ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-25426/2017 от 01.03.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8909/17

Екатеринбург

07 марта 2018 г.

Дело № А60-25426/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А. Н.,

судей Кравцовой Е.А., Поротниковой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 по делу № А60-25426/2017 Арбитражного суда Свердловской области.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый домъ» (далее – ООО «Чистый домъ», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу (далее –Департамент) от 16.05.2017 № 29-21-04-170.

Решением суда от 31.07.2017 (судья Ковалева М. В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 (судьи Варакса Н.В., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 16.05.2017 № 29-21-04-170 признано незаконным и отменено. С Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью «Чистый домъ» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей.

В кассационной жалобе Департамент просит указанный судебный акт отменить по следующим основаниям.

Ссылаясь на положения ст. 36, 161, 192, 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила
№ 170), Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013
№ 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», управляющая организация ООО «Чистый Домъ» обязана осуществлять мероприятия по организации и содержании мест накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на судебную практику с аналогичными выводами.

Также заявитель отмечает, что решением Артемовского городского суда Свердловской области № 2-1458/2014 от 25.12.2014, а также решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу
№ А60-5571/2016 установлены иные обстоятельства дела, не имеющие отношения к рассматриваемому делу.

По мнению заявителя, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170. Данные Правила являются обязательными для применения, что подтверждается судебной практикой (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07,07.2016 № 44-АД16-15, Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 № 44-АД 16-34, Постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10).

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения Администрации Артемовского городского округа об организации сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов, на основании приказа
от 10.05.2017 № 29-21-20-170 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 12.05.2017 по 16.05.2017 в отношении ООО «Чистый домъ» проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах <...> В ходе проверки установлено (акт проверки от 16.05.2017 № 29-21-03-170):

- в многоквартирном доме № 13 по ул. Энгельса: контейнерная площадка для установления мусоросборников на прилегающей территории указанного дома, находящегося в управлении проверяемой управляющей организации, не оборудована; зафиксировано отсутствие специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 3.7, 1, 3.7, 4. 3.7.15 Правил № 170, п. 26 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения)».

- в многоквартирном доме № 29 по ул. Полярников на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных, установленных п. 3.7.1. Правил № 170, п. 26 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения)».

По итогам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО «Чистый Домъ» направлено предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом № 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом № 29 по ул. Полярников).

Не согласившись с указанным предписанием, ООО «Чистый домъ» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 № 290, в данный перечень включены работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Согласно подп. «д» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Судами установлено, что в соответствии с Реестром лицензий Свердловской области в управлении ООО «Чистый домъ» находятся, в том числе, многоквартирные дома: <...> Энгельса, 13.

Вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции (в частности, решение Артемовского городского суда по делу
№ 2-1458/2014 с учетом определения от 22.05.2017 о разъяснении судебного акта) на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок (в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров) на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу
№ А60-5571/2016, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017, отказано в удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО «Чистый домъ» обязанности установить контейнеры (мусоросборники) по адресам <...> и
<...>; в вышеуказанных судебных актах принято во внимание решение Артемовского городского суда по делу № 2-1458/2014
от 30.12.2014, при этом арбитражные суд указали, что действия Администрации Артемовского городского округа фактически направлены на уклонение вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов. Также судами отмечено, что осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.

В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае обращение Администрации Артемовского городского округа Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и принятие Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по результатам проверки данного обращения предписания о возложении на ООО «Чистый домъ» обязанности обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом № 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом № 29 по
ул. Полярников), фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции и арбитражного суда, что недопустимо в силу действующего законодательства.

Относительно указанной в оспариваемом предписании обязанности организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензию, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует и судами установлено, что ООО «Чистый домъ» организован пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении по месту осуществления деятельности ООО «Чистый домъ» (отдельно стоящее нежилое здание по адресу <...>); собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах соответствующим образом уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп; с организацией, имеющей лицензию ООО «Урал-ЭКО» заключен соответствующий договор.

Таким образом, выводы суда первой инстанции относительно данного нарушения и ссылки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на то, что указанные документы в его адрес не поступали, об обратном не свидетельствуют, поскольку данные мероприятия осуществлены ООО «Чистый домъ» еще до вынесения оспариваемого предписания от 16.05.2017; в то время как из материалов дела, в том числе, из содержания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.05.2015 следует, что у ООО «Чистый домъ» запрошена копия договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; при этом какие-либо документы об организации места для сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющую соответствующую лицензию, не запрашивались и не рассматривались. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено.

С учетом установленного выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным обстоятельствам правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 по делу № А60-25426/2017 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Н. Токмакова

Судьи Е.А. Кравцова

Е.А. Поротникова