ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-3553/2017 от 19.03.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-849/18

Екатеринбург

23 марта 2018 г.

Дело № А60-3553/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Тороповой М.В., Столярова А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз им. Чапаева» на решение  Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2017 по делу
№ А60-3553/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя управления. Ходатайство судом удовлетворено.

В судебном заседании приняли участие представители:

сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз им. Чапаева» - Мазуревич А.И. (доверенность от 20.11.2017);

Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области – Агеева А.А. (доверенность от 11.01.2018
№ 06-15-02/1);

Министерства финансов Свердловской области – Терентьева Е.Е. (доверенность от 27.12.2017 № 05-37/07/452).

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз им. Чапаева» (далее – кооператив«Колхоз им. Чапаева») о взыскании 4 254 637 руб. 81 коп., в том числе
4 234 729 руб. 91 коп., составляющих сумму субсидий, выплаченных на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, 19 907 руб. 90 коп. неустойки, начисленной  за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия), Министерство финансов Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение государственный центр агрохимической службы «Свердловский».

Решением суда первой инстанции от 09.08.2017 (судья Дёмина Т.А.) исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с кооператива «Колхоз
им. Чапаева» в пользу Свердловской области в лице министерства
4 254 637 руб. 81 коп., в том числе: 4 234 729 руб. 91 коп. долга,
19 907 руб. 90 коп. неустойки за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2017 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе кооператив «Колхоз им. Чапаева» просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в основу доказательственной базы истца положены ненадлежащие доказательства, а именно: данные навигационной системы, рабочая карта, космоснимок, фотоматериалы, свидетельские показания, пояснения представителей крестьянско-фермерских хозяйств. Кооператив «Колхоз им. Чапаева» поясняет, что данные навигационной системы «Garmin» GPSMAP 62 stc отражены в экспликации к рабочей карте СПК «Колхоз им. Чапаева», подписанной директором Центра агрохимической службы «Свердловский» Тощевым В.В., при этом экспликация, предоставленная истцом, судами не проанализирована, в то же время сведения, имеющиеся в экспликации, находятся в противоречии с актами визуальных осмотров, актами фактического осмотра, рабочая карта кооператива масштабом 1:30 000, выполненная ФГБУ ГЦАС «Свердловский» в 2012 г. с площадью 11 129 га, а также космоснимок с площади 789 га в материалах дела отсутствуют, свидетельские показания не конкретны, поскольку  не указывают, на каком участке имелись некось, залесенность, закустаренность и т.д., а фотоматериалы относятся к одному полю из 203, объяснения представителей крестьянско-фермерских хозяйств содержат ссылку на свидетельство о праве собственности, недействительное с 2014 г., а также информацию, противоречащую иным материалам, а именно актам фактического осмотра. Также заявитель отмечает, что контрольные замеры при проверке не произведены, данные о площадях полей относительно точек осмотра взяты из недостоверных источников (три картографических документа), представленные истцом данные с идентичным годом изготовления иидентичными границами содержат противоречивую информацию по площади полей и их характеристикам и имеют заведомо заниженную общую площадь ответчика.

Кроме того, заявитель полагает, что положенный в основу иска акт
от 16.11.2016 № 83 не является относимым доказательством, поскольку проверка по нему касалась деятельности истца. По мнению заявителя, использование проверки иного лица без привлечения кооператива «Колхоз
им. Чапаева» для взыскания с последнего каких-либо денежных средств является незаконным, акт не имеет юридической силы как противоречащий положениям п. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Помимо изложенного, по мнению заявителя, Министерство финансов Свердловской области при проведении проверки вышло за пределы предоставленных ему Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий и не имело права подменять совместную проверку кооператива «Колхоз им. Чапаева» и министерства, как главного распорядителя бюджетных средств, проверкой Алапаевского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области как получателя бюджетных средств. Указанное, по  мнению заявителя, свидетельствует о незаконности проверки и невозможности использования ее результатов для подачи иска в суд и вынесения на ее основе судебного акта в пользу министерства.

