ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-24131/2023 от 08.02.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-254/24

Екатеринбург

09 февраля 2024 г.

Дело № А60-24131/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Рябовой С.Э.,

судей Гуляевой Е.И., Суспициной Л.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Ключевской» (далее - ЖСК «Ключевской»)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2023 по делу № А60-24131/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель
ЖСК «Ключевской» - ФИО1 (доверенность от 29.06.2023).

ЖСК «Ключевской» обратился в Арбитражный суд Свердловской области к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) с заявлением о признании недействительным приказа от 06.04.2023 № 1885 «О прекращении действия разрешения на использование ЖСК «Ключевской» земель кадастрового квартала 66:41:0609902, расположенных в районе улицы Ясеневой в городе Екатеринбурге».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2023
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного 17.11.2023 решение суда решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ЖСК «Ключевской» просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель считает, что оспариваемый приказ является незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:27344, в границах которого расположена улица Ясенева, и часть земель кадастрового квартала 66:41:0609902 площадью 502 кв. м, предоставленная ему в пользование на основании указанного приказа, не относятся к территориям общего пользования, в связи с чем он не обязан обеспечить доступ неопределенного круга лиц к ним. Кроме того, заявитель полагает, что судами неправомерно не применены к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

При рассмотрении спора судами установлено, что 23.12.1999 между Администрацией города Екатеринбурга и ПЖСК «Ключевской» заключен договор аренды № 6-118, в соответствии с которым последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614008:3, расположенный по адресу: Екатеринбург, пос. Семь Ключей, на срок с 01.12.1997 по 30.11.2000 для завершения строительства коттеджного поселка.

Главным управлением Архитектуры и градостроительства Свердловского Горисполкома 03.02.1992 утверждено архитектурно-планировочное задание на проектирование строительства коттеджей, в соответствии с которым ПЖСК «Ключевской» подготовлен генеральный план застройки коттеджного поселка. Генеральным планом застройки поселка предусмотрено строительство коттеджей, объектов инженерной инфраструктуры, в том числе линейной сети канализации, внутриквартальных проездов, капитального ограждения, гостевой автопарковки, мусороконтейнерной площадки, спортивной, детской площадок, и иных объектов общего пользования. Генеральный план застройки согласован Администрацией города Екатеринбурга.

В 2000 году ПЖСК «Ключевской» завершено строительство коттеджного поселка. Введены в эксплуатацию индивидуальные жилые дома, построены сети инженерно-технического обеспечения и наружного освещения, трансформаторная подстанция, тепловой пункт, построены внутриквартальные проезды, выполнено благоустройство прилегающей к жилым домам территории, установлены малые архитектурные формы, установлено ограждение. Члены ПЖСК «Ключевской» осуществляли 100% инвестирование строительства объектов инженерной инфраструктуры, в том числе линейной сети канализации, и иных объектов общего пользования.

Права собственности на линейные сооружения канализации и водоотведения не оспаривается.

ЖСК «Ключевской» на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - Постановление № 1300) обратился в Министерство с заявлением от 01.09.2021 о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена, без их предоставления, для эксплуатации сооружения канализационно-насосной станции коттеджного поселка «Ключевской», расположенного в городе Екатеринбурге, в районе ул. Ясеневой, в кадастровом квартале 66:41:0609902, площадью 502 кв. м.

На основании приказа Министерства от 29.09.2021 № 3774 ЖСК «Ключевской» разрешено использование без взимания платы для размещения линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, земель кадастрового квартала 66:41:0609902 площадью 502 кв. м, расположенных в районе улицы Ясеневой в городе Екатеринбурге согласно прилагаемой схеме.

В Министерство 16.09.2022 поступила информация Администрации города Екатеринбурга о перекрытии ЖСК «Ключевской» прохода/проезда к земельному участку с кадастровым номером 66:41:0609902:31. Также указано, что Земельным комитетом проведено обследование по указанному адресу, в ходе которого установлено, что территория между земельными участками в кадастровом квартале 66:41:0609902 огорожена бетонным забором, в результате чего сквозной проезд по улице Ясеневой отсутствует. Условиями приказа Министерства от 29.09.2021 № 3774 размещение ограждения на данной территории не предусмотрено.

Министерством в адрес ЖСК «Ключевской» направлено уведомление от 06.10.2022 № 17-01-82/24155 о необходимости устранения нарушения в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления и о прекращении действия разрешения в одностороннем порядке в случае невыполнения требования уведомления.

В феврале 2023 года Министерством направлен запрос в Администрацию города Екатеринбурга о проведении обследования территории, в ответ на который представлен акт от 08.02.2023 № 64/6-2023, в соответствии с которым территория по разрешению на использование земель огорожена забором, сквозной проезд по улице Ясеневой исключен. Забор является частью единого ограждения территории ЖСК «Ключевской». Площадь огороженного земельного участка составляет около 500 кв. м, какие-либо ограждения внутри территории отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями использования земельного участка, не устранением их, Министерство приказом от 06.04.2023 № 1885 «О прекращении действия разрешения на использование ЖСК «Ключевской» земель кадастрового квартала 66:41:0609902, расположенных в районе улицы Ясеневой в городе Екатеринбурге» прекратило действие разрешения на использование земельного участка.

Не согласившись с указанным приказом, ЖСК «Ключевской» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии счастью 1 статьи 198,частью 4 статьи 200,частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 3 указанного Перечня к числу таких объектов отнесены линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2021 № 543-ПП утверждено действующее на дату возникновения спорных правоотношений сторон Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Постановление № 543-ПП).

