ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-38652/14 от 21.05.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2770/15

Екатеринбург

28 мая 2015 г.

Дело № А60-38652/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Смирнова А. Ю., Тороповой М. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее – департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2014 по делу
№ А60-38652/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

департамента – Пиунова Л.А. (доверенность от 21.05.2015, Мальцев А.П. (доверенность от 24.03.2014).

индивидуального предпринимателя Урусовой Виктории Викторовны – Карабаналов С.С. (доверенность от 01.07.2014).

Индивидуальный предприниматель Урусова Виктория Викторовна (далее – предприниматель Урусова В.В.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий департамента по утверждению отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное заявителем дополнение к проекту освоения лесов, оформленное приказом от 11.08.2014 № 1107.

Решением суда от 12.11.2014 (судья Биндер А.Г.)  заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившиеся в утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное индивидуальным предпринимателем Урусовой Викторией Викторовной Дополнение к проекту освоения лесов, оформленные приказом от 11.08.2014 № 1107. Суд обязал департамент в течение 10 дней с момента вступления в законную силу  решения устранить допущенные нарушения.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.02.2015 (судьи Савельева Н. М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы отмечает формальный подход судов при рассмотрении вопроса об основаниях выдачи отрицательного заключения на проект освоения лесов, полагает неправомерным вывод судов о том, что выдача отрицательного заключения государственной экспертизы в случае несоответствия проекта освоения лесов договору аренды лесного участка необоснованна, а перечень оснований для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов является исчерпывающим.

Заявитель полагает, что любое несоответствие проекта освоения лесов заключенному договору аренды является нарушением, следовательно, выдача отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов в данном случае является законной и обоснованной.

Кроме того, по мнению заявителя, представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт не соответствия объемов выборочных санитарных рубок, предусмотренных проектом освоения лесов, объемам выборочных санитарных рубок, предусмотренных договором аренды, на основании чего департамент полагает необоснованным вывод судов о том, что в представленном предпринимателем Урусовой В.В. дополнении к проекту освоения лесов объемы выборочных санитарных рубок не превышают установленных в приложении к договору аренды лесного участка.

Помимо изложенного, заявитель полагает неправомерным применение судами положений Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523
«Об утверждении методических документов», поскольку указанный приказ не был опубликован, следовательно не является нормативно-правовым актом.

Предприниматель Урусова В.В. представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с п. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов).

Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно п. 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований

Раздел 9 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов включает санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.06.2007 № 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования, по результатам которого осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов (п. 28 - 31 Правил санитарной безопасности в лесах).

В утвержденном приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523 руководстве по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее – Руководство) установлены единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований данного Руководства (п. 6).

Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (п. 9 Руководства).

Согласно п. 10 Руководства основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий являются: результаты лесопатологических обследований; данные лесопатологического мониторинга; проект освоения лесов.

В соответствии с п. 11, 12 Руководства необходимость включения того или иного лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном
п. 8 - 14 «Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», утвержденного приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации
от 19.04.2007 № 106. В планы-корректировки включаются санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения.

В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (п. 17, 19 Руководства).

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Лесного кодекса).

В соответствии с п. 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза
от 22.12.2011 № 545, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае не соответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.

Между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Прогресс» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка
от 31.10.2008  № 246. Впоследствии права и обязанности арендодателя перешли к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, права и обязанности арендатора - к предпринимателю Урусовой В.В.

В соответствии с договором от 31.10.2008  № 246 в пользовании Урусовой В.В. находится лесной участок площадью 6366,0 га, расположенный по адресу Свердловская область, Тугулымский р-н, ГУ СО Тугулымское лесничество» Ертарское участковое лесничество, (урочище ТОО «Яровское») кварталы № 1- 38.

В связи с необходимостью проведения на арендуемом лесном участке выборочных санитарных рубок на основании проведенных лесопатологических обследований и утвержденного Плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий от 16.06.2014 № 105 предпринимателем Урусовой В.В представлено на государственную экспертизу дополнение к проекту освоения лесов.

По результатам проведения государственной экспертизы предпринимателю Урусовой В.В. выдано отрицательное заключение, представленное дополнение к проекту освоения лесов возвращено на доработку. Указанное отрицательное заключение государственной экспертизы утверждено приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 11.08.2014 № 1107.

Судами установлено, что основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы явилось выявленное не соответствие запланированных в дополнении к проекту освоения лесов объемов выборочных санитарных рубок объемам, установленным дополнительным соглашением от 26.03.2010 к договору аренды лесного участка от 31.10.2008 № 246.

Оценив фактические обстоятельства дела, суды выявили, что дополнения к проекту освоения лесов представлены предпринимателем Урусовой В.В. на основании проведенных лесопатологических обследований и утвержденного в установленном порядке плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий именно к лесохозяйственному регламенту, в представленном заявителем дополнении к проекту освоения лесов объемы выборочных санитарных рубок не превышают объемов указанных рубок, установленных приложением № 6/1 к договору аренды лесного участка
от 31.10.2008  № 246 в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2010.

Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций правомерно приняли во внимание, что  Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий не устанавливает необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, при этом установленный перечень оснований для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы является исчерпывающим и не предусматривает возможность выдачи отрицательного заключения экспертизы в случае не соответствия проекта освоения лесов договору аренду лесного участка.

Учитывая изложенные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что утверждение отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное заявителем дополнение к проекту освоения лесов, оформленное приказом от 11.08.2014 № 1107, является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя Урусовой В.В. в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует выполнению заявителем мероприятий, предусмотренных лесным законодательством.

При таких обстоятельствах следует признать, что суды обоснованно удовлетворили заявленные предпринимателем Урусовой В.В. требования.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2014 по делу № А60-38652/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А.Татаринова

Судьи                                                                            А.Ю.Смирнов

М.В.Торопова