Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской
 области от 11.11.2011 № 1519/11 решение налогового органа от 06.10.2011
 № 8310 оставлено без изменения.
 По состоянию на 18.11.2011 налоговым органом обществу выставлено
 требование № 6847 о добровольной уплате недоимки по земельному налогу в
 сумме 25 640 руб., пени в сумме 1716 руб. 81 коп., штрафа в сумме 5128 руб.
 В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке
 налоговым органом 15.12.2011 приняты решение № 14419 о взыскании налогов,
 сборов, пеней, штрафов за счет денежных на счетах налогоплательщика и
 решение № 9775 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
 (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
 Считая решения налогового органа от 06.10.2011 № 8310, от 15.12.2011
 № 14419, от 15.12.2011 № 9775 незаконными, общество обратилось в
 арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
 Удовлетворяя исковые требования частично, суды исходили из наличия
 правовых оснований для взыскания с общества земельного налога за
 пользование земельным участком исходя из его кадастровой стоимости в сумме
 9 807 392 руб. При этом суды посчитали возможным снизить размер штрафных
 санкций по п. 1 ст. 122 Кодекса с учетом смягчающих обстоятельств.
 Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и
 нормам действующего законодательства.
 В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются
 организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве
 собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
 пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации
 предусмотрено, что указанные права на земельный участок подлежат
 государственной регистрации, которая в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
 закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на


 149_366163

 недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным
 доказательствам существования зарегистрированного права.
 Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
 государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
 права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу
 данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их
 государственной
 регистрации,
 которая
 проводится
 по
 желанию
 правообладателей.
 Как указано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О
 введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,
 государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие
 права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от
 21.07.1997 № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином
 государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
 Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О
 внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
 Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации,
 а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
 (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае
 отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
 и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки
 налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании
 государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих
 права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до
 вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
 государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,
 которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу
 с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
 и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной
 власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в
 порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания
 таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
 На основании постановления главы администрации Талицкого района
 от
 12.10.1992
 №
 522
 АПМК
 «Талицкая»
 (правопредшественник
 налогоплательщика) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование
 земельный участок общей площадью 21 775 га.
 Распоряжением главы Талицкого городского округа от 27.07.2008 № 1238
 право постоянного (бессрочного) пользования АПМК «Талицкая» на
 земельный участок площадью 217 750 кв. м с кадастровым номером 66:28:21 01
 006:0004 (равнозначен номеру 66:28:2101006:4) прекращено, обществу с учетом
 изменений, внесенных распоряжением главы Талицкого городского округа
 от 28.11.2008 № 2097, предоставлен в собственность за плату земельный
 участок площадью 34 631 кв. м с местоположением: <...>
 (категория земель - земли


 149_366163

 промышленности)
 с
 разрешенным
 использованием
 под
 объект
 промышленности (производственная база).
 В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
 сделок с ним записи о регистрации прав налогоплательщика на объекты
 недвижимости, в том числе на земельный участок с кадастровым номером
 66:28:2101006:4 отсутствуют.
 Суды, учитывая, что в Едином государственном реестре прав на
 недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации
 прав на спорный земельный участок, пришли к правильному выводу о том, что
 за налогоплательщиком сохраняется право постоянного (бессрочного)
 пользования земельным участком с кадастровым номером 66:28:2101006:4
 общей площадью 217 750 кв. м.
 Поскольку в 2010 году заявитель обладал данным земельным участком на
 праве постоянного пользования, суды обоснованно указали на наличие у него
 обязанности по уплате земельного налога.
 При этом апелляционным судом обоснованно указано, что при
 прекращении права постоянного (бессрочного) пользования АПМК «Талицкая»
 земельным участком с кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью
 217 750 кв. м и предоставлении в собственность обществу земельного участка с
 кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью 34 631 кв. м на
 основании распоряжения главы Талицкого городского округа от 27.07.2008
 № 1238 землеустройство, межевание, формирование земельного участка,
 подлежащего предоставлению в собственность, произведено лишь в 2010 году,
 заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта
 недвижимости, соответствующее распоряжение главы Талицкого городского
 округа, межевой план представлены в ФИО4 отдел ФГУ «Земельная
 кадастровая палата» 28.10.2010. Решение о государственном кадастровом учете
 изменений объекта недвижимости принято 20.01.2011, на основании данного
 решения в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения в
 части площади и кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый
 паспорт земельного участка с уточнением площади и кадастровой стоимости
 земельного участка выдан 26.01.2011
 Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как
 его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося
 налоговым периодом, которым признается календарный год (п. 1 ст. 391
 Кодекса).
 Расчет земельного налога за 2010 год произведен налоговым органом
 исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка,
 представленных Талицким отделом ФГУ «Земельная кадастровая палата» в
 соответствии с которыми по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость
 земельного участка с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750
 кв. м составила 9 807 392 руб. Оснований для признания недостоверным
 размера кадастровой стоимости земельного участка, использованной
 налоговым органом при доначислении земельного налога, не имеется.


 149_366163

 Ставка земельного налога применена налоговым органом в соответствии с
 решением Думы Талицкого городского округа от 01.10.2009 № 52 «О внесении
 изменений в решение Талицкой районной Думы от 10.11.2005 № 451 «Об
 установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа»
 в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
 Таким образом, доначисление земельного налога за 2010 год в сумме
 25 640 руб. произведено налоговым органом правомерно.
 Принятие налоговым органом мер, направленных на принудительное
 взыскание с общества сумм налогов (сборов), пеней и штрафов,
 соответствующих действительной налоговой обязанности заявителя, также
 является правомерным и не нарушает права и законные интересы общества.
 Оснований для переоценки установленных судами первой и апелляционной
 инстанций фактических обстоятельств дела и принятых судами доказательств у
 суда кассационной инстанции в силу ст. 286, п. 2 ст. 287 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
 Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов
 в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
 С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
 без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
 Поскольку при обращении в Федеральный арбитражный суд Уральского
 округа с кассационной жалобой заявителем по указанным в ходатайстве об
 отсрочке уплаты госпошлины причинам оплата государственной пошлины не
 производилась, в связи с окончанием кассационного производства с общества в
 доход федерального бюджета подлежит взысканию 1000 руб. государственной
 пошлины по кассационной жалобе.
 Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, суд

 П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2012 по делу
 №
 А60-2073/2012
 и
 постановление
 Семнадцатого
 арбитражного
 апелляционного суда от 12.07.2012 по тому же делу оставить без изменения,
 кассационную
 жалобу
 общества
 с
 ограниченной
 ответственностью
 «Мелиоратор» – без удовлетворения.
 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мелиоратор» в
 доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по
 кассационной жалобе.

 Председательствующий




 И.В. Лимонов

 Судьи





 В.М. Первухин






 О.Г. Гусев