ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-24477/2017 от 20.02.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9129/17

Екатеринбург

22 февраля 2018 г.

Дело № А60-24477/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  22 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н. ,

судей Черкезова Е. О. , Вдовина Ю. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области  (далее - заявитель, министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2017 по делу №А60-24477/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

министерства – Романова Т.И. (доверенность от 16.01.2018),

Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление).

Министерство  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконными решения и предписания Управления от 22.02.2017 по жалобе № 13/18.1-2017.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Карачаровский механический завод» (далее – ПАО «КМЗ»).

Решением суда от 27.07.2017 (судья  Гнездилова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит названные судебные акты отменить, принять новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального и процессуального права. Указывает, что подп. «о» п. 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение № 615) позволяет самостоятельно органу по ведению реестра устанавливать минимальное количество квалифицированного персонала в зависимости от предмета предварительного отбора. Отмечает, что Положение № 615 является специальной нормой по отношению к Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ), не противоречит ему, но применяется с учетом специфики рассматриваемых отношений.

Считает, что решением антимонопольного органа нарушены права министерства на реализацию полномочий в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем формирования и ведения реестра именно квалифицированных и подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, в том числе работ по замене лифтового оборудования.

При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов в лице министерства при организации и проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт жалобы, Управлением принято решение от 22.02.2017, которым жалоба признана обоснованной, а организатор торгов нарушившим пп. «о» п. 23 Положения № 615 и п. 1 ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ.

Также Управлением выдано предписание от 22.02.2017, которым организатору торгов (его комиссии по проведению предварительного отбора) предписано после возобновления предварительного отбора обеспечить осуществление оценки рассмотрения поданных заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованию о наличии у участника предварительного отбора минимального количества квалифицированного персонала в штате исходя из установленных п. 1 ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ значений и с применением коэффициента пропорциональности примененного в пп. 11 п. 4 Документации.

Полагая, что решение и предписание являются незаконными, министерство обратилось в арбитражный суд.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными.

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) функциями регионального оператора являются, в том числе, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Функциями регионального оператора согласно ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ являются, в том числе, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения (функции регионального оператора, установленных части 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обязанностями регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определены, в том числе ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, согласно которой привлечение региональным оператором, в частности предусмотренном ч. 3 настоящей статьи, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Положением № 615.

В соответствии с п. 2 Положения № 615 закупки товаров, работ в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным Законом о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные п. 8 Положения, а также случаев, предусмотренных п. 193 Положения.

Под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; заинтересованное лицо - физическое лицо, заинтересованное в результатах привлечения подрядных организаций (в том числе являющееся индивидуальным предпринимателем), подавшее заявку через оператора электронной площадки на участие в предварительном отборе, заявку на участие в электронном аукционе, либо юридическое лицо, подавшее заявку на участие в предварительном отборе, заявку на участие в электронном аукционе; участник предварительного отбора - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций; реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных п. 193 настоящего Положения.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 № 602-ПП заявитель наделен полномочиями по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций.

Во исполнение требований Положения № 615 министерством создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, а также разработана документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт, которая утверждена Приказом Министерства от 16.01.2017 № 6 «О проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт» (далее - Документация).

Материалами дела подтверждено, что в установленный период подачи заявок было подано 20 заявок, в том числе заявка ПАО «КМЗ».

Согласно подп. «о» п. 23 Положения № 615 при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора о наличии у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

В пп. 11 п. 4 Документации установлены требования о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала в зависимости от указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

Саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 1 ч. 1 ст. 55.5 ГрК РФ).

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица, требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица (п. 1 и 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ).

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование.

Судами установлено, что ПАО «КМЗ» является членом саморегулируемой организации «Альянс строителей», имеет свидетельство о допуске по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает трех миллиардов рублей.

Однако, организатором торгов в лице министерства определено минимальное количество квалифицированного персонала, установлено требование исключительно по наличию высшего образования и составив «шаг» - 5 человек пропорционально стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что предъявление организатором торгов в пп. 11 п. 4 Документации требования о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала в количестве 5 человек (при стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации, в размере не более 10 млн. руб.) и обязательном наличии только высшего профессионального образования не соответствует пп. «о» п. 23 Положения № 615 и п. 1 ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемые нернормативные акты соответствующими закону.

Судами верно отмечено, что Постановление № 615, утвержденное в соответствии с ч. 1.1 ст. 180 и ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, является подзаконным нормативно-правовым актом и не может противоречить иным федеральным законам, в частности, градостроительному законодательству.

Как указывалось выше, согласно пп. «о» п. 23 Положения № 615 минимальное количество квалифицированного персонала устанавливается в документации в зависимости от предмета предварительного отбора; стоимости работ, указываемой в свидетельстве саморегулируемой организации по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

При этом правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций установлено гл. 6.1 ГрК РФ.

В частности, минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указаны в ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что пп. «о» п. 23 Положения № 615 связывает стоимость и предмет работ (разрешенной деятельности), указанных в свидетельстве саморегулируемой организации, с требованиями к минимальному количеству квалифицированного персонала.

Минимально необходимые и достаточные требования, при соответствии которым лицо считается квалифицированным, то есть имеющим возможность заниматься работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, уже установлены на законодательном уровне в ст. 55.5 ГрК РФ.

С учетом вышесказанного, лицо, которое соответствует требованиям ст. 55.5 ГрК РФ и имеет свидетельство саморегулируемой организации в силу требований закона, обладает квалифицированным персоналом для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2017 по делу №А60-24477/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                Н.Н. Суханова

Судьи                                                                             Е.О. Черкезов

                                                                              Ю.В. Вдовин