АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8980/14
Екатеринбург
05 февраля 2015 г.
Дело № А60-22830/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Татариновой И.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2014 по делу № А60-22830/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Некоммерческая организация Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта России (ОГРН 1036604385542, ИНН 6672130474; далее – фонд) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к кадастровой палате, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 142 962 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный с кадастровым номером 66:41:0305021:3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, в размере 124 663 000 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением суда от 04.08.2014 (судья Смагин К.Н.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3 площадью 142 962 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 124 663 000 руб. С каждого из ответчиков в пользу истца в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано по 2000 руб. Суд также указал, что с момента вступления в законную силу решения суда и до его фактического исполнения на взысканные суммы государственной пошлины подлежат начислению проценты в размере 8,25% годовых.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 16.10.2014 (судьи Скромова Ю.В., Гладких Е.О., Голубцова Ю.А) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку проведение государственной кадастровой оценки земель не относится к его компетенции. Кадастровая палата указывает, что передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы. Кадастровая палата также указывает, что на сегодняшний день по г. Екатеринбургу произведена кадастровая оценка земель по состоянию на 15.11.2012, утвержденная приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП, являются архивными. По мнению заявителя жалобы, исполнением решения суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 01.01.2010 будет нарушен принцип актуализации сведений в государственном кадастре недвижимости, поскольку это повлечет присвоение «архивного» статуса для размера кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 по состоянию на 15.11.2012. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суды необоснованно взыскали с кадастровой палаты проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму судебных расходов 2000 руб. по ставке 8,25% с момента вступления в силу решения и до полной уплаты взысканной суммы судебных расходов. Заявитель жалобы указывает, что у него отсутствует возможность в добровольном порядке исполнить решение суда в части выплаты расходов по уплате государственной пошлины, поскольку кадастровая палата финансируется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, а согласно ч. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фонду на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 142 962 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный с кадастровым номером 66:41:0305021:3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2003.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 установлена постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП в размере 826 318 930 руб. 38 коп.
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Судами установлено, что в подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка фонд представил отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Областной центр оценки» от 27.06.2013 № 206-13/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 124 663 000 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» от 28.06.2013 № 28-06-13-17 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 значительно превышает его рыночную стоимость на эту дату, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований фонда.
Довод кадастровой палаты о том, что она является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, так как проведение государственной кадастровой оценки земель относится не к ее компетенции, а к компетенции управления Росреестра подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящий момент ряд его функций в этой сфере, в том числе по ведению государственного кадастра недвижимости, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222), переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Следовательно, кадастровая палата привлечена к участию в деле в качестве ответчика правомерно.
Ссылка кадастровой палаты на невозможность исполнения судебного акта судами рассмотрена и правомерно отклонена.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом «архивные».
Решением суда первой инстанции от 04.08.2014 по данному делу кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010 и утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП, установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Признавая фонд заинтересованным лицом в предъявлении настоящих требований, суды верно указали, что фонд в период применения кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2010, обратился с заявлением о выкупе принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, а, поскольку цена выкупа определяется по состоянию на дату подачи заявки, фонд является заинтересованным лицом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно указал, что напрямую ни Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, ни Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ни Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не содержат запрета на изменение сведений, имеющих статус «архивных», но подлежащих применению.
Изменению в государственном кадастре недвижимости подлежат именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, которые в настоящее время имеют статус «архивные», оснований для изменения актуальной кадастровой стоимости, то есть внесенной по состоянию на более позднюю дату (15.11.2012), не имеется.
Таким образом, исполнение ответчиком решения и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка не противоречит закону.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованное возложение на него обязанности по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вступления оспариваемого решения в законную силу и до его фактического исполнения, не соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта».
То обстоятельство, что кадастровая палата финансируется из федерального бюджета, не освобождает ее от обязанности своевременного исполнения судебного решения (ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2014 по делу № А60-22830/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.В. Лазарев
Судьи И.А. Татаринова
Т.В. Сулейменова