ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-39335/14 от 19.05.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1685/15

Екатеринбург

25 мая 2015 г.

Дело № А60-39335/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  25 мая 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Гусева О. Г., Гавриленко О. Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу   общества с ограниченной ответственностью "Ураллес" (ИНН: 6631008429, ОГРН: 1076631000148) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу № А60-39335/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Ураллес" – Жигарина М.Ж. (доверенность от 22.08.2014 б/№ ); Заречнов В.А. (доверенность от 15.09.2014 б/№),

Екатеринбургской таможни – Герасимова Я.Г. (доверенность от 12.01.2015 № 3); Аманов В.В. (доверенность от 12.01.2015 № 23.

         Общество с ограниченной ответственностью "Ураллес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможн е  (ИНН: 6662022335, ОГРН: 1036604386411)  о признании недействительными решения от 31.072014                                                  № 10502000/400/310714/Т0030/1, принятого Екатеринбургской таможней (далее - таможенный орган) по результатам камеральной проверки, требований об уплате таможенных платежей от 13.08.2014 № 119 - № 212 (94 требования). 

Решением суда от 07.11.2014 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 №779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (далее – Постановление № 779) в части определения субъектов, которым предоставляется льгота по уплате таможенных платежей при экспорте лесопродукции. Общество полагает что оно, при совершении спорных экспортных операций по поставке ели и сосны обыкновенной (коды 4403203901 и 4403203101 соответственно),  правомерно использовало льготу по уплате таможенных платежей по сниженной ставке 15 %, поскольку имеет статус «арендатора лесного участка, имеющего право заготовки названной древесины, не имеющего задолженности по арендным платежам», поставку производило в пределах экспортной тарифной квоты по разовым лицензиям, выданным ему Минпромторгом России именно как лицу, обладающему указанным статусом. Считает, что ключевым базовым элементом для предоставления участнику внешнеэкономической деятельности более низкой ставки таможенной пошлины является именно экспортная тарифная квота, которая предоставляется лицу, отвечающему статусу, указанному в Постановлении № 779 безотносительно способа и места заготовки (вырубки) этим лицом экспортных материалов. Общество не соглашается с выводами судов о том, что спорная льгота распространяется для такого лица лишь на тот объем леса, который (при собственной заготовке) вырублен на арендованном лесном участке.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.

При рассмотрении спора судами установлено, что Общество является арендатором лесного участка площадью 4786,3 га по адресу: Свердловская область, Ивдельский городской округ, Ивдельское лесничество (Лаксийский участок, кварталы 226-254), Лангурское лесничество (Лангурский участок, кварталы 205, 206, 207, 226-229) на основании договора аренды лесного участка от 12.08.2010 № 621 и использует лес для заготовки древесины.

На основании внешнеэкономических контрактов от 18.08.2012 № 003Ю, от 25.01.2012 № 004, от 23.05.2012 № 005 и от 01.07.2010 № 006 Общество осуществляло экспорт в Узбекистан лесопродукции - балансы хвойных (без коры), в том числе:

- по контракту № 003 Обществом продекларированы и помещены по таможенную процедуру экспорта лесоматериалы круглые хвойных пород (сосна обыкновенная) по 6-ти таможенным декларациям, общая таможенная стоимость вывезенного товара составила 1 644 412 рублей;                              

- по контракту № 004 продекларированы, помещены под таможенную процедуру экспорта лесоматериалы круглые хвойных пород (сосна обыкновенная) по 33-м таможенным декларациям, общей таможенной стоимостью 8 822 840 рублей;

- по контракту № 005 продекларированы, помещены под таможенную процедуру экспорта лесоматериалы круглые хвойных пород (сосна обыкновенная, лиственница сибирская, пихта сибирская) по 59-ти таможенным декларациям, общей таможенной стоимостью 16 117 871 рублей;                   

          - по контракту № 006 продекларированы, помещены под таможенную процедуру экспорта лесоматериалы круглые хвойных пород (сосна обыкновенная, лиственница сибирская) по 4-м таможенным декларациям общей таможенной стоимостью 856140 рублей.

При таможенном декларировании товаров, классифицируемых по кодам 4403203301 и 4403203901 ТН ВЭД ТС, Обществом заявлена вывозная таможенная пошлина в размере 15% таможенной стоимости товаров.