Также, по мнению заявителя,  с учетом того, что фактически в нарушение бюджетного законодательства Министерством финансов Свердловской области проведена проверка в отношении Алапаевского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, результаты которой не могут быть обжалованы кооперативом «Колхоз
им. Чапаева», не являющимся объектом данной проверки, ответчик полагает, что лишен права на судебную защиту в рамках самостоятельного оспаривания акта органа государственной власти, который влияет на права и обязанности кооператива.

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

По мнению Министерства финансов Свердловской области, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы кооперативанаправлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 ст. 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона 29.12.2006 № 264-ФЗ
«О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012
№ 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012
№ 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Правила).

Согласно п. 1, 2, 3 Правил установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-О3 «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 7-О3»), Государственной программой Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013
№ 1285-ПП, предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий и грантов.

В целях реализации государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП, Правительством Свердловской области утвержден Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства  (далее – Порядок).

В соответствии с п. 6 Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Для реализации права на получение субсидии организация представляет в управление сведения об итогах сева под урожай за отчетный год (форма
№ 4- СХ), копию отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за отчетный год (форма № 9-АПК); справку-расчет причитающейся субсидии (п. 8 Порядка).

Согласно п. 4 Порядка министерство является главным распорядителем средств областного бюджета.

В соответствии с п. 5 Порядка право на получение субсидии имеют юридические (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и физические лица (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, имеющие посевные площади под сельскохозяйственными культурами.

В силу п. 6 Порядка размер субсидии определяется из расчета расходов получателя на 1 гектар посевной площади.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.

Кооператив «Колхоз им. Чапаева» является юридическим лицом, признанным сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, имеющим посевные площади под сельскохозяйственными культурами, доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет более 70 % от общего объема произведенной продукции.

Ответчику в 2013-2015 г. из бюджета Свердловской области предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В 2013-2015 г. ответчик для получения субсидии ежегодно представлял в Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия при министерстве на рассмотрение пакеты документов, предусмотренные
п. 8 Порядка: заявления; копии документов статистической отчетности
за 2012-2015 г. «Сведения об итогах сева под урожай отчетного года»; справки о планируемых затратах на проведение весенне-полевых работ; копии отчетов «О производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства»; справки-расчеты о причитающейся субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Суды установили, что в соответствии с Порядком между министерством, Алапаевским управлением агропромышленного комплекса и продовольствия и кооперативом «Колхоз им. Чапаева» (получателем) в 2014-2015 г. заключены трехсторонние соглашения: на 2014 год – о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 24.03.2014 № 387 с дополнительными соглашениями об увеличении суммы субсидии; на 2015 год – об условиях и порядке использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 12.03.2015 № 372.

Согласно п. 1.2 соглашений от 24.03.2014 № 387, от 12.03.2015 № 372 субсидии предоставляются кооперативу на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур.

Пунктами 2.1.10, 2.1.8 соглашений о предоставлении субсидии предусмотрено осуществление министерством проверки Алапаевского управления агропромышленного комплекса и продовольствия и кооператива (получателя) по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Суды установили, что субсидии перечислены на расчетный счет кооператива «Колхоз им. Чапаева» в полном объеме в общей сумме
18 739 022 руб. (за счет средств федерального бюджета – 9 012 600 руб., областного бюджета – 9 726 422 руб.).

В соответствии с п. 18 Порядка кооперативом предоставлены отчеты в управление об исполнении обязательств и достигнутом значении показателя результативности за 2013 г., за 2014 г., за 2015 г.

В рамках внеплановой выездной проверки Алапаевского управления агропромышленного комплекса и продовольствия министерство направило в адрес председателя Правительства Свердловской области письмо от 03.08.2016 № 06-01-80/5289 с просьбой инициирования Министерством финансов Свердловской области выездной проверки по вопросу соблюдения кооперативом «Колхоз им. Чапаева» условий предоставления, получения и использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выделенных из федерального и областного бюджетов в период 2013 -2015 г.

Суды установили, что специалистами Министерства финансов Свердловской области 21 и 27 сентября 2016 г. в присутствии первого заместителя Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, с участием представителей Алапаевского управления агропромышленного комплекса и продовольствия, ФГБУ ГЦАС «Свердловский», уполномоченного ОЭБиПК Межмуниципального отдела «Алапаевский», помощника прокурора города Алапаевска, начальника земельного Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального  образования Алапаевское проведены визуальные осмотры посевов сельскохозяйственных культур ответчика.

