ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-37496/14 от 25.02.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-704/15

Екатеринбург

04 марта 2015 г.

Дело № А60-37496/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н. ,

судей Жаворонкова Д.В. , Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (далее – Управление, Роспотребнадзор, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2014 по делу № А60-37496/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по тому же делу.

         Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

        В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Роспотребнадзора по Свердловской области – ФИО1 (доверенность от 13.01.2015 № 05-28/56), ФИО2 (доверенность от 17.12.2014 № 05-28/254);

ЗАО "СТОКМАНН" - ФИО3 (доверенность от 14.01.2014           № П-7-2014/с).

 Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "СТОКМАНН" (далее -      ЗАО "СТОКМАНН", Общество) о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Решением суда от 03.10.2014 (судья Киреев П.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 10.12.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Управление не согласно с выводами судов относительно отсутствия необходимости декларирования продукции на соответствие Единым санитарным требованиям.  Роспотребнадзор считает ошибочным вывод судов об отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителей указанным товаром, поскольку из свидетельств   от 26.07.2011 и от 04.08.2011 и протоколов лабораторных исследований от 12.07.2011 и от 11.07.2011 следует, что продукция на соответствие СанПиН не проверялась.

 ЗАО "СТОКМАНН" в отзыве на кассационную жалобу, дополнительных объяснениях по кассационной жалобе отклоняет доводы Управления, считает, что для отмены судебных актов не имеется оснований, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для проведения Управлением внеплановой проверки, ссылаясь на выводы суда по делу № А60-43130/2014.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО "СТОКМАНН" при обследовании объекта Торговый дом "Стокманн", расположенного по адресу: <...>, обнаружено, что 05.08.2014 Общество осуществляло оборот алкогольной продукции импортного производства на территории Российской Федерации без оценки на соответствие реализуемой алкогольной продукции импортного производства Единым санитарным требованиям, без документа, подтверждающего соответствие товара установленным требованиям (Единым санитарным требованиям, далее - ЕСТ):

- Виски "ФИО4 Теннесси виски", 0,7 л., крепость 40%, изготовитель: "Джек Дэниел Дистиллери" ("Jack Daniel Distillery"), США, импортер (организация, уполномоченная на принятие претензий): ООО "БИГ", Россия, 115201, <...>, датой розлива 05.09.2013 срок годности - не ограничен, со сроком хранения 5 лет.

На маркировку потребительской упаковки (этикетку) нанесена информация о том, что содержание вредных для здоровья веществ не превышает допустимые уровни, установленные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, но при этом на продукцию представлена декларации о соответствии РОСС US.АГ03.Д03341, в которой указано, что продукция соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01;

- Ирли Таймс Виски (бурбон), 0,75 л, крепость 40%, изготовитель: Ирли Таймс Дистиллери Ко, Лоуис вилл, Кентукки, США, импортер (организация, уполномоченная на принятие претензий): ООО "БИТ", Россия, 115201, <...>, датой розлива 18.11.2013 г. срок годности: не ограничен.

На маркировку потребительской упаковки (этикетку) нанесена информация о том, что содержание вредных для здоровья веществ не превышает допустимые уровни, установленные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, но при этом на продукцию представлена декларации о соответствии РОСС US.АГ03.Д03266, в которой указано, что продукция соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01.

В отношении ЗАО "СТОКМАНН" 18.08.2014 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Роспотребнадзор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Суд апелляционной инстанции поддержал указанный вывод.

При рассмотрении дела суды руководствовались следующими нормами права.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ установлено, что действия, предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Согласно п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении Обществу вменяется осуществление оборота алкогольной продукции импортного производства на территории РФ без ее оценки на соответствие Единым санитарным требованиям, без документа, подтверждающего соответствие товара Единым санитарным требованиям.

В силу ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Согласно  постановлению Правительства РФ N 982 от 01.12.2009           "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" подтверждение соответствия виски осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.  

