ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-26590/2023 от 29.01.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8944/23

Екатеринбург

29 января 2024 г.

Дело № А60-26590/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее – казначейство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2023 по делу № А60-26590/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

казначейства – Кирющенко А.Е. (доверенность от 20.10.2022);

акционерного общества Управляющая компания индустриального парка «Богословский» (далее – общество УК Промпарк «Богословский», заявитель) – Рязанцева К.С. (доверенность от 08.09.2023) и Захарчук А.В. (доверенность
от 23.05.2023);

Министерства инвестиций и развития Свердловской области (далее – министерство) – Михайлова А.А. (доверенность от 18.01.2024).

Общество УК Промпарк «Богословский» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления казначейства от 03.05.2023 № 62-63-10/1/4824.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены министерство, акционерное общество «Корпорация развития Среднего Урала» (далее – общество «КРСУ») и Министерство экономического развития Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023, заявленные требования удовлетворены; представление казначейства от 03.05.2023 № 62-63-10/1/4824 признано недействительным; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 дней со дня вступления решения в силу.

В кассационной жалобе казначейство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оспаривая выводы судов о незаконности представления казначейства в части отказа в принятии показателей объема инвестиций общества с ограниченной ответственностью «Компания Рифей» (далее – общество «Компания Рифей»), податель жалобы ссылается на несоответствие данной организации необходимым критериям, позволяющим учесть произведенные инвестиции в основной капитал в представляемой отчетности (а именно, критерию получения доступа к отдельным видам товаров и услуг на территории промышленного парка). Казначейство отмечает, что общество «Компания Рифей» не является стороной по договору об оказании услуг энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения; не является исполнителем мероприятий по технологическому подключению общества «Компания Рифей» к инженерным сетям, в связи с чем не могло предоставить доступ к указанным услугам. Как указывает заинтересованное лицо, акты о технологическом подключении датированы 2022 годом, соответственно доступ к услугам инженерной инфраструктуры получен обществом «Компания «Рифей» в
2022 году, следовательно, данные об объеме инвестиций в основной капитал общества «Компания «Рифей» не могли быть включены в отчеты о достижении значений показателей общества УК Промпарк «Богословский» по состоянию на 31.12.2020 и 30.12.2021. Кроме того, инженерная инфраструктура находится в собственности городского округа Краснотурьинск, по договору аренды принадлежит обществу «Компания «Рифей».

Податель жалобы также не согласен с выводами судов о правомерности включения в отчет о достижении значении показателей по состоянию на 30.12.2022 данных о созданных за 2022 год рабочих местах, полагая, что показатель «Количество созданных рабочих мест в рамках реализации проекта» включает лишь данные о рабочих местах, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), осуществляющими деятельность с использованием построенного здания производственного цеха, что следует из формулировки самого показателя.

Министерством, обществом «КРСУ» и обществом УК Промпарк «Богословский» представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установлено судами, общество УК Промпарк «Богословский» расположено на территории опережающего социально-экономического развития Краснотурьинск, является специализированным индустриальным парком, аккредитовано Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и включено в федеральный перечень индустриальных парков России. Парк обеспечен всей необходимой инфраструктурой. Инвесторам предлагаются готовые, современные помещения в аренду, а также земельные участки для реализации инвестиционных проектов. К границам земельных участков подведены инженерные сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и теплоснабжения. Подключение инвесторов к инфраструктуре парка производится бесплатно.

К задачам индустриального парка отнесено привлечение инвесторов в
г. Краснотурьинск, для реализации инвестиционных проектов (включающим инвестиции в основной капитал и обязательство по созданию рабочих мест), как на территории общества УК «Промпарк «Богословский», так и за его пределами с использованием коммунальной инфраструктуры заявителя.

Управляющей организацией индустриального парка и акционером (доля 66,67%) является институт инфраструктурного развития Свердловской области – общество «КРСУ», акционером которого, в свою очередь, является Правительство Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Контроль за деятельностью индустриального парка в части его развития, привлеченных инвестиций, числа созданных рабочих мест и т.д. осуществляет Министерство инвестиций и развития Свердловской области.

