149_366163
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9352/12
Екатеринбург
08 октября 2012 г.
Дело № А60-2073/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Первухина В. М., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с
ограниченной ответственностью «Мелиоратор» (ИНН: <***>, ОГРН:
<***>) (далее – общество) на решение Арбитражного суда
Свердловской области от 02.05.2012 по делу № А60-2073/2012 и постановление
Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по тому же
делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества – ФИО1 (доверенность от 16.01.2012), ФИО2
(паспорт);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по
Свердловской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) (далее –
инспекция, налоговый орган) – ФИО3 (доверенность от 10.01.2012
№ 8).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с
заявлением о признании недействительными решений Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Свердловской области от
06.10.2011 № 8310 о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения, от 15.12.2011 № 14419 о взыскании налогов, сборов, пеней,
штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, от 15.12.2011 № 9775 о
приостановлении операций по счетам налогоплательщика, от 21.07.2011
№ 14184 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных
средств налогоплательщика, от 21.07.2011 № 9707 о приостановлении операций
по счетам налогоплательщика, от 28.07.2011 № 416 о принудительном
взыскании земельного налога и пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен
149_366163
ФИО4 районный отдел судебных приставов управления Федеральной
службы судебных приставов по Свердловской области.
Определением суда от 20.03.2012 произведена замена Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Свердловской области на
инспекцию.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации общество заявило об отказе от заявленных требований в части
признания недействительными решений от 21.07.2011 № 14184, от 21.07.2011
№ 9707, от 28.07.2011 № 416. Отказ от требований в указанной части принят
судом, производство по делу в данной части прекращено.
Решением суда от 02.05.2012 (судья Присухина Н.Н.) заявленные
требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения
от 06.10.2011 № 8310 в части привлечения общества к ответственности,
предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
– Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 4616 руб., решение от 15.12.2011
№ 14419 в части взыскания штрафа в размере 4616 руб., решение от 15.12.2011
№ 9775 в части приостановления операций по счетам налогоплательщика в
отношении суммы штрафа в размере 4616 руб. В удовлетворении остальной
части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
12.07.2012 (судьи Васева Е.Е., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение суда
оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты в
части отказа в удовлетворении требований отменить, принять в указанной
части новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов
фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам,
неправильное применение норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной
инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 28.01.2011 обществом в
налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за
2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
составила 8228 руб. В связи с выявлением налоговым органом несоответствия
сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у
налогового органа, в адрес налогоплательщика направлено сообщение с
требованием представления пояснений или внесения соответствующих
исправлений в налоговую декларацию.
Согласно данным представленной обществом повторной уточненной
налоговой декларации № 2 по земельному налогу за 2010 год земельный налог
исчислен обществом по земельному участку с кадастровым номером
66:28:2101066:13, расположенному по адресу: <...>
, исходя из кадастровой стоимости
536 157 руб. в сумме 429 руб., по земельному участку с кадастровым номером
66:28:2101006:4, расположенному по адресу: Свердловская область, ФИО4
149_366163
район, <...>, исходя из кадастровой стоимости 1 559
780 руб. в сумме 23 397 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной
налоговой декларации № 2 налоговым органом установлено, что обществу с
13.10.1992 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит
земельный участок с кадастровым номером 66:28:2101006:4 общей площадью
217 750 кв. м, расположенный по адресу: <...>
, кадастровая стоимость которого в 2010
году составляла 9 807 460 руб. Данное обстоятельство послужило основанием
для доначисления земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт
от 29.08.2011 № 11012 и вынесено решение от 06.10.2011 № 8310 о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по
п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 5128 руб., ему доначислен
земельный налог за 2010 год в сумме 25 640 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской
области от 11.11.2011 № 1519/11 решение налогового органа от 06.10.2011
№ 8310 оставлено без изменения.
По состоянию на 18.11.2011 налоговым органом обществу выставлено
требование № 6847 о добровольной уплате недоимки по земельному налогу в
сумме 25 640 руб., пени в сумме 1716 руб. 81 коп., штрафа в сумме 5128 руб.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке
налоговым органом 15.12.2011 приняты решение № 14419 о взыскании налогов,
сборов, пеней, штрафов за счет денежных на счетах налогоплательщика и
решение № 9775 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Считая решения налогового органа от 06.10.2011 № 8310, от 15.12.2011
№ 14419, от 15.12.2011 № 9775 незаконными, общество обратилось в
арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды исходили из наличия
правовых оснований для взыскания с общества земельного налога за
пользование земельным участком исходя из его кадастровой стоимости в сумме
9 807 392 руб. При этом суды посчитали возможным снизить размер штрафных
санкций по п. 1 ст. 122 Кодекса с учетом смягчающих обстоятельств.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и
нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что указанные права на земельный участок подлежат
государственной регистрации, которая в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
149_366163
недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным
доказательствам существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу
данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их
государственной
регистрации,
которая
проводится
по
желанию
правообладателей.
