ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-32652/13 от 26.05.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1553/14

Екатеринбург

01 июня 2015 г.

Дело № А60-32652/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (ИНН: 6671151256, ОГРН: 1046603999420; далее - общество) на определение  Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2015 по делу                                 № А60-32652/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель общества -  ФИО1 (доверенность от 09.01.2014).

Представители Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее - управление), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления                       от 07.08.2013 № 434 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в сумме                               250 000 рублей.

Решением суда от 10.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                        от 29.01.2014 решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2013 по делу № А60-32652/2013 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа                        от 08.04.2014 решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2013 по делу № А60-32652/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по тому же делу оставлено без изменения.

Общество 16.12.2014 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о пересмотре решения суда от 10.11.2013 по делу                         № А60-32652/2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением суда от 16.01.2015 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                        от 01.04.2015 (судьи Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) определение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судами нарушен порядок рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Общество отмечает, что обязанность по раскрытию информации о проведенном капитальном ремонте и обязанность по опубликованию финансового отчета введена в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт № 731) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 № 988 (далее – постановление от 27.09.2014 № 988). Заявитель полагает, что ранее, до принятия указанного постановления, обязанность по раскрытию информации о капитальном ремонте и обязанность об опубликовании финансового отчета в Стандарте № 731 отсутствовала, следовательно, на момент проведения проверки у общества не было обязанности раскрытия соответствующей информации. Выявление истинного смысла положений Стандарта № 731 на момент рассмотрения дела и следует квалифицировать как вновь открывшееся обстоятельство. Суды проанализировали исключительно старую версию Стандарта № 731 без учета изменений, внесенных постановлением № 988. При этом суды, не делая прямого вывода о наличии или отсутствии вновь открывшегося обстоятельства, и, не отменяя вынесенного ранее решения, вновь пересмотрели дело по существу, что является недопустимым. Сравнение старой и новой редакции Стандарта № 731 судами не произведено. Выводы судов о том, что обязанность по раскрытию информации о капитальном ремонте уже содержалась в предшествующей редакции Стандарта № 731 носят предположительный характер.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу  - без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, суды исходили из отсутствия оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

В соответствии со ст. 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в гл. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Перечень оснований пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам содержится в ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно ч. 1 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями пересмотра судебных актов являются: 1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в ч. 2 настоящей статьи и существенные на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу; 2) новые обстоятельства - указанные в ч. 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.

Исходя из разъяснений, данных в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 № 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» (далее – постановление от 30.06.2011 № 52), обстоятельства, которые согласно п. 1 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта.

При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.

Суду следует проверить, не свидетельствуют ли факты, на которые ссылается заявитель, о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследовавшимся ранее судом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по правилам гл. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В таком случае заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворению не подлежит.

Обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, могут являться основанием для предъявления самостоятельного иска.

При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.

Судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, предусмотренные ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные названной статьей, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела (п. 3 постановления от 30.06.2011 № 52).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения (пункт 5 данного Постановления).

Как усматривается из материалов дела, в качестве оснований для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам заявитель указывает на выявление истинного смысла положений Стандарта № 731 на момент рассмотрения дела, ставшего возможным в результате сопоставления различных редакций указанного Стандарта, одна из которых появилась после рассмотрения дела.

В силу ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом.

Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены Стандартом раскрытия информации, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.

Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п. 5 Стандарта № 731).

Согласно п. 6 Стандарта № 731 информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 Стандарта № 731. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет.

На основании п. 3 Стандарта № 731 (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления от 27.09.2014 № 988) управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

При этом, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (п. 9 Стандарта № 731 (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления от 27.09.2014 № 988)).

Учитывая изложенное, суды сделали правильные выводы о том, что обязанность по раскрытию информации, а именно - сведений о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (к которым, относятся также и расходы по капитальному ремонту) установлена Стандартами № 731 и в ранее действующей редакции, из чего исходили как административный орган, так и суды всех судебных инстанций.

Доводы общества, о том, что обязанность по раскрытию информации о капитальном ремонте установлена лишь после вступления в силу постановление от 27.09.2014 № 988, в связи с чем, на момент проведения проверки (21.05.2013) у общества не было обязанности раскрытия соответствующей информации согласно буквальному содержанию Стандарта      № 731, несостоятельны. Данные доводы являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.

В рассматриваемом случае обществу вменяется недостоверность раскрытия информации по строке «капитальный ремонт» в рамках основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, обязанность по раскрытию которой предусмотрена как в п. 3, п. 9 Стандарта № 731 (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления от 27.09.2014 № 988), так и в п. 3 Стандарта № 731 (в редакции постановления от 27.09.2014 № 988). При этом из содержания подп. «ж» п. 3 Стандарта № 731  (в редакции постановления от 27.09.2014 № 988) следует, что уточняется лишь порядок и случаи раскрытия управляющей организацией информации о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в связи с внесением соответствующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающихся порядка финансирования и проведения работ по капитальному ремонту.

Исходя из изложенного, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении от 30.06.2011 № 52,  суды пришли к верному выводу о том, что основания для признания указанных обществом обстоятельств вновь открывшимися отсутствуют.

Таким образом,  суды правомерно отказали в удовлетворении заявления общества о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм права, не свидетельствуют о незаконности выводов судов и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены определения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение  Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2015 по делу                                 № А60-32652/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             О.Л. Гавриленко

Судьи                                                                          С.Н. Василенко

Е.О. Черкезов