Из материалов дела следует, что обществу УК Промпарк «Богословский» в 2019 году в целях реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предоставлена субсидия на основании Постановления Правительства Свердловской области от 05.12.2019 № 884-ПП «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета Акционерному обществу Управляющей компании индустриального парка «Богословский» на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний» (далее – Порядок № 884-ПП).

В соответствии Порядком № 884-ПП между обществом УК Промпарк «Богословский» и министерством заключено соглашение о предоставлении субсидии от 13.12.2019 № 11-2019-104 (далее – соглашение о предоставлении субсидии).

Согласно пункту 2.1 указанного соглашения размер субсидии, предоставляемой в 2019 году из областного бюджета, составляет
47 706 776 руб.

Приложением № 1 к соглашению предусмотрены показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидии; в приложении № 6 содержится форма отчета о достижении значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии (далее – отчет о достижении).

Казначейством в отношении общества УК Промпарк «Богословский» проведена выездная налоговая проверка по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации».

По итогам проверки казначейство направило в адрес заявителя представление от 03.05.2023 № 62-63-10/1/4824, в соответствии с которым обществу УК Промпарк «Богословский» необходимо принять меры по устранению причин и условий следующих нарушений:

1. В нарушение пункта 17 Порядка № 884-ПП и подпункта 12 пункта 5.3 соглашения о предоставлении субсидии обществом представлены в министерство отчеты о достижении, содержащие недостоверные данные. Так, в отчетах от 31.12.2020, 31.12.2021 в значение показателя «Объем инвестиций (бюджетных, внебюджетных (частных): резидентов, управляющей компании индустриального парка, иных хозяйствующих субъектов), вложенных в основной капитал в целях обеспечения льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям» включены данные об инвестициях в основной капитал общества «Компания «Рифей», не получавшего доступ к производственным площадям и помещениям в рамках индустриального парка «Богословский». Кроме того, в отчете о достижении от 31.12.2022 в значение показателя Количество созданных рабочих мест в рамках реализации проекта включены данные не соответствующие факту, так как субъектами малого и среднего предпринимательства ООО «Богословский кабельный завод», ООО «Компания Рифей», ООО «КапРемМоторс», ООО «Ротор» рабочие места создавались не в рамках реализации проекта «Строительство здания производственного цеха для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства на территории индустриального парка «Богословский».

2. В нарушение пункта 6 Порядка, пункта 3.6, подпункта 7 пункта 5.3 соглашения о предоставлении субсидии общество УК Промпарк «Богословский» в 2020 году не обеспечило достижение показателя «Объем инвестиций (бюджетных, внебюджетных (частных): резидентов, управляющей компании индустриального парка, иных хозяйствующих субъектов), вложенных в основной капитал в целях обеспечения льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям», плановое значение которого – 105 909 200 руб., а фактический результат – 62 132 800 руб.

Ссылаясь на то, что представление является незаконным и нарушает права заявителя, общество УК Промпарк «Богословский» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Общество УК Промпарк «Богословский» указывало, что исходя из условий соглашения (пункт 4 приложения № 1) во взаимосвязи с Методикой расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.05.2020 № 292 (далее – Методика расчета № 292), вкладчиками в основной капитал являются не только резиденты индустриального парка, его управляющая компания, но и иные хозяйствующие субъекты, являющиеся представителями МСП; реализующими инвестиционный проект, предполагающий внесение инвестиций и создание рабочих мест; а также получившие доступ к производственным площадям и помещениям в рамках индустриального парка «Богословский». По мнению заявителя, общество «Компания Рифей» соответствует всем условиям соглашения, соответственно показатели инвестиций, произведенные указанным обществом в спорный период, правомерно приняты обществом УК Промпарк «Богословский».

По аналогичным основаниям заявитель оспаривал отказ в принятии показателей количества рабочих мест, полагая правомерным произведенный подсчет показателей рабочих мест, созданных субъектами, которые также наряду с обществом «Компания Рифей» реализовывали свои инвестиционные проекты.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.

