ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-31282/2021 от 12.05.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2281/22

Екатеринбург

12 мая 2022 г.

Дело № А60-31282/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д. В.,

судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» (далее - ФГУП «ГВСУ № 4», предприятие)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2021 по делу
№ А60-31282/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель предприятия – ФИО1 (доверенность от 01.01.2022).

ФГУП «ГВСУ № 4» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к 140 отделу Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 140 отдел ГАСН) о признании незаконным и отмене предписания № 38
от 06.04.2021.

Решением суда первой инстанции от 06.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования удовлетворить. Предприятие указывает на то, что 140 отдел ГАСН вышел за пределы предмета проверки, а также на то, что своды правил, на которые ссылается заинтересованное лицо, не включены в перечень обязательных норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации; предписание не соответствует закону, не содержит четкую формулировку относительно конкретных действий для устранения нарушений, является неисполнимым.

В представленном отзыве заинтересованное лицо просит судебные акты оставить без изменения.

В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2021 по 08.04.2021
140 отделом ГАСН на основании приказа 140 отдела ГАСН о проведении проверки от 19.03.2021 № 14 в отношении юридического лица
ФГУП «ГВСУ № 4» проведена проверка при осуществлении государственного строительного надзора в порядке, предусмотренном статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 69.1 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, и Административным регламентом исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300, при строительстве объекта капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т) по адресу: Свердловская область, пос. Свободный, на основании истечения срока исполнения предписания № 10 от 09.02.2021.

По результатам проведенной проверки 140 отделом ГАСН выдано предписание № 38 в отношении ФГУП «ГВСУ № 4», согласно которому:

в нарушение требований ч. 6. ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) не выполнено в установленный срок предписание 140 отдела ГАСН от 09.02.2021 № 10 устранить нарушения, указанные в предписании от 25.09.2020 № 56, а именно:

нарушение по пункту № 4 предписания: на въезде на площадку строительства не установлена схема движения транспорта, не устранено;

нарушение по пункту № 5 предписания: отсутствует стенд пожарной защиты с указанием строящихся и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения источников воды, средств пожаротушения, не устранено;

нарушение по пункту № 6 предписания: не реализованы в полном объеме проектные решения, принятые в составе проектов организации строительства в зоне водозаборных и очистных сооружений в отношении работ подготовительного периода:

- отсутствует временное ограждение площадки строительства;

- не возведены закрытые площадки складирования;

- не выполнены в полном объеме временные дороги не устранено.

Сооружение по ГП 1101: нарушение по пункту № 12 предписания, допущено обводнение грунтов основания сооружения, не устранено.

Сооружение по ГП 1102: нарушение по пункту № 13 предписания, отсутствует рабочая документация на возведение каркаса здания и устройство ограждающих конструкций сооружения выше отм. 0.000, не устранено.

Сооружения по ГП 974,975: нарушение по пункту № 14 предписания, допущено затопление котлована и обводнение грунтов основания фундаментов КНС и колодцев, не устранено.

Сооружения по ГП 703-1-3: нарушение по пункту № 16 предписания, допущено затопление котлована и обводнение грунтов основания фундаментов (днищ резервуаров); на внутренней поверхности стен резервуаров имеются многочисленные участки со следами протечек воды (атмосферных осадков) - подтверждение наличия участков неуплотненного бетона; наличие воды в резервуаре по г/и 703-2 свидетельствует об отсутствии целостности (наличии сквозных пор либо трещин) днища резервуара, не устранено.

Сооружение по ГП 702: нарушение по пункту № 17 предписания, на столбчатых фундаментах, размещенных по осям 3 и 4, необоснованно срезаны упоры из швеллера № 16, не устранено.

В нарушение требований части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) не выполнено в установленный срок предписание 140 отдела ГАСН от 09.02.2021 № 10 устранить нарушения, указанные в предписании от 02.11.2020 № 75, а именно:

нарушение по пункту № 3 предписания: отсутствуют ограждения выделенных территорий строительных площадок в зоне водозаборных и очистных сооружений, не устранено;

нарушение по пункту № 4 предписания: при въезде на строительные площадки сооружений отсутствуют стенды пожарной защиты, не устранено.

Сооружение по ГП 400: нарушение по пункту № 21 предписания, отсутствует акт освидетельствования грунтов основания после отрывки котлована в т.ч. исполнительная схема котлована, не устранено.

