Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-856/15
Екатеринбург
30 марта 2015 г. | Дело № А60-24365/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы») на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2014 по делу № А60-24365/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – ФИО1 (доверенность от 25.02.2015 № 16/ИД);
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра) – ФИО2 (доверенность от 18.12.2014 № 08-17/256).
Общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 21.03.2014 № 01/360/2013-312 в государственной регистрации права собственности; обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на основании ранее представленных документов и выдать свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества - сооружение: сети электроосвещения подстанции, назначение: передаточные устройства, протяженностью 1 569 м (год ввода в эксплуатацию - 2013 год), расположенный по адресу: <...>, ПС 500 кВ Южная.
Определением суда от 08.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской областиот 07.10.2014 (судья Куклева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 2, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). По мнению заявителя, судами не учтено, что регистрируемый объект поставлен на кадастровый учет в органе кадастрового учета как объект недвижимого имущества. Заявитель считает, что судами не учтено, что на регистрируемый объект не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию в силу того, что он является вспомогательным объектом. Заявитель указывает, что в письме Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга «О предоставлении информации» от 23.07.2013 № 219-12/3815 содержится подтверждение того, что объект не является объектом капитального строительства. В данном письме указано, что объект «сети электроосвещения» не является объектом капитального строительства, требующего получение разрешения на строительство (а, следовательно, и ввод объекта в эксплуатацию) и служит составной частью объекта – ПС 500 кВ Южная.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 12.11.2013 общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект - сооружение: сети электроосвещения подстанции, назначение: передаточные устройства, протяженностью 1 568 м (год ввода в эксплуатацию - 2013 год), расположенное по адресу: <...>, ПС 500 кВ Южная.
К указанному заявлению были приложены следующие документы: доверенность представителя от 26.06.2013, кадастровый паспорт, письмо от 23.07.2013, платежное поручение от 04.06.2013.
В соответствии с декларацией об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. <...>, ПС 500 кВ Южная, составленной обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по состоянию на 03.03.2014, сооружение создано в 2013 году, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0505029:17, 66:41:0505029:29.
Государственная регистрация прав 29.11.2013 была приостановлена в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для совершения соответствующих регистрационных действий.
Государственная регистрация 26.12.2013 была приостановлена на основании заявления представителя общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».
Управлением Росреестра 21.03.2014 направлено сообщение об отказе в государственной регистрации № 01/360/2013-312 на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ, в котором указано, что в регистрации права собственности на объект отказано, поскольку заявленный на государственную регистрацию объект не отвечает критериям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, декларация от 03.03.2014 оформлена с нарушением требований действующего законодательства.
Ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на сооружение: сети электроосвещения подстанции, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 4 Закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (п. 1 ст. 13 Закона №122-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Закона №122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 данной статьи.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 указанного Закона).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ).
Согласно абз. 2, 10 п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Федеральным законом; не представлены документы, необходимые в силу названного Федерального закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Пунктом 1 ст. 25.3 названного Закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 1 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;
В п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судами установлено, что из представленных на государственную регистрацию права документов не следовало, что спорный объект является вновь созданным объектом, на которое требуется разрешение на строительство, или объектом вспомогательного использования.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что заявленный к регистрации объект не является объектом недвижимого имущества ввиду отсутствия у него признаков, указанных в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и право на который в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации требует государственной регистрации.
Согласно декларации об объекте недвижимого имущества заявленный к регистрации объект располагается на двух земельных участках, что также не допустимо.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на заявленный к регистрации объект.
Установив, что заявитель по правилам ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства несоответствия обжалуемого отказа положениям действующего законодательства, доказательств нарушения его прав и законных интересов, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, кроме того, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2014 по делу
№ А60-24365/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Платонова
Судьи Н.Г. Беляева
С.Э. Рябова