В соответствии с положениями подпункта 12 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» индустриальный (промышленный) парк – совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указывалось ранее, на территории Свердловской области действует индустриальный парк «Богословский», к задачам которого отнесено привлечение инвесторов в г. Краснотурьинск, для реализации инвестиционных проектов (включающим инвестиции в основной капитал и обязательство по созданию рабочих мест), как на территории общества УК «Промпарк «Богословский», так и за его пределами с использованием коммунальной инфраструктуры заявителя (подключение инвесторов к инфраструктуре парка производится бесплатно).

Судами установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается факт реальности привлеченных обществом УК Промпарк «Богословский» инвестиций, факт создания рабочих мест и отсутствие каких-либо возражений в части реальности данных показателей.

Направляемые заявителем отчеты о достижении показателей, необходимых для достижения результата субсидии (письма от 01.02.2021
№ КР-027, от 14.01.2022 № КР-011, от 26.01.2023 № КР-019), проходили проверку как со стороны общества «КРСУ» (управляющая организация), так и со стороны министерства (контролирующий орган) и приняты без замечаний.

Из условий заключенного с министерством соглашения о предоставлении субсидии следует, что субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг, направленных на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний (пункт 1.1 соглашения).

В соответствии с пунктами 1.2, 3.3 соглашения субсидия предоставляется на реализацию заявителем проекта «Строительство производственного цеха для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства на территории индустриального парка «Богословский» в городском округе Краснотурьинск Свердловской области, прошедшего отбор в Министерстве экономического развития Российской Федерации в составе заявки Свердловской области на предоставление субсидии в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» по направлению «Обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний».

Общество УК Промпарк «Богословский» в свою очередь обязуется обеспечить (пункт 5.3 соглашения):

- выполнение условий предоставления субсидии;

- строительство и ввод в эксплуатацию здания производственного цеха на территории индустриального парка «Богословский» площадью не менее
1400 кв. м. в срок до 01.11.2020;

- достижение значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, установленных приложением № 1 к настоящему соглашению.

Разногласия между казначейством и индустриальным парком в рамках настоящего спора касаются следующих показателей, установленных приложением № 1 к соглашению:

- количество созданных рабочих мест в рамках реализации проекта (пункт 2 приложения № 1) – 5 ед. в 2022 году;

- объем инвестиций (бюджетных, внебюджетных (частных): резидентов, управляющей компании, индустриального парка, иных хозяйствующих субъектов), вложенных в основной капитал в целях обеспечения льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям (пункт 4 приложения № 1) – 105909,2 тыс. руб. (в 2020 году) и 9960 тыс. руб. (в 2021 году).

Способ расчета показателя «объем инвестиций» содержится в Методике расчета № 292.

Так, согласно разделу № 2 указанного документа под субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность:

- на территориях промышленных парков, технопарков (примечание: то есть резиденты парка в понимании Требований к индустриальным (промышленным) паркам в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794);

- и (или) получивших доступ к отдельным видам товаров и услуг на территориях промышленных парков и технопарков (примечание: то есть те или иные хозяйствующие субъекты, получившие доступ к отдельным видам товаров и услуг).

Таким образом, вкладчиками в основной капитал являются не только резиденты индустриального парка, его управляющая компания, но и иные хозяйствующие субъекты, а вложения подлежат учету в рамках соглашения при условии, что данные лица: являются представителями малого и среднего предпринимательства; реализуют инвестиционный проект, предполагающий внесение инвестиций и создание рабочих мест; получили доступ к отдельным видам товаров и услуг на территориях промышленных парков и технопарков.