Сооружение по ГП 508-2: нарушение по пункту № 30 предписания, отсутствует акт освидетельствования грунтов основания после отрывки котлована в т.ч. исполнительная схема котлована, не устранено.

Сооружение по ГП 609-1: нарушение по пункту № 38 предписания, отсутствует акт освидетельствования грунтов основания после отрывки котлована в т.ч. исполнительная схема котлована, не устранено.

Сооружение по ГП 702: нарушение по пункту № 42 предписания, журнал выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением не зарегистрирован в органах государственного строительного надзора; в журнале отсутствует регистрационный номер, наименование (шифр) сооружения на котором выполнялись работы, сведения о представителе технического заказчика (должность, ФИО), дата завершения работ (на момент проверки работы завершены), не устранено; нарушение по пункту № 43 предписания: между сэндвич-панелями наружных стен и цоколем сооружения имеется зазор 40-50 мм, не устранено; нарушение по пункту № 45 предписания: отсутствует акт освидетельствования грунтов основания после отрывки котлована в т.ч. исполнительная схема котлована, не устранено; нарушение по пункту № 4 предписания: при въезде на строительные площадки сооружений отсутствуют стенды пожарной защиты, не устранено.

Сооружение по ГП 707: нарушение по пункту № 54 предписания: отсутствует Акт освидетельствования грунтов основания на соответствие их проекту, не устранено; нарушение по пункту № 55 предписания, в акте 707/АС/4 от 02.09.2020 освидетельствования скрытых работ на армирование фундаментной плиты указано, что закладная деталь ЗД-1 изготовлена в построечных условиях, не устранено.

Сооружение по ГП 1100-1: нарушение по пункту № 72 предписания, визуально определяется наличие воды в стеклопластиковом колодце на уровне 1,5 м от дна; отсутствуют сведения о проведенных мероприятиях по водоотведению, не устранено; нарушение по пункту № 74 предписания: Отсутствует акт освидетельствования грунтов основания после отрывки котлована не устранено.

Сооружение по ГП 1102: нарушение по пункту № 80 предписания: Описательная часть сооружения по ГП 1102 (выше отм. 0,000) изложенная в проектной документации том 5 часть 2 книга 79 лист 17 (Альбом 335/155-6Т-ОС-1100-И 103-ИСО2, ИСОЗ арх. ном 244089) не соответствует принятому решению и возводимой конструкции, не устранено.

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что отсутствует совокупность условий необходимых для признания незаконным предписания жилищной инспекции.

На основании подпункта 69.1 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Минобороны России осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 2, 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 указанной статьи).

Согласно пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, порядок осуществления которого установлен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54.

Согласно пунктов 2 и 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300, Министерство обороны Российской Федерации исполняет государственную функцию по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - государственная функция). В Министерстве обороны Российской Федерации государственную функцию осуществляют органы государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации: Управление государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации и отделы государственного архитектурно-строительного надзора.

На основании пункта 3 Положения об отделе государственного архитектурно - строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54, отдел ГАСН является органом военного управления, подчиняется начальнику Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации и входит в состав воинских частей и организаций, непосредственно подчиненных центральному органу военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

Следовательно, предписание № 38 вынесено уполномоченным лицом - 140 отделом ГАСН, в отношении надлежащего лица - ФГУП «ГВСУ № 4», с соблюдением всех норм и правил действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент № 384-ФЗ) проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

В силу части 1 статьи 5 Технического регламента № 384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции.

При этом, в силу части 10 статьи 15 Технического регламента № 384-ФЗ, проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно пункту 7.18 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», при въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием:

1) наименования объекта, сроков начала и окончания работ, схемы объекта;

2) наименования застройщика (технического заказчика);

3) представителя застройщика (технического заказчика) - должностного лица, отвечающего за ведение строительного контроля;

4) исполнителя работ (подрядной организации, генеральной подрядной организации) - инициалы, фамилия, должность, номер в национальном реестре специалистов и номера телефонов лица, ответственного за организацию работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объекта;

5) представителя органа государственного строительного надзора или местного самоуправления, курирующего строительство;

6) ответственного представителя проектной организации - должностное лицо, отвечающее за ведение авторского надзора, в случаях, когда он выполняется.

В соответствии с пунктом 7.19 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне строительной площадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т.п.

При въезде на строительную площадку устанавливается стенд пожарной защиты с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения источников воды, средств пожаротушения (п. 7.20 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»).

