ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-25440/2023 от 18.01.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8739/23

Екатеринбург

25 января 2024 г.

Дело № А60-25440/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О.,

судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснотурьинский» (далее – Отдел) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2023 по делу № А60-25440/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу о признании незаконным бездействия, выраженного в непредоставлении сведений о собственниках/зарегистрированных лицах по адресам, указанным в запросе от 31.01.2023 № И-РИЦ-2023-3639 (далее – запрос).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2023 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 27.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Отдел просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В обоснование кассационной жалобы Отделом приведены доводы о том, действующее законодательство не обязывает Отдел предоставлять просителю, являющемуся оператором, запрашиваемую информацию, если ее предоставление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим их деятельность.

Отмечает, что поданный Обществом запрос по форме и содержанию не соответствовал требованиям Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.12.2022 № 984 (далее – Административный регламент).

Отдел считает, что он, отказывая в предоставлении информации, действовало строго в соответствии с законом, чему не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось в отдел по вопросам миграции Отдела (далее также – Отдел) с запросом.

В ответ на запрос получен отказ в предоставлении запрашиваемых сведений от 15.02.2023№ 443.

Общество, полагая, что в рассматриваемом случае со стороны Отдела имеет место незаконный отказ в предоставлении информации, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается необоснованность отказа Отдела в предоставлении запрашиваемых Обществом сведений.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198,части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Общество включено в реестр операторов персональных данных, то есть является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, имеет право обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.

Для установления зарегистрированных лиц в спорных жилых помещениях Обществом направлен запрос в Отдел.

В силу пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организацияосуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

Перечень информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 (далее – Постановление № 897) и содержится, в том числе, в абзацах 7 - 9 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Указанные изменения распространяются и на отношения, сложившиеся до принятия Постановления № 897.

На основании части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2
статьи 10, части 2 статьи 11 настоящего Закона.

В силу положений пунктов 4, 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Законом. обработка персональных данных допускается в следующих случаях когда:

- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что Общество, являясь оператором персональных данных, вправе обратиться в Отдел за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению с твердыми коммунальным отходами.

Наличие у Общества возможности получить запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги у других лиц не отменяет право Общества получить такие сведения у Отдела.

Запрашиваемые региональным оператором у Отдела сведения являются сведениями, право на получение которых у Общества имеется.

Суды обоснованно удовлетворили заявление Общества, указав, что обязанность по предоставлению указанных сведений также возложена на органы миграционного учета.

Довод Отдела о том, что поданный Обществом запрос по форме и содержанию не соответствует требованиям Административного регламента, законно отклонен судами, как изначально не положенный в обоснование отказа в предоставлении сведений Обществу. Иного Отделом не доказано.

Приведенные в кассационной жалобе доводы Отдела не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.

Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2023 по делу № А60-25440/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснотурьинский» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.О. Черкезов

Судьи С.О. Иванова

Т.П. Ященок