Екатеринбургской таможней проведена камеральная проверка Общества по вопросу соблюдения таможенного законодательства в отношении товаров, помещённых под таможенную процедуру «экспорт», продекларированных по декларациям, перечень которых приведен в акте камеральной проверки № 10502000/400/310714/А0030/00 от 31.07.2014.

Таможенным органом в ходе проверки установлено, что при вывозе товара общество представило в таможенный орган лицензии №№ 284RU12032000229, 284RU13032000013, 284RU12032000230, 284RU13032000012, 284RU13032000047, 284RU13032000092, 284RU12032000231, 284RU13032000011, 284RU13032000093, 284RU13032000197, 284RU13032000170, 284RU13032000169 выданные Управлением Минпромторга России по Уральскому району. Данными лицензиями Обществу, как арендатору лесного участка, определена тарифная квота на вывоз ели и сосны обыкновенной.

При проверке Екатеринбургской таможней было установлено, что обществом с использованием вышеуказанных лицензий, выданных Управлением Минпромторга России по Уральскому району, с применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% по 94-м декларациям (ДТ) экспортированы лесоматериалы с кодами  4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС, заготовленные не на арендованном по договору от 12.08.2010 № 621 лесном участке, а приобретенные на основании договоров купли - продажи лесных насаждений от 04.12.2012 № 79 и 80, заключенных  с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области по результатам аукциона.

По результатам проверки вынесено решение от 31.07.2014 10502000/400/310714/Т0030/01 (т. 1 л.д. 51-54), в котором Екатеринбургская таможня указала, что, в нарушение Постановления № 779 Обществом не соблюдены условия применения лицензий, следовательно, в отношении товаров с кодами 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС при экспорте необоснованно применена ставка таможенной пошлины в размере 15%, тогда как следовало применять ставку таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м.

В отношении количества лесоматериала, вывезенного по 3-м декларациям (ДТ №№ 10509010/180113/0000138, 10509010/240113/0000222, 10509010/250113/0000247), заготовленного на арендованном лесном участке, с учетом представленных разовых лицензий, таможенный орган признал обоснованным применение обществом ставки пошлины в размере 15% таможенной стоимости.

В отношении количества лесоматериала, вывезенного с использованием разовых лицензий по 94-м декларациям, поименованным в оспариваемом решении, таможенный орган признал необоснованным применение ставки пошлины в размере 15% таможенной стоимости, поскольку лесоматериалы приобретены обществом по договорам купли-продажи лесных насаждений.

Указанным решением Екатеринбургской таможней доначислены Обществу таможенные платежи в сумме 22 659 861  руб. 79 коп., пени за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме  2 964 532 руб. 53 коп., в адрес Общества направлены требования от 13.08.2014 об уплате указанных таможенных платежей и пени (№ № 120 - 212).

Не   согласившись  с решением таможенного органа от 31.07.2014           № 10502000/400/310714/Т0030/01, а также требованиями об уплате таможенных платежей от 13.08.2014 №№ 120-212, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными названных решения и требований об уплате таможенных платежей.

При рассмотрении дела арбитражные суды пришли к выводу о доказанности Екатеринбургской таможней несоблюдения Обществом запретов и ограничений, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 №134, неправомерном применении пониженной ставки таможенной пошлины в отношении экспортированной лесопродукции по спорным 94-м декларациям.  Суды исходили из того, что право на применение пониженной ставки таможенной пошлины, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 (действовало до 01.01.2015; далее – Постановление № 756)               предоставлено, как следует из толкования, данного судами Постановлению      № 779, в том числе, арендаторам, осуществляющим экспорт лесопродукции в объеме, заготовленном именно на арендуемом лесном участке.

Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными.

Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Статьей 1 Соглашения правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» (действующего в период спорных правоотношений, Соглашение утратило силу с 01.01.2015) установлено, что экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется путем выдачи лицензий и соответствующих разрешений. Данным Соглашением (п. 3 ст. 3) определены условия и порядок выдачи лицензий.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Единый перечень товаров согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 № 169 дополнен пунктом 2.28 «Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с ограничениями, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации», в том числе товаром - сосна обыкновенного вида «PINUS SYLVESTRIS L» с кодом 4403203101, 4403203901 ТН ВЭД ТС. Следовательно, экспорт данного товара подлежит лицензированию.