Как указано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,
государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие
права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от
21.07.1997 № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации,
а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае
отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки
налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании
государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих
права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до
вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,
которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу
с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной
власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в
порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания
таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
На основании постановления главы администрации Талицкого района
от
12.10.1992
№
522
АПМК
«Талицкая»
(правопредшественник
налогоплательщика) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование
земельный участок общей площадью 21 775 га.
Распоряжением главы Талицкого городского округа от 27.07.2008 № 1238
право постоянного (бессрочного) пользования АПМК «Талицкая» на
земельный участок площадью 217 750 кв. м с кадастровым номером 66:28:21 01
006:0004 (равнозначен номеру 66:28:2101006:4) прекращено, обществу с учетом
изменений, внесенных распоряжением главы Талицкого городского округа
от 28.11.2008 № 2097, предоставлен в собственность за плату земельный
участок площадью 34 631 кв. м с местоположением: <...>
(категория земель - земли
149_366163
промышленности)
с
разрешенным
использованием
под
объект
промышленности (производственная база).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним записи о регистрации прав налогоплательщика на объекты
недвижимости, в том числе на земельный участок с кадастровым номером
66:28:2101006:4 отсутствуют.
Суды, учитывая, что в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации
прав на спорный земельный участок, пришли к правильному выводу о том, что
за налогоплательщиком сохраняется право постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком с кадастровым номером 66:28:2101006:4
общей площадью 217 750 кв. м.
Поскольку в 2010 году заявитель обладал данным земельным участком на
праве постоянного пользования, суды обоснованно указали на наличие у него
обязанности по уплате земельного налога.
При этом апелляционным судом обоснованно указано, что при
прекращении права постоянного (бессрочного) пользования АПМК «Талицкая»
земельным участком с кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью
217 750 кв. м и предоставлении в собственность обществу земельного участка с
кадастровым номером 66:28:21 01 006:0004 площадью 34 631 кв. м на
основании распоряжения главы Талицкого городского округа от 27.07.2008
№ 1238 землеустройство, межевание, формирование земельного участка,
подлежащего предоставлению в собственность, произведено лишь в 2010 году,
заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта
недвижимости, соответствующее распоряжение главы Талицкого городского
округа, межевой план представлены в ФИО4 отдел ФГУ «Земельная
кадастровая палата» 28.10.2010. Решение о государственном кадастровом учете
изменений объекта недвижимости принято 20.01.2011, на основании данного
решения в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения в
части площади и кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый
паспорт земельного участка с уточнением площади и кадастровой стоимости
земельного участка выдан 26.01.2011
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как
его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося
налоговым периодом, которым признается календарный год (п. 1 ст. 391
Кодекса).
Расчет земельного налога за 2010 год произведен налоговым органом
исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка,
представленных Талицким отделом ФГУ «Земельная кадастровая палата» в
соответствии с которыми по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость
земельного участка с кадастровым номером 66:28:2101006:4 площадью 217 750
кв. м составила 9 807 392 руб. Оснований для признания недостоверным
размера кадастровой стоимости земельного участка, использованной
налоговым органом при доначислении земельного налога, не имеется.
149_366163
Ставка земельного налога применена налоговым органом в соответствии с
решением Думы Талицкого городского округа от 01.10.2009 № 52 «О внесении
изменений в решение Талицкой районной Думы от 10.11.2005 № 451 «Об
установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа»
в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, доначисление земельного налога за 2010 год в сумме
25 640 руб. произведено налоговым органом правомерно.
Принятие налоговым органом мер, направленных на принудительное
взыскание с общества сумм налогов (сборов), пеней и штрафов,
соответствующих действительной налоговой обязанности заявителя, также
является правомерным и не нарушает права и законные интересы общества.
Оснований для переоценки установленных судами первой и апелляционной
инстанций фактических обстоятельств дела и принятых судами доказательств у
суда кассационной инстанции в силу ст. 286, п. 2 ст. 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов
в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Поскольку при обращении в Федеральный арбитражный суд Уральского
округа с кассационной жалобой заявителем по указанным в ходатайстве об
отсрочке уплаты госпошлины причинам оплата государственной пошлины не
производилась, в связи с окончанием кассационного производства с общества в
доход федерального бюджета подлежит взысканию 1000 руб. государственной
пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2012 по делу
№
А60-2073/2012
и
постановление
Семнадцатого
арбитражного
апелляционного суда от 12.07.2012 по тому же делу оставить без изменения,
кассационную
жалобу
общества
с
ограниченной
ответственностью
«Мелиоратор» – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мелиоратор» в
доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по
кассационной жалобе.
Председательствующий
И.В. Лимонов
Судьи
В.М. Первухин
О.Г. Гусев