Как установлено судами в соответствии с указанным постановлением импортером  -  ООО "БИГ"  09.08.2011 была принята декларация о соответствии в отношении виски "Джек Дэниел'с Теннесси Виски",    05.08.2011  -  декларация о соответствии в отношении виски "Ирли Таймс Виски (бурбон)". Факт соответствия названных напитков требованиям СанПин 2.3.2.1078-01  инд. 1.8.7   и  ГОСТ Р 51074-2003 р. 3, п. 4.19 подтверждается декларациями, на основании которых на этикетках бутылок виски размещен знак соответствия "РСТ".

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"                  СанПиН 2.3.2.1078-01 устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов.

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования), являются приложением N 2 к решению Комиссии  таможенного союза   (далее – КТС)  N    299 от 28.05.2010                    "О применении санитарных мер в Таможенном союзе". Приложением N 1 к указанному решению является "Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза".

В соответствии с 1.2 Единых санитарных требований этот документ устанавливает гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. При этом документом, подтверждающим безопасность продукции (товаров), является свидетельство о государственной регистрации, единая форма которого утверждена приложением N 3 к решению КТС N 299.

Правила Единых санитарных требований применялись в числе прочих объектов  к  виски до 01.07.2013, то есть до даты вступления в силу Технического регламента Таможенного союза  "О безопасности пищевой продукции". 

         Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от                27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии со ст. 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации к компетенции Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) было отнесено "принятие, внесение изменений и отмена технических регламентов Таможенного союза".

Решением КТС N 880 от 09.12.2011 утвержден Технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", решением N 881 - Технический регламент Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", требования которых распространяются, в том числе и на виски.

Требование о необходимости декларирования соответствия пищевой продукции содержится в п. 1 ст. 23 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", в соответствии с которым декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", который применяется в отношении виски с 01.07.2013 , установлены требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, то есть положения указанного технического регламента заменили положения Единых санитарных требований в отношении пищевой продукции, включая санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 3.2 решения КТС от 09.12.2011 N 880 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего решения, действительны до окончания срока их действия.

Суды установили, что факт соответствия названных напитков требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 инд. 1.8.7 и ГОСТ Р 51074-2003 р. 3, п. 4.19 подтверждаются представленными в материалы дела декларациями импортёра спорного товара,  на основании которых на этикетках бутылок виски размещен знак соответствия "РСТ".

Указанные выше алкогольные напитки  прошли оценку на соответствие Единым санитарным требованиям, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации RU.40.01.05.018.Е.002915.08.11  от  04.08.2011,  RU.40.01.05.018.Е.002711.07.11 от 26.07.2011. Факт соответствия отобранных образцов Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям(гл. 2, раздел 1, п. 8.4) также подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами лабораторных исследований от 11.07.2011 и 12.07.2011.

Судами установлено, что СанПиН 2.3.2.1078-01 (индекс 1.8.7. "Пиво, вино, водка, слабоалкогольные и другие спиртные напитки") и Единые санитарные требовании (п. 8.4 - "Пиво, вино, водка, слабоалкогольные и другие спиртные напитки") устанавливают единые требования, предъявляемые к алкогольной продукции по вопросу о содержании предельно допустимых уровней вредных для здоровья веществ. Данный вывод заявителем жалобы не оспаривается.

Учитывая изложенное, суды признали подтвержденным факт реализации Обществом спорного товара при наличии деклараций о соответствии и свидетельств о государственной регистрации с не истекшими сроками действия, которые подтверждают соответствие продукции установленным на территории Российской Федерации - члена Таможенного союза - требованиям, и действуют в силу п. 3.2 решения КТС от 09.12.2011 N 880.

Поскольку в протоколе об административном правонарушении Обществу вменяется осуществление оборота алкогольной продукции импортного производства на территории РФ без ее оценки на соответствие Единым санитарным требованиям, без документа, подтверждающего соответствие товара Единым санитарным требованиям, суды пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

 К обстоятельствам спора нормы материального права применены судами правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не основаны на нормах права, подлежащих применению к обстоятельствам дела.

Ссылка Общества на вывод суда по делу № А60-43130/2014 судом кассационной инстанции не принимается в силу положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2014 по делу               № А60-37496/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 10.12.2014  по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               А.Н. Токмакова

Судьи                                                                            Д.В. Жаворонков

Н.Н. Суханова