АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9130/17
Екатеринбург
28 февраля 2018 г.
Дело № А60-33999/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Поротниковой Е. А., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр» (далее - ООО «Татнефть-АЗС Центр», общество, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2017 по делу № А60-33999/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО «Татнефть-АЗС Центр» - ФИО1 (доверенность от 03.07.2017);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - налоговый орган, инспекция) - ФИО2 (доверенность от 15.02.2018), ФИО3 (доверенность от 01.02.2017 № 07-02) .
ООО «Татнефть-АЗС Центр» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.03.2017 № 257.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09. 2017 (судья Бушуева Е.В. ) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 (судьи Васильева Е.В., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель жалобы считает, что им соблюдены все, предусмотренные п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), условия для применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество, поскольку спорные основные средства по своим техническим характеристикам и функциональному предназначению соответствуют понятию линии энергопередачи или связанным с ней сооружениям.
ООО «Татнефть-АЗС Центр» в кассационной жалобе приводит довод о том, что спорные объекты основных средств расположены на автозаправочных станциях (АЗС) и предназначены для освещения территории АЗС, а также подъездов, съездов и примыканий к ней, переходно-скоростных полос, что подтверждается схемами прокладки кабельных линий АЗС 266, АЗС 325, представленными в материалы дела. Соответственно, освещение территории объекта дорожного сервиса (территории АЗС) предназначено для обеспечения нужд участников дорожного движения (неопределенного круга лиц), а не для собственных нужд налогоплательщика. Указывает также на то, что позиция налогового органа и судов обеих инстанций не только противоречит буквальному толкованию п. 3 ст. 380 НК РФ, но и не соответствует принципам равенства налогообложения и наличия у налога экономического основания (ст. 3 НК РФ).
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на письмо Министерства финансов от 10.10.2017 № 03-05-05-01/66047, направленное в его адрес, в котором, в cилу норм п. 3 ст. 380 НК РФ право на применение указанных налоговых ставок в отношении тех или иных объектов имущества конкретизировано в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» (далее - Перечень № 504) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. Таким образом, установленные в п. 3 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество организаций применяются в отношении поименованных в Перечне № 504 объектов, относящихся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся неотъемлемой их частью, вне зависимости от осуществления экономической деятельности в сфере энергетики и передачи энергии сторонним потребителям или для энергоснабжения собственных нужд.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом в налоговый орган по месту нахождения своего имущества (автозаправочных станций на территории Свердловской области) 21.10.2016 представлен расчет по налогу на имущество за 9 месяцев 2016 года, где заявлено, в том числе право на применение пониженной налоговой ставки в размере 1,3% в отношении объектов среднегодовой стоимостью (налоговая база) в размере 458 994 руб.
По требованию налогового органа о предоставлении документов, подтверждающих правомерность применения пониженной налоговой ставки, обществом предоставлен перечень объектов основных средств, схемы прокладки кабельных линий АЗС 325 и 266.
По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт от 01.02.2017 и вынесено решение от 14.03.2017 № 257 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен авансовый платеж по налогу на имущество за 3 квартал 2016 года в сумме 1 032 руб., начислены соответствующие пени в сумме 38 руб. 87 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого решения, послужили выводы инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение пониженной налоговой ставки.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 18.05.2017 № 656/17 обжалуемое решение инспекции от 14.03.2017 № 257 оставлено без изменения.
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, ООО «Татнефть-АЗС Центр» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанции пришли к выводу о том, что спорное имущество не относится к линиям энергопередачи и/или сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, посчитав, что у общества отсутствуют правовые основания для применения пониженной налоговой ставки.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п.1 ст. 374 НК РФ). Признаки основных средств содержатся в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере.
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Исходя из указанного, для целей применения п. 6 ст. 88 НК РФ право на пониженную налоговую ставку представляет собой налоговую льготу, и заявление налогоплательщиком о применении такой ставки предполагает возникновение у него обязанности представить на проверку по требованию налогового органа документы в подтверждение обоснованности применения пониженной налоговой ставки.
