ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-21522/15 от 29.03.2016 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2209/16

Екатеринбург

05 апреля 2016 г.

Дело № А60-21522/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Рябовой С.Э.,

судей Соловцова С.Н., Татариновой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Усадебного потребительского кооператива «Таватуй» (далее – Кооператив) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2015 по делу                        № А60-21522/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Кооператива – Попыванов К.С. (доверенность от 13.01.2016).

Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) о признании недействительным приказа Департамента от 09.02.2015 № 160 и обязании Департамента рассмотреть проект освоения лесов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2015 (судья Григорьева С.Ю.) в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, Кооператив обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 71, ч. 2 ст. 170, ч. 1, 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, представленный на экспертизу проект освоения лесов составлен с соблюдением требований Лесного кодекса Российской Федерации и изданными в соответствии с ним приказами уполномоченного органа, основания для выдачи отрицательного заключения отсутствовали. Кооператив не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта освоения лесов. Более того, заявитель полагает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы апелляционной жалобы, поскольку он вывод суда первой инстанции об отсутствии  необходимости в проведении государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих планируемую хозяйственную или иную деятельность, не оспаривал. Кооператив указывает, что масштабы представленных им тематических лесных карт соответствовали действующему законодательству. Вывод судов о том, что на спорном земельном участке имеются земли, покрытые лесной растительностью, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Суды не дали надлежащей оценки договору аренды от 22.09.2008 № 191, акту натурного технического осмотра от 12.05.2008 и ранее выданным заключениям по результатам государственной экспертизы лесов в отношении спорного лесного участка, выписка из государственного лесного реестра от 16.06.2015 № 29-вн составлена в отношении иного земельного участка, таксационное описание участка в материалах дела отсутствует.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая доводы судов соответствующими нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

При рассмотрении спора судами установлено, что между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и некоммерческим партнерством «Таватуй» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.09.2008 № 191, в соответствии с условиями которого арендодатель обязался предоставить во временное пользование арендатору лесной участок для осуществления рекреационной деятельности, находящийся в государственной собственности.

Впоследствии, на основании договора от 29.08.2014 права и обязанности арендодателя перешли к Департаменту, права и обязанности арендатора - к Кооперативу.

Кооператив 29.12.2014 обратился в Департамент с заявлением о государственной экспертизе проекта освоения лесов, составленного на арендуемый участок, кадастровый номер 66:15:0000 000:42/22, площадь 13,18 га., месторасположение: Заозерный участок Заозерное (участковое) лесничество Невьянского лесничества государственного учреждения Свердловской области, квартал 90 выдел 7, 8, квартал 91 выдел 4, 7, 11, 12, 14, 15 (далее – спорный лесной участок).

Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 09.02.2015 № 160 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов спорного лесного участка, согласно которому проект освоения лесов возвращен на доработку.

Основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы явилось несоответствие проекта освоения лесов ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно:

- весь арендованный участок отнесен к нелесным землям (сенокос), что не соответствует материалам государственного лесного реестра;

- в проекте освоения лесов запроектировано создание объектов лесной инфраструктуры, при этом объемы указанных мероприятий не предусмотрены договором аренды;

- отсутствует информация о проектируемых объемах использования лесов (несоответствующий масштаб);

- в проекте освоения лесов отсутствует согласование по созданию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, находящимся на территории особо охраняемой природной территории областного значения - ландшафтный заказник «Озеро Таватуй с окружающими лесами», при использовании лесов рекреационной деятельности.

Кооператив, посчитав, что приказ Департамента от 09.02.2015 № 160, которым утверждено отрицательное заключение, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанцийисходили из того, что оспариваемый приказ  соответствует требованиям действующего лесного законодательства, Кооперативом при составлении проекта освоения лесов допущены нарушения.

Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.

Согласно п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях исполнения указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ от 21.02.2012 № 62, которым утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее - Правила).

Как следует из п. 7 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право, в том числе, создавать согласно ч. 1 ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое), возводить согласно ч. 2 ст. 41 и ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.

Действующими Правилами на указанных лиц возложены обязанности составлять проект освоения лесов в соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное пользование), а также другие обязанности (п. 9 Правил).

В соответствии с ч. ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со ст. 12 данного Кодекса.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее – Состав проекта освоения лесов). Данным приказом установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Так, пунктом 3 Состава проекта освоения лесов установлено, что проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Пунктом 6 Состава проекта освоения лесов предусмотрено, что в разделе «Сведения о лесном участке» приводится информация, в том числе, о распределении площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда.