По результатам осмотра установлено завышение кооперативом «Колхоз им. Чапаева» размера посевных площадей в документах, представленных им для получения рассматриваемой субсидии (формы № 4-СХ, № 9-АПК, справка-расчет о причитающейся субсидии), на 4735 га, в том числе: 1) в 2013 г. размер посевных площадей завышен на 1509 гектар; 2) в 2014 году размер посевных площадей завышен на 1578 гектар; 3) в 2015 г. размер посевных площадей завышен на 1648 гектар.

В результате проведенных осмотров в адрес министерства поступило представление прокуратуры Свердловской области от 09.11.2016
№ 7/1-14- 2016 об устранении нарушений бюджетного законодательства при исполнении условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств со стороны кооператива «Колхоз им. Чапаева» на оказание несвязанной поддержки.

С учетом установленного завышения посевных площадей министерством произведен расчет необоснованно предоставленной субсидии в сумме
4 234 729 руб. 91 руб. (акт проверки от 16.11.2016 № 83), в адрес ответчика направлено требование о возврате субсидии в указанной сумме (письмо
от 23.11.2016 № 06-01-82/8006). Письмо получено ответчиком 01.12.2016.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе данные визуальных осмотров посевов сельскохозяйственных культур, произведенных 21 и 27 сентября 2016 г., суды установили, что при проведении осмотров использовалась навигационная система «Garmin» GPSMAP 62 stc и рабочая карта кооператива масштабом
1:30 000, выполненная ФГБУ ГЦАС «Свердловский» в 2012 г., согласно которой площадь земель сельскохозяйственного назначения кооператива «Колхоз им. Чапаева» составляет 11 129 га.

По результатам визуальных осмотров установлено, что: 4158 га – использовались для выращивания яровых культур (на момент осмотра на полях убран урожай); 3647 га засеяны многолетними травами; 1272 га используется под сенокосы и пастбища;  871 га – земли, переданные в пользование крестьянско-фермерским хозяйствам и обрабатываемые ими под яровые;
783 га (ориентир «деревня Грязнуха») осмотреть не представилось возможным из-за отсутствия подъездных дорог; 398 га не используются для получения сена, семян, зеленого корма и силоса (частично древесная растительность; некось более трех лет).

Исследовав космоснимок, представленный ФГБУ ГЦАС «Свердловский», суды установили, что площади земельных участков в размере 783 га (ориентир «деревня Грязнуха») покрыты древесной растительностью и не используются в сельскохозяйственном производстве.

Кроме того, оценив объяснения представителей крестьянско-фермерских хозяйств о количестве обрабатываемых ими посевных площадей, принадлежащих кооперативу и отраженных на рабочей карте, полученные должностными лицами прокуратуры в ходе проведения опроса указанных лиц, суды установили факт использования последними посевных площадей сельскохозяйственного назначения, отраженных на рабочей карте в размере 1317,19 га, из них в 2013 г. – 370 га, в 2014 г. - 438,55 га, в 2015 г. - 508,64 га.

С учетом изложенного суды обоснованно признали, что по результатам проведенных контрольных действий в отношении кооператива установлено завышение ответчиком  размера посевных площадей в представленных в соответствии с п. 8 Порядка документах (форма № 4-СХ, форма № 9-АПК, справка-расчет) для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 4735 га.

С учетом того, что для получения субсидии кооператив «Колхоз
им. Чапаева» предоставил в управление информацию о завышенном размере обрабатываемых посевных площадей, то есть недостоверные данные, суды обоснованно признали, что общая сумма неправомерно полученной кооперативом субсидии составила 4 234 729 руб. 91 коп.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные министерством требования о взыскании с кооператива «Колхоз им. Чапаева»
4 234 729 руб. 91 коп., составляющих сумму субсидий, выплаченных на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, неустойки в сумме
19 907 руб. 90 коп., начисленной  за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

 Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2017 по делу № А60-3553/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз им. Чапаева»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            М.В. Торопова

                                                                                             А.А. Столяров