В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено названной статьей.
Статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (далее - Закон Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ) общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.
В силу п. 3 ст. 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», действующей с 01.01.2013 года, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Аналогичные ставки установлены п. 4.1 ст. 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ.
На основании ст. 380-381 НК РФ применяется Перечень № 504 имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. В названном Перечне № 504 указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, названный Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п. 11 ст. 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне № 504.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком в отношении кабельных линий АЗС 325 и 266 (сети наружного освещения и воздушной линии электропередач - с кодами ОКОФ 12 4521010 и 12 4521125 соответственно) заявлена льгота в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих линий.
Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 4 ст. 539 и п. 1 ст. 548 ГК РФ правила § 6 «Энергоснабжение» применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В силу ст. 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
В соответствии с п. 6 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029 (далее - ГОСТ 19431-84), энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании п. 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло). Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (п. 34 ГОСТ 19431-84).
В силу п. 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
На основании п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей. Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили и обществом не оспаривается, что рассматриваемые основные средства (сети наружного освещения и воздушной линии электропередач) расположены до границы балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) общества и сетевой организацией, то есть используются обществом для освещения собственных АЗС либо съездов, подъездов к ним, переходно-скоростных полос, но не для передачи электроэнергии иным субъектам (потребителям электрической энергии).
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что исходя из норм отраслевого законодательства (об энергоснабжении и электрических сетях) спорные объекты основных средств не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поскольку не участвуют (не используются) в процессе передачи электроэнергии.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2017 № 308-КГ17-6698, от 25.07.2017 № 310-КГ17-8965.
Судами рассмотрен довод заявителя жалобы о применении им к рассматриваемым правоотношениям письма Министерства финансов от 10.10.2017 № 03-05-05-01/66047, в котором указано на то, что в cилу норм п. 3 ст. 380 НК РФ право на применение указанных налоговых ставок в отношении тех или иных объектов имущества конкретизировано в Перечне № 504 в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, установленные в п. 3 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество организаций применяются в отношении поименованных в Перечне № 504 объектов, относящихся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся неотъемлемой их частью, вне зависимости от осуществления экономической деятельности в сфере энергетики и передачи энергии сторонним потребителям или для энергоснабжения собственных нужд, и правомерно отклонен в связи с нижеследующем.
Судами установлено, что среди спорных объектов, по которым общество применило пониженные налоговые ставки, нет объектов, которые можно отнести к линиям энергопередачи или сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи; данное письмо содержит общие положения действующего законодательства и отсутствует конкретная правовая позиция по спорному вопросу. При этом толкование, предлагаемое заявителем, основано на физических свойствах спорных объектов (их способности передавать электрическую энергию на расстояние), а не их функциональном (хозяйственноом) предназначениии, которое следует из Перечня № 504 и Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), его целей и задач.ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне № 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества. Право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Судами также дана оценка доводу общества о том, что спорные объекты основных средств расположены на автозаправочных станциях (АЗС) и предназначены для освещения территории АЗС, а также подъездов, съездов и примыканий к ней, переходно-скоростных полос, в соответствии с которой суды пришли к правомерному выводу об отсутствии положений в НК РФ возможности применения пониженной ставки в отношении имущества, используемого для общественных нужд.
При установленных обстоятельствах, оснований для отнесения спорных объектов основных средств к линиям энергопередачи (сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью) не имеется.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, оцененных в совокупности, судами правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иных выводов, которые не опровергаются доводами, приведенными в кассационной жалобе.
С учетом изложенного доказательства, приведенные в материалы дела, исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие правовое значение для дел а, определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в рассматриваемом деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отклоняя каждый из доводов в отдельности, суды обеих инстанций оценили все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2017 по делу № А60-33999/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.П. Ященок
Судьи Е.А. Поротникова
Е.А. Кравцова