Таможенным кодексом установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (п. 3 ст. 3 Кодекса); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 Кодекса).

Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса, а также Соглашения от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» законодательным актом Российской Федерации как члена таможенного союза, которым определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993   № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.

Согласно положениям Закона о таможенном тарифе названный закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (ст. 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределения тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (п. 4, 5 ст. 36).

Постановлением № 756  утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные Обществом. В отношении товаров с кодом 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС при экспорте установлена ставка таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.

Постановлением № 779 утверждены Тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 440320310 и 440320390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).

В соответствии с Правилами использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (п. 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (заявителями) (п. 10).

Таким образом, как правильно указали суды, предметом лицензии является товар предусмотренного Постановлением № 779 кода ТН ВЭД ТС, произведенный не имеющим задолженности по арендным платежам заявителем-арендатором, заготовившим лес на арендованном участке или приобретенный заявителем у надлежащего арендатора.  Именно такой товар в контексте определения разовой лицензии, с учетом пункта 4 Правил и будет являться лицензируемым товаром и,  соответственно, товаром, экспортируемым с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты.

При вывозе товара Обществом применена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости ко всему объему. При этом по вышеназванным таможенным декларациям Обществом экспортирован товар (лесоматериал), заготовленный как на арендованном по договору № 621 лесном участке, так и приобретенный по договорам купли-продажи лесных насаждений от 04.12.2012 №79 и №80, заключенных с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области.

Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций  сделали обоснованный вывод о доказанности таможней неправомерности применения Обществом льготной таможенной пошлины к объему лесоматериала, заготовленного не на арендуемом лесном участке, поскольку им не соблюдены установленные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №134 запреты и ограничения, выразившиеся в неправомерном применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте , что послужило законным основанием для вынесения таможенным органом решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., и, как следствие, выставления требований об уплате таможенных платежей.  

Суды указали также, что представленные при таможенном декларировании лицензии, выданные Управлением Минпромторга России по Уральскому району Обществу как арендатору лесного участка, не применимы к спорному товару, поскольку данный товар не являлся предметом лицензии (не был заготовлен на арендуемом лесном участке либо закуплен у другого надлежащего арендатора). Следовательно, данные лицензии не подтверждают право на экспорт товара с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты. Формальное соответствие заявителя требованиям для получения разовой лицензии (наличие в аренде лесного участка), не свидетельствует о возникновении права на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в случае экспорта лесоматериала, заготовленного не на арендуемом земельном участке.

Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в связи со следующим.

Суд кассационной инстанции соглашается с тем толкованием вышеприведенных норм законодательства, которое дано судами первой и апелляционной инстанции, поскольку полагает, что установлением льготы по вывозной таможенной пошлине законодатель поощряет не самого арендатора как такового, а ту деятельность, которую он осуществляет на арендованном лесном участке, включающую в себя не только заготовку леса, но и, в силу ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, иных мероприятий комплексного освоения лесов. Целью такого поощрения, в том числе путем выделения тарифной квоты на объем, не совпадающий (превышающий) с возможностями по заготовке древесины на лесном участке, уже находящимся в аренде у участника внешнеэкономической деятельности, является побуждение к расширению бизнеса, связанного с арендой лесных участков у государства для проведения их комплексного освоения либо закупа леса у другого надлежащего арендатора, который самостоятельно внешнеэкономической деятельностью не занимается.

Обратное толкование может привести к утрате смысла, заложенного законодателем при установлении указанной льготы и к возможности ее необоснованного использования при вывозе леса с участков, на содержание которых ни экспортером, ни иным законным арендатором соответствующих средств и усилий не затрачено.

В связи с вышеизложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что нормы материального права применены судами правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.

  Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3000 рублей.

Общество платежным поручением от 13.02.2015 № 173 уплатило государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы Арбитражным судом Уральского округа в сумме 3000 руб.

При таких обстоятельствах излишне уплаченная Обществом  государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2014 по делу         № А60-39335/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ураллес" – без удовлетворения.

       Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ураллес" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.02.2015 № 173.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                              Е.А.Поротникова

Судьи                                                                            О.Г.Гусев

О.Л.Гавриленко