АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-823/18
Екатеринбург
28 марта 2018 г.
Дело № А60-28034/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Гусева О.Г., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2017 по делу № А60-28034/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью «Темп» (далее – общество «Темп») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписаний Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу (далее – Департамент) от 30.05.2017 № 29-21-04-180, от 16.05.2017 № 29-21-04-171.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Артемовского городского округа (далее – Администрация).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2017 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены; предписания отдела контроля Департамента от 16.05.2017 № 29-21-04-171, от 30.05.2017 № 29-21-04-180 признаны недействительными, суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества «Темп».
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит названные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение и толкование норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы отмечает, что общество «Темп» является управляющей организацией, соответственно, обязано осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов. Также Департамент указывает на то, что в обязанности общества «Темп» входит организация мест для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Темп» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Из материалов дела следует, в связи с поступлением обращения Администрации об организации сбора, вывоза и транспортировки твердых коммунальных отходов, на основании приказа от 10.05.2017 № 29-21-02-171, Департаментом в отношении общества «Темп» проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах по адресам: <...>
В ходе проверки установлено (акт проверки от 16.05.2017 № 29-21-03-171):
- в многоквартирных домах № 55 по ул.8 Марта, № 73 по ул. Заводская, № 30 по ул. Паровозников, № 31 по ул. Полярников контейнерная площадка для установления мусоросборников на прилегающей территории указанного дома, находящегося в управлении проверяемой управляющей организации, не оборудована; зафиксировано отсутствие специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 3.7,1, 3.7,4. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), п. 26(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения)».
- в многоквартирных домах № 27 по ул. Полярников, № 92 по ул. Свободы на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов IIV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных, установленных п. 3.7.1. Правил № 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
По результатам проверки Департаментом в адрес общества «Темп» выдано предписание от 16.05.2017 № 29-21-04-171, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (в многоквартирных домах № 55 по ул. 8 Марта, № 73 по ул. Заводская, № 30 по ул. Паровозников, № 27 по ул. Полярников, № 31 по ул. Полярников); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом № 92 по ул.Свободы).
На основании приказа от 23.05.2017 № 29-21-02-180 Департаментом в отношении общества «Темп» в период с 25.05.2017 по 30.05.2017 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 16.05.2017 № 29-21-04-171 о прекращении нарушения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах по адресам: <...> В ходе проверки установлено (акт проверки от 30.05.2017 № 29-21-03-180):
- в многоквартирных домах № 55 по ул. 8 Марта, № 73 по ул. Заводская, № 30 по ул. Паровозников, № 31 по ул. Полярников контейнерная площадка для установления мусоросборников на прилегающей территории указанного дома, находящегося в управлении проверяемой управляющей организации, не оборудована; зафиксировано отсутствие специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 3.7,1, 3.7,4. 3.7.15 Правил № 170, п. 26(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
- в многоквартирных домах № 27 по ул.Полярников, № 92 по ул.Свободы: на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов IIV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных, установленных п. 3.7.1. Правил № 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
По итогам проверки Департаментом в адрес общества «Темп» выдано предписание от 30.05.2017, которым в срок до 03.07.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногаборитных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (в многоквартирных домах № 55 по ул.8 Марта, № 73 по ул. Заводская, № 30 по ул. Паровозников, № 27 по ул. Полярников, № 31 по ул. Полярников); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом № 92 по ул.Свободы).
Суды, принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты судов общей юрисдикции, которыми обязанность по обустройству контейнерных площадок на территории Артемовского городского округа возложена на Администрацию, пришли к выводу о недействительности оспариваемых предписаний и удовлетворили заявленные требования.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей..
Вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции (в частности, решение Артемовского городского суда по делу № 2-1458/2014 с учетом определения от 22.05.2017 о разъяснении судебного акта) на Администрацию возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок (в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров) на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, судами правомерно учтено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу № А60-5571/2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017, отказано в удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа о возложении, в том числе на ООО «Темп» обязанности установить контейнеры (мусоросборники) по адресам в г. Артемовский (согласно адресного перечня домов); в указанных судебных актах принято во внимание решение Артемовского городского суда по делу от 30.12.2014 № 2-1458/2014, при этом арбитражные суд указали, что действия Администрации Артемовского городского округа фактически направлены на уклонение вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов. Также судами отмечено, что осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае обращение Администрации в Департамент и принятие Департаментом по результатам проверки данного обращения предписаний о возложении на общество «Темп» обязанности обеспечить оборудование контейнерных площадок для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, что недопустимо в силу действующего законодательства.
Относительно указанной в оспариваемых предписаниях обязанности организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензию, суды отметили, что обществом «Темп» организован пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении по месту осуществления деятельности общества «Темп» (по адресу: <...>); собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп.
Таким образом, ссылки Департамента на то, что указанные документы в его адрес не поступали, об обратном не свидетельствуют, поскольку из представленных в суд документов следует, что данные мероприятия осуществлены обществом «Темп» еще до вынесения оспариваемых предписаний от 16.05.2017, от 30.05.2017; в то время как из материалов дела, в том числе, из содержания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.05.2015 следует, что у общества «Темп» запрошена копия договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; при этом какие-либо документы об организации места для сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющую соответствующую лицензию, не запрашивались и не рассматривались. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что Департаментом составлен акт проверки от 11.07.2017 № 29-21-03-221 в отношении общества «Темп», в соответствии с которым в отношении многоквартирных домов, указанных в оспариваемых предписаниях, установлено, что места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированную организацию – общество с ограниченной ответственностью «Урал-Эко» (лицензия от 16.11.2015 066 № 00310) организовано в задании расположения офиса общества «Темп» по адресу: <...> (договор от 01.04.2017 № 2906У/2017).
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2017 по делу № А60-28034/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи О.Г. Гусев
Н.Н. Суханова