Как следует из материалов дела и судами установлено, вышеуказанные приказы Министерства изданы в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 543-ПП, принятого, в свою очередь, во исполнение положений пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации № 1300.

В соответствии с положениями приказа № 3774 ЖСК «Ключевской» предписано соблюдать следующие условия и требования:

3.1. Не допускается размещение объектов, не предусмотренных пунктом 1 настоящего приказа.

3.2. Не допускается передача права на размещение объектов, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

3.3. До начала работ по размещению объектов ЖСК «Ключевской» обязано обратиться в уполномоченный орган для выдачи разрешения на производство земляных работ в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

3.4. В случае если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы, выполнить требования, предусмотренные статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации.

3.5. Размещение объектов осуществляется при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка и технического регулирования.

3.6. Разрешение на использование земель, указанных в пункте 1 настоящего приказа, не является основанием для рубки, пересадки или любого другого повреждения или уничтожения деревьев или кустарников, повреждения или уничтожения элементов благоустройства, добычи общераспространенных полезных ископаемых.

3.7. Разрешение на использование земель, указанных в пункте 1 настоящего приказа, не является основанием для воспрепятствования свободному доступу неограниченного круга лиц к территориям общего пользования, а также осуществлению работ по содержанию территорий общего пользования, за исключением периода осуществления земляных работ в связи с размещением объекта.

3.8. Место размещения объектов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе техническим регламентам, строительным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки муниципального образования, утвержденной документации по планировке территории муниципального образования, правилам благоустройства территории соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 4 приказа № 3774 при выявлении нарушений условий и требований, указанных в пункте 3 настоящего приказа, Министерство уведомляет ЖСК «Ключевской» о необходимости устранения таких нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления, а также о прекращении действия разрешения в одностороннем порядке в случае невыполнения требований такого уведомления.

В соответствии с пунктом 5 приказа № 3774 разрешение на использование земель, указанных в пункте 1 настоящего приказа, может быть прекращено по следующим основаниям:

5.1. По истечении срока, на который оно выдано, либо со дня принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия разрешения в одностороннем порядке, либо по заявлению ЖСК «Ключевской» о досрочном прекращении действия разрешения. В случае прекращения действия разрешения ЖСК «Ключевской» имеет право на заключение соглашения о сервитуте в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

5.2. В связи с принятием Министерством решения о предоставлении земельного участка, в отношении которого ранее выдано разрешение, либо заключением договора купли-продажи, договора аренды такого земельного участка, договора безвозмездного пользования таким земельным участком или соглашения о перераспределении земель и (или) таких земельных участков. Министерство в одностороннем порядке принимает решение о прекращении действия разрешения и уведомляет о принятии такого решения ЖСК «Ключевской» в течение 10 рабочих дней со дня принятая указанного решения.

5.3. В случае невыполнения ЖСК «Ключевской» в установленный срок требований Министерства о необходимости устранения допущенных нарушений условий и требований, указанных в пункте 3 настоящего приказа. Министерство принимает решение о прекращении действия разрешения в одностороннем порядке и в течение 10 рабочих дней уведомляет о таком решении ЖСК «Ключевской».

Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, в том числе полученные в ходе совместного осмотра земельного участка сторонами акты обследования, из которых следует, что предоставленный на основании приказа № 3774 земельный участок используется ЖСК «Ключевской» как для размещения линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, так и как часть земельного участка непосредственно ЖСК; фотоматериалы, из которых усматривается, что участок имеет замощение, элементы благоустройства в виде тротуарной плитки, озеленения, в совокупности представляет собой единую территорию земельного участка предоставленного под индивидуальную застройку ЖСК и земельного участка предоставленного на основании приказа № 3774; сведения публичной кадастровой карты, согласно которым предоставленный участок имеет ограждение в виде забора по периметру, который препятствует проходу и проезду неопределенного круга лиц к участку смежному (с кадастровым номером на конце 157, 156, 152, 31 и иным) в том числе к землям, границы которой не определены, которая находится в публичной собственности, и установив факт нарушения со стороны ЖСК «Ключевской» условий о доступе неопределенного круга лиц к участку, а также факт нецелевого использования предоставленного участка, а именно путем благоустройства предоставленного спорного земельного участка фактически осуществлено благоустройство всей территории ЖСК в границах забора, в отсутствие доказательств обратного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ Министерства соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Как верно отмечено судами, предоставление земельных участков на основании разрешения на использование не является основанием реализации пользователем каких либо правомочий в отношении публичных земель, тем более выходящими за пределы описанных в разрешении действий.

Довод ЖСК «Ключевской» о том, что оспариваемым приказом (пункт 2 приказа) Министерство фактически обязало заявителя освободить земельный участок от принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, в том числе канализационно-насосной станции, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку пункт 2 приказа носит неопределенный характер, в данном пункте не указан конкретный перечень объектов от которых должен быть освобожден земельный участок.

При этом суд кассационной инстанции отмечает, что ЖСК «Ключевской» не лишен возможности обратиться к уполномоченному органу за предоставлением разрешения для размещения линейных сооружений канализации и водоотведения, сформировав земельный участок непосредственно под них, что также дополнительно свидетельствует об отсутствии нарушений оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя и исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2023 по делу № А60-24131/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Ключевской» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Э. Рябова

Судьи Е.И. Гуляева

Л.А. Суспицина