В разделе «Создание лесной инфраструктуры» должна содержаться характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение № 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также иные сведения (п. 7 Состава проекта освоения лесов).

Согласно п. 8 Состава проекта освоения лесов раздел «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и должен содержать в том числе характеристики существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение № 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Названный Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 (далее – Порядок экспертизы ПОЛ). Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (п. 3 Порядка экспертизы ПОЛ).

Согласно п. 9 Порядка экспертизы ПОЛ экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации (п. 10 Порядка экспертизы ПОЛ).

В соответствии с п. 11 названного Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 58Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В Свердловской области принят Закон Свердловской области от 21.11.2005 № 105-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области», согласно п. 4 ст. 6 которого Правительство Свердловской области утверждает перечни особо охраняемых природных территорий областного значения.

Так, областным Правительством принято постановление от 17.01.2001 № 41-ПП «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области», которым утверждены соответствующие перечни особо охраняемых территорий областного значения.

В силу п. 21 Перечня ландшафтных, ландшафтно-гидрологических, орнитологических и ботанических государственных природных заказников областного значения кварталы 90, 91 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества ГКУ СО «Невьянское лесничество», находящееся в аренде у Кооператива, входят в территорию ландшафтного заказника «Озеро Таватуй с окружающими лесами».

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня в силу п. 4.1 ст. 12 указанного Закона является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в части государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня является Министерство природных ресурсов Свердловской области (подп. 1 п. 11 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 № 1904-ПП).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды лесного участка от 22.09.2008 № 191, согласно которому целью предоставления участка является рекреационная деятельность, проект освоения лесов в отношении  спорного лесного участка, переданного по договору от 22.09.2008 № 191, выписку из государственного лесного реестра от 16.06.2015 № 29-вн,  карту-схему расположения и границ спорного лесного участка, таксационное описание спорного лесного участка, из которых следует, что выдел 8 квартала 90 и выделы 4, 7, 11, 14 квартала 91 заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества являются лесными, покрытыми лесом землями, приняв во внимание, что предоставленный Кооперативу в аренду спорный лесной участок находится в пределах особо охраняемой природной территории (государственный природный заказник областного значения), суды первой и апелляционной инстанций установили, что сведения проекта освоения лесов о распределении площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда не соответствуют данным государственного лесного реестра, создание объектов лесной инфраструктуры с характеристиками, указанными в таблице 3.1 раздела 3 проекта освоения лесов, на лесном участке площадью 13,18 га не соответствует условиям договора от 22.09.2008 № 191, а также принципам обоснованности, фактической необходимости и разумности их пространственного размещения, в том числе, в разрезе противопожарного обустройства территории лесничества, экологическая экспертиза материалов по осуществлению предполагаемой хозяйственной деятельности на территории особо охраняемого природного объекта не проводилась.

Оценив тематическую лесную карту пространственного размещения проектируемых объектов на лесном участке, изготовленную в масштабе 1:100 000 суды установили, что представление тематической лесной карты в указанном масштабе в составе проекта освоения лесов не позволяет определить местоположение заявленных объектов, характеристики лесного участка и планируемых мероприятий, формальное следование заявителя требованиям закона без учета особенностей разрешенного использования лесного участка не свидетельствует о разумности действий заявителя. 

При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что приказ Департамента от 09.02.2015 № 160 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду Кооперативу по договору аренды лесного участка № 191 от 22.09.2008 и дополнительному соглашению к договору аренды от 28.10.2014 для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда Невьянского лесничества Свердловской области» соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Кооператива как арендатора лесного участка.

Довод кассационной жалобы о выходе судом апелляционной инстанции за пределы апелляционной жалобы, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку  Кооперативом обжаловалось решение суда первой инстанции в целом, а правовая квалификация спорных правоотношений является прерогативой суда.

Довод Кооператива об отсутствии в материалах дела таксационного описания спорного земельного участка противоречит материалам дела.

Иные доводы Кооператива, в том числе о распределении площади спорного лесного участка по лесным и нелесным землям, о масштабах тематических лесных карт, о необходимости проведения экологической экспертизы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции, и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2015 по делу № А60-21522/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Усадебного потребительского кооператива «Таватуй» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             С.Э. Рябова

Судьи                                                                          С.Н. Соловцов

И.А. Татаринова