При исследовании фактических обстоятельств дела судами установлено, что 15.05.2020 между обществом «Компания «Рифей» и обществом УК Промпарк «Богословский» заключено Соглашение о реализации инвестиционного проекта «Строительство мусоросортировочного комплекса и полигона для размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов в городе Краснотурьинск» № 2 (далее – Соглашение инвестора), предусматривающего вложения общества «Компания «Рифей» в объект капитального строительства, являющегося частью инвестиционного проекта, с последующей гарантией присоединения проекта к коммунальным сетям общества УК Промпарк «Богословский».

В соответствии с пунктом 2.1.5.2 Соглашения инвестора общество УК Промпарк «Богословский» обязуется обеспечить общество «Компания «Рифей» требуемой инженерной инфраструктурой, необходимой для реализации проекта, в т.ч. сетями инженерно-технического обеспечения, а именно: электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.

При этом согласованное место реализации контрагентом инвестиционного проекта находится по соседству с индустриальным парком, «в чистом поле», где отсутствует иная возможность технического присоединения, кроме как к сетям заявителя (пункт 7.7.2 Соглашения инвестора).

Инвестиционный проект предполагает внесение инвестиций в основной капитал (1 657 480 000 руб.) и создание рабочих мест (148 ед.).

Техническое присоединение общества «Компания «Рифей» к коммунальным сетям индустриального парка и, как следствие, получение доступа к производственным площадям и помещениям в рамках индустриального парка «Богословский» возможно только при наличии на стороне контрагента соответствующей инфраструктуры.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что общество «Компания Рифей» в спорный период являлось субъектом малого предпринимательства, заключившим в 2020 году с обществом УК Промпарк «Богословский» соглашение инвестора, принимая во внимание, чтов целях присоединения общества «Компания «Рифей» к коммунальным сетям индустриального парка контрагенту выданы технические условия на подключение проектируемого объекта от 01.02.2021, в соответствии с графиком реализации инвестиционного проекта (приложение № 1 к Соглашению инвестора) общество «Компания «Рифей» обязалась закончить выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства (3 кв. 2023 г.), а также создать соответствующую инфраструктуру для технологического присоединения к сетям заявителя (2 кв. 2023 г.), суды пришли к выводу, что общество «Компания Рифей» соответствует всем условиям соглашения.

С учетом изложенного суды правомерно заключили, что при формировании спорной отчетности заявителем правомерно использованы данные о вложенных инвестициях общества «Компания «Рифей», которое получило доступ к отдельным видам товаров и услуг на территории индустриального парка.

Доводы казначейства в указанной части, сводящиеся к неверному толкованию условий соглашения и подлежащей применению Методики расчета № 292, а также иная оценка фактических обстоятельств, по итогам исследования которых суды пришли к выводу о получении инвестором в спорном периоде доступа к услугам по технологическому присоединению, не свидетельствуют о неверном применении норм права, получили надлежащую мотивированную оценку судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

По эпизоду признания незаконным отказа в принятии казначейством показателей вышеуказанных организаций за 2022 год по причине того, что «рабочие места создавались не в рамках реализации проекта «Строительство здания производственного цеха для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства на территории индустриального парка «Богословский», суды исходили из того, что подсчет показателей рабочих мест обоснованно формировался с учетом рабочих мест предприятий, которые соответствовали всем вышеуказанным критериям и во взаимосвязи с управляющей компанией реализовывали свои инвестиционные проекты.

Кроме того, суды учли, что показатели данных лиц без возражений приняты казначейством в 2020-2021 годах.

Как отмечает министерство, согласно пункту 1.2 соглашения о предоставлении субсидии, под проектом понимается «строительство здания производственного цеха…в рамках реализации федерального проекта по направлению «Обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний», в связи с чем подлежат учету созданные рабочие места всех «получивших льготный доступ» субъектов малого и среднего предпринимательства на территории индустриального парка. Вместе с тем при любом варианте подсчета количества рабочих мест заявителем перевыполнен указанный показатель.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела объективных доказательств, свидетельствующих о неэффективности использования денежных средств, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов по приведенным в доводах жалобы основаниям.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2023 по делу
№ А60-26590/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Кравцова

Судьи О.Л. Гавриленко

Д.В. Жаворонков