ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-22520/2017 от 21.02.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-568/18

Екатеринбург

22 февраля 2018 г.

Дело № А60-22520/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимател Арутюняна Сергея Роландовича (далее – предприниматель, заявитель) на постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу № А60-22520/2017 Арбитражного суда Свердловской области . 

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением признании незаконным бездействия Финансового управления администрации муниципального округа город Алапаевск (далее – финансовое управление), выразившегося в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального учреждения «Орган местного самоуправления уполномоченный в сфере образования – Управление образования» (далее – учреждение) после 04.10.2008 в связи с неисполнением должником выданного Арбитражным судом Свердловской области исполнительного листа № 210130 от 23.10.2007 по делу № А60- 10386/2007.

Решением суда от 16.08.2017 (судья Киселев Ю.К.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                 от 06.12.2017 ( ФИО2, ФИО3, ФИО4) решение суда отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе предприниматель  просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.

Заявитель жалобы указывает на то, что согласно п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета; учреждение является муниципальным казенным учреждением, что следует из Единого государственного реестра юридических лиц; в силу п. 15 ч. 2 ст. 2 Положения об управлении, утвержденного решением Думы муниципального образования «город Алапаевск» от 21.10.2010 № 503, управление осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета муниципального образования «город Алапаевск», таким образом, управление является обязанным лицом по приостановлению расходных операций; в соответствии с п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений; в нарушение указанных требований управление не уведомило взыскателя о неисполнении в трехмесячный срок исполнительных документов и не приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, следовательно, управлением допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприостановлении расходных операций по всем имеющимся лицевым счетам учреждения; указанное бездействие существенно нарушило право предпринимателя на получение исполнения по исполнительному листу, создав препятствия нормальной предпринимательской деятельности.

По мнению предпринимателя, судом апелляционной инстанции не применены ст. 10, ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащие применению, а также были неверно истолкованы нормы ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации о субсидиарной ответственности применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы считает, что предъявление исполнительного листа к субсидиарному должнику не освобождает основного должника от погашения задолженности.

Предприниматель полагает, что у учреждения могут в будущем появиться денежные средства в случае выделения их собственником учреждения, которые должны идти на погашение требований по исполнительному листу; законодатель специально предусмотрел норму о приостановлении исполнения операций до полного погашения по исполнительному листу, а не до предъявления его в иной орган или к субсидиарному должнику и т.д., при этом, не указал какие-либо иные обстоятельства, отменяющие это приостановление; двойное погашение предотвращается путем уведомлений, которые дают друг другу основной и субсидиарный должники при осуществлении погашений; переплата возвращается должникам добровольно, а при невозврате в добровольном порядке путем подачи претензии и предъявления иска о взыскании неосновательного обогащения; таким образом, гражданское законодательство позволяет разрешать подобные ошибки и разногласия по поводу платежей; взыскание одновременно с основного и субсидиарного должников помогает предотвратить злоупотребление правом со стороны должников, которые являются аффилированными лицами; согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации казна муниципального образования состоит из имущества муниципального образования, не закрепленного за предприятиями и учреждениями, следовательно, при взыскании с казны (в субсидиарном порядке) у субсидиарного должника есть возможность свободно отдавать в распоряжение денежные средства своим учреждениям, не опасаясь их возможного списания, если взыскание с этого учреждения не ведется; для соблюдения принципа обязательности исполнения судебных актов необходимо производить одновременное взыскание как с основного, так и с субсидиарного должника.

Проверив законность судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель предъявил в управление исполнительный лист № 210130, выданный Арбитражным судом Свердловской области от 23.10.2007 по делу № А60- 10386/2007, на взыскание с учреждения и субсидиарно с муниципального образования 1 202 904 руб. 68 коп.

По состоянию на март 2017 года требования исполнительного документа были исполнены частично.

Предприниматель обратился  29.03.2017 в финансовое управление с заявлением о приостановлении всех расходных операций по лицевым счетам учреждения на основании п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

Управление издало приказ от  31.03.2017 № 17 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете должника за исключением оплаты труда.

Полагая, что управление допустило незаконное бездействие, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд апелляционной инстанции отменяя решения суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое бездействие управления не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с                      гл. 24.1 данного Кодекса.

В силу п. 1-7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в п. 3 и 4 ст. 242.1 названного Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 п. 3, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 п. 3, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником указанных требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 3 данной статьи. При неисполнении должником установленных требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 названной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных п. 3, 6 и 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

Пунктом 9 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном указанным Кодексом.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется ст. 161 и гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.

При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Судом апелляционной инстанции установлено, что в управлении находится исполнительный лист № 210130, выданный Арбитражным судом Свердловской области от 23.10.2007 по делу № А60- 10386/2007, на взыскание с учреждения и субсидиарно с муниципального образования 1 202 904 руб. 68 коп.

Суд апелляционной инстанции, установив, что по исполнительному листу  № 210130 управлением не приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника по истечении трех месяцев, предусмотренных для исполнения должником обязательств перед взыскателем по исполнительному листу, и не были направлены в установленный срок взыскателю сведения о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев, сделал вывод о несоблюдении управлением положений ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении взыскания на денежные средства учреждения.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что бездействие управления не повлекло нарушение прав и законных интересов предпринимателя.

Управлением приостановлены все операции по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения  за исключением оплаты труда, по другим исполнительным листам, находящимся на исполнении в управлении.

Согласно представленным управлением в материалы дела документам (платежным поручениям) в период с 05.08.2008 по 05.11.2008 исполнение судебного акта производилось с основного должника (муниципального учреждения «Управление образования муниципального образования «город Алапаевск») в соответствии со ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что данный судебный акт не был исполнен в трехмесячный срок основным должником, в связи с недостаточностью денежных средств, с 05.11.2008 исполнение данного судебного акта производится с субсидиарного должника (муниципальное образование «город Алапаевск») в соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое заявителем бездействие управления не влечет нарушение его прав и законных интересов, поскольку  муниципальным образованием «город Алапаевск» в порядке субсидиарной ответственности производятся частичные погашения по всем исполнительным листам, находящимся на исполнении в управлении, в том числе по исполнительному листу                                 № 210130: на момент рассмотрения дела остаток по указанному листу составляет 620 тыс. руб.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Поскольку взыскание за счет денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, невозможно в силу их отсутствия, приостановление операций по лицевым счетам учреждения не приведет к восстановлению нарушенных прав взыскателя.

Соответственно, оспариваемое заявителем бездействие управления не нарушает его прав и законных интересов, защита которых при установленных судами обстоятельствах возможна только в порядке субсидиарной ответственности.

Поскольку заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд апелляционной инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

Нормы материального права применены судом по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу № А60-22520/2017 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Е.А. Кравцова

Судьи                                                                          Н.Н. Суханова

Е.О. Черкезов