ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-33390/2017 от 14.03.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1045/18

Екатеринбург

20 марта 2018 г.

Дело № А60-33390/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гайдука А.А.,

судей Черемных Л.Н., Тимофеевой А.Д.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2017 по делу № А60-33390/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель Минобороны России и Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее – учреждение «ОСК ЦВО») – Нестерова У.Ю. (доверенности от 19.12.2016 № 212/1/266 и от 25.12.2017 № 11/64С соответственно).

Общество с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (далее – общество «Тюмень Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению «ОСК ЦВО» о взыскании задолженности за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в марте 2017 года, в сумме 2 798 824 руб. 08 коп.

Определением суда от 21.08.2017 на основании норм ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тюменское президентское кадетское училище» (далее – учреждение «Тюменское президентское кадетское училище»), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Минобороны России (далее – учреждение ВОУ ВПО «ТВВИКУ»), Минобороны России.

Решением суда от 27.09.2017 (судья Артепалихина М.В.) исковые требования удовлетворены: с учреждения «ОСК ЦВО» в пользу общества «Тюмень Водоканал» взысканы долг в сумме 2 798 824 руб. 08 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 36 994 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 (судьи Гладких Д.Ю., Назарова В.Ю., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.

Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить и принять по данному делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на то, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Как указывает заявитель жалобы, в спорный период контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения между обществом «Тюмень Водоканал» и учреждением «ОСК ЦВО» на 2017 год в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядке не заключен. Кроме того, Минобороны России ссылается на то, что объекты, в отношении которых осуществлены услуги водоснабжения и водоотведения, принадлежат на праве оперативного управления учреждению «Тюменское президентское кадетское училище» и учреждению ВОУ ВПО «ТВВИКУ», в связи с чем, по мнению заявителя, именно данные лица обязаны нести расходы по оплате данных услуг. Помимо этого Минобороны России считает, что материалы дела не подтверждают обоснованность предъявления обществом «Тюмень Водоканал» к обществу «ОСК ЦВО» требований о взыскании долга по оплате оказанных услуг водоснабжения и водоотведения. Так, заявитель жалобы отмечает, что акты оказанных услуг ответчиком не подписаны, показания приборов учета в адрес поставщика не направлялись.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Тюмень Водоканал» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом «Тюмень Водоканал» (исполнитель) и учреждением «ОСК ЦВО» (заказчик) был заключен государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения от 29.08.2016 № 55/к/649, по условиям п. 2.1, 2.2 которого исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать 463 Отделению (территориальному) эксплуатации и контроля за оказанием услуг ЦВО Министерства обороны Российской Федерации (получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.

В соответствии с п. 2.4 контракта местами исполнения обязательств по контракту являются учреждение «Тюменское президентское кадетское училище», учреждение ВОУ ВПО «ТВВИКУ», Военная прокуратура по Тюменскому гарнизону.

Указанный контракт действовал по 31.12.2016 (п. 19.2 контракта).

Государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 55/к/649 на 2017 год между сторонами не заключен.

Проект указанного контракта, направленный истцом учреждению «ОСК ЦВО», последним не подписан, письменный отказ от заключения указанного контракта обществу «Тюмень Водоканал» не представлен.

Вместе с тем общество «Тюмень Водоканал» в марте 2017 года поставляло холодную воду и оказывало услуги водоотведения в отношении учреждений «Тюменское президентское кадетское училище» и ВОУ ВПО «ТВВИКУ».

В связи с этим, ссылаясь на факт оказания в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения для нужд указанных потребителей и на наличие долга по оплате стоимости данных услуг в общей сумме 2 798 824 руб. 08 коп., общество «Тюмень Водоканал» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, установил факт оказания в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения, правильность расчета размера задолженности, сделанного с учетом определения объемов поставленной воды по показаниям приборов учета, установленных на объектах учреждения «Тюменское президентское кадетское училище», и по методу учета пропускной способности согласно п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776) в отсутствие таких приборов на объектах учреждения ВОУ ВПО «ТВВИКУ», отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг в сумме 2 798 824 руб. 08 коп.