Пунктом 7.15 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» установлено, что лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (при необходимости).

В соответствии с пунктом 7.17 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями НД (в том числе в отношении линейных объектов, при строительстве, реконструкции автомобильных дорог).

В соответствии с пунктом 4.6.16 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», все работы по натяжению и контролю натяжения следует регистрировать в журнале выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением, приложение Д.

Согласно пункта 5.3.12 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых колонн и балок, поверхности плит и стен. Возобновление бетонирования допускается производить по достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Рабочие швы по согласованию с проектной организацией допускается устраивать при бетонировании.

В соответствии с пунктом 4 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 общие и (или) специальные журналы работ (далее - журналы работ) подлежат передаче застройщиком или заказчиком заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно с извещением, направляемым в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган государственного строительного надзора в случаях, если в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор. Подлежащие передаче в орган государственного строительного надзора журналы работ должны быть сброшюрованы и пронумерованы застройщиком или заказчиком, титульные листы указанных журналов должны быть заполнены.

Судом установлено, что на основании приказа 140 отдела ГАСН от 18.08.2020 № 47 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т) - сооружения 400; 702; 703-1-3; 974; 975; 1101; 1102; 1103; 1105, по адресу: Свердловская область, пос. Свободный, на основании Извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке № 20/08-07-174 от 07.08.2020, поступившего в 140 отдел ГАСН 13.08.2020.

По результатам проверки органом государственного надзора был составлен акт от 25.09.2020 № 56 и предписание № 56 со сроком исполнения до 29.10.2020.

На основании приказа 140 отдела ГАСН от 13.10.2020 № 60 (с изменениями, приказ № 62 от 16.10.2020) была проведена проверка соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т) - сооружения 400; 508-2; 609-1;701-1; 702; 707; 1101; 11001; 1102; 1105, по адресу: Свердловская область, пос. Свободный, на основании извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке № 42/408-49-599 от 13.10.2020, поступившего в 140 отдел ГАСН 13.08.2020.

По результатам проверки органом государственного надзора был составлен акт от 02.11.2020 № 75 и предписание № 75, со сроком исполнения до 10.12.2020.

В 140 отдел ГАСН поступило ходатайство от 16.10.2020 о продлении срока по предписанию № 56 до 16.12.2020., затем до 01.02.2021.

В 140 отдел ГАСН поступило ходатайство от 17.12.2020 о продлении срока по предписанию № 75 до 01.02.2021.

На основании приказа 140 отдела ГАСН от 12.01.2021 № 2 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства, на основании истечения сроков исполнения предписаний № 56 и № 75.

По результатам проверки органом государственного надзора был составлен акт от 09.02.2021 № 10 и предписание № 10, со сроком исполнения до 29.03.2021.

Извещением № 10/1 от 31.03.2021 ФГУП «ГВСУ № 4 «уведомило 140 отдел ГАСН об устранении всех замечаний, выявленных в ходе проверки, по результатам которой было выдано предписание № 10.

Оспариваемое предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 06.04.2021 № 38 со сроком исполнения до 21.05.2021 выдано начальником отделения 140 отдела ГАСН ФИО2 по результатам проверки объекта капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т) по адресу: Свердловская область, пос. Свободный, по результатам которой оформлен акт проверки от 06.04.2021 № 38, в котором указаны нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).

С учетом вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о том, что факт нарушения заявителем требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, требования, изложенные в нем, законны и обоснованы.

В рассматриваемом случае предписание выдано уполномоченным лицом, при наличии на то оснований, с соблюдением установленного порядка его принятия содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить, содержание предписания явно позволяет определить какое нарушение следует устранить, в связи с чем, оспариваемое предписание отвечает принципам определенности и исполнимости, содержание оспариваемого предписания соответствует правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем были приняты все возможные меры для соблюдения требований законодательства, а нарушение действующего законодательства обусловлено объективными не зависящими от него обстоятельствами, заявителем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.

Кроме того, оспариваемое предписание содержит перечень нарушений, подлежавших устранению в соответствии с ранее выданными и не исполненными ФГУП «ГВСУ № 4» предписаний № 56 от 29.10.2020, № 75 от 02.11.2020, которые заявителем не обжаловались и вступили в силу.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в данной ситуации отсутствовала совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания предписания недействительным, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2021 по делу
№ А60-31282/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» – без удовлетворения.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Л. Гавриленко

Е.А. Кравцова