В связи с этим суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с учреждения «ОСК ЦВО» в пользу общества «Тюмень Водоканал» денежные средства в общей сумме 2 798 824 руб. 08 коп.

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными. При этом арбитражный апелляционный суд указал, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Обжалуемые выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

В соответствии с нормой п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 данного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

В пункте 2 ст. 20 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (ст. 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (ч. 1 ст. 64 и ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав по правилам, предусмотренным в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт поставки обществом «Тюмень Водоканал» холодной (питьевой) воды на объекты учреждения «ОСК ЦВО» и приема сточных вод в спорный период, их объем и стоимость.

При таких обстоятельствах ввиду отсутствия доказательств оплаты ответчиком стоимости оказанных в спорный период услуг, суды правомерно удовлетворили требование истца в заявленном размере на основании норм ст. 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод Минобороны России, касающийся того, что объекты недвижимого имущества, на которые осуществляется поставка воды и прием сточных вод, принадлежат на праве оперативного управления учреждениям «Тюменское президентское кадетское училище» и ВОУ ВПО «ТВВИКУ», в связи с чем оснований для взыскания задолженности с учреждения «ОСК ЦВО» не имеется, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен исходя их следующего.

Арбитражным апелляционным судом установлено, что Минобороны России является главным распорядителем бюджетных средств. Данное министерство наделяет полномочиями создаваемые им федеральные государственные учреждения и обязано предпринимать меры по организации обеспечения содержания имущества подведомственных учреждений.

Учреждения «Тюменское президентское кадетское училище» и ВОУ ВПО «ТВВИКУ» являются государственными федеральными учреждениями, финансирование которых осуществляется главным распорядителем бюджетных денежных средств – Минобороны России, лимиты бюджетных обязательств по статье расходов на коммунальные услуги данным учреждениям главным распорядителем не доводятся.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что из письма руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России от 25.08.2017, адресованного заместителю командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению, следует, что учреждению «ОСК ЦВО» на 2016 и на 2017 годы выделены лимиты бюджетных обязательств на поставку коммунальных ресурсов.

Кроме того, согласно письму учреждения «ОСК ЦВО» от 27.03.2017 № 49/3/1764, направленному в адрес общества «Тюмень Водоканал», государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения с 01.12.2016 по 31.03.2017 согласован со стороны данного учреждения и направлен истцу на подписание. В письме указано, что задолженность за оказанные по нему услуги будет погашена после присвоения номера контракту и предоставления расчетно-платежных документов.

С учетом вышеизложенного, приняв во внимание, что лимиты бюджетных обязательств на поставку коммунальных ресурсов на 2016 и на 2017 годы выделены учреждению «ОСК ЦВО», до образовательных учреждений «Тюменское президентское кадетское училище» и ВОУ ВПО «ТВВИКУ» такие лимиты для оплаты коммунальных услуг не доводятся, ответчиком указывалось на подписание государственного контракта на 2017 год и погашение им задолженности после присвоения контракту номера (письмо от 27.03.2017 № 49/3/1764), а также ранее сложившиеся между сторонами отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в отношении получателей услуг (образовательных учреждений), их оплаты не получателями, а учреждением «ОСК ЦВО», апелляционный суд сделал правильный вывод о том, чтопредъявление в рамках настоящего дела истцом требования к учреждению «ОСК ЦВО» о взыскании долга и его удовлетворение судом первой инстанции является обоснованным.

Иные доводы Минобороны России, изложенные в кассационной жалобе, в частности о недоказанности факта оказания истцом в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку по существу не затрагивают вопросов применения судами при рассмотрении настоящего дела норм права, а сводятся к несогласию с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу обстоятельств со ссылкой на конкретные доказательства.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.

Решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.

Нормы материального права применены судами к установленным по делу фактическим обстоятельствам правильно.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Минобороны России – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2017 по делу № А60-33390/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Гайдук

Судьи Л.Н. Черемных

А.Д. Тимофеева