Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6473/23
Екатеринбург
05 октября 2023 г.
Дело № А60-42010/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Сафроновой А.А., Мындря Д. И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2023 по делу № А60-42010/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания), приняли участие представители:
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – ФИО1 (доверенность от 24.04.2023 № 54);
общества с ограниченной ответственностью «Интерсат» - ФИО2 (доверенность от 26.12.2022).
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – истец, Минцифры России, Министерство) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Интерсат» (далее – ответчик, общество «Интерсат») о взыскании 31 861 руб. 28 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 71 руб. 44 коп. пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, в том числе за 3 квартал 2017 года в размере 39 руб. 65 коп. за период с 31.10.2017 по 23.11.2017, за 1 квартал 2019 года в размере 20 руб. 19 коп. за период с 01.05.2019 по 13.05.2019; за 1 квартал 2020 года в размере 11 руб. 60 коп. за период с 01.05.2020 по 02.06.2020, с продолжением начисления пени на сумму долга, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 16.04.2022 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взысканы пени за 1 квартал 2020 года с 01.05.2020 по 02.06.2020 в размере 11 руб. 60 коп., в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Министерство, не согласившись с названными судебными актами в части отказа в удовлетворении исковых требований, обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Министерство ссылается на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее – Постановление № 43), постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений радела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство утверждает, что общество «Интерсат», обладая информацией о наличии задолженности по уплате отчислений
за 1 квартал 2016 года, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года, а также пени за неуплату отчислений за 3 квартал 2017 года, 1 квартал 2019 года, произвело частичную уплату отчислений за 4 квартал 2016 года 22.10.2020 в размере 0 руб. 08 коп., за 1 квартал 2017 года 22.01.2021 в сумме 0 руб. 12 коп., указанное прерывает течение срока исковой давности; кассатор полагает, что неисполнение ответчиком обязанности по оплате в полном объеме свидетельствует о злоупотреблении правом; ссылается на то, что является правопреемником Федерального агентства связи, в связи с этим Министерство не могло узнать о наличии у общества «Интерсат» задолженности по уплате отчислений за 1 квартал 2016 года, 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года, а также пени за неуплату отчислений за 3 квартал 2017 года, 1 квартал 2019 года ранее 13.10.2021.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Интерсат» указывает, что суды обоснованно пришли к выводу об отказе Министерству в удовлетворении заявленных требований в части, считает судебные акты законными, просит оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности общества «Интерсат» является деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10).
Общество «Интерсат» осуществляет свою деятельность на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, является оператором сети связи общего пользования.
Обществом «Интерсат» предоставлены сведения о доходах за 1, 4 кварталы 2016 года, 1, 3 кварталы 2017 года, 1 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года, при этом уплата обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в полном объеме произведена не была, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 31 861 руб. 28 коп.
Министерство направило в адрес общества «Интерсат» уведомление от 11.03.2022 № П14-1-09-200-12701, в котором просило оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
Неисполнение обществом «Интерсат» требований об уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ), Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12410), Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (далее - Положение о Минцифры России), установив факт нарушения ответчиком сроков внесения обязательных платежей за 1 квартал 2020 года, учитывая, что срок исковой давности в отношении данного требования о взыскании пеней за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания истцом не пропущен, пришел к верному выводу, что требование истца в данной части подлежит удовлетворению.
Признавая доказанным факт пропуска срока исковой давности в отношении требований о взыскании 31 861 руб. 28 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1, 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года, пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2017 года в размере 39 руб. 65 коп. за период с 31.10.2017 по 23.11.2017, за 1 квартал 2019 года в размере 20 руб. 19 коп. за период с 01.05.2019 по 13.05.2019, суд первой инстанции указал, что исковое заявление подано истцом 01.08.2022, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований за периоды до 01.07.2019 учитывая сроки оплат обязательных отчислений.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Частью 1 статьи 60 Закона № 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (часть 2 статьи 60 Закона № 126-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона № 126-ФЗ ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона № 126-ФЗ).
В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона № 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Министерства
от 16.09.2008 № 41 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.10.2008 № 12410) (документ утратил силу с 01.09.2022, в связи с изданием приказа Министерства от 10.11.2021 № 1164) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Согласно части 5 статьи 60 Закона № 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона № 126-ФЗ).
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719
«О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству переданы его функции.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (далее - Положение о Министерстве).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 положения о Министерстве Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общая сумма неоплаченной задолженности общества «Интерсат» по уплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания составляет 31 861 руб. 28 коп. за 1,4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года, 71 руб. 44 коп. пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, в том числе за 3 квартал 2017 года в размере 39 руб. 65 коп. за период с 31.10.2017 по 23.11.2017, за 1 квартал 2019 года в размере 20 руб. 19 коп. за период с 01.05.2019 по 13.05.2019; за 1 квартал 2020 года в размере 11 руб. 60 коп. за период с 01.05.2020 по 02.06.2020.
Общество «Интерсат» при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций сумму долга не оспорило, однако заявило о применении срока исковой давности в отношении заявленных Министерством требований.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как следует из положений статьи 60 Закона № 126-ФЗ обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания являются неналоговым платежом, в связи с чем положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению.
Законом № 126-ФЗ также не установлены какие-либо особенности в части сроков на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что к правоотношениям по взысканию обязательных отчислений операторовсети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.
В силу пункта 5 статьи 60 Закона № 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.
Судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что течение срока исковой давности взыскания задолженности по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) за 1,4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года закончилось 01.07.2019.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой
и апелляционной инстанций об отклонении довода Министерства о том, что срок исковой давности прерывался в связи с уплатой обществом отчислений за спорные периоды.
Согласно пунктам 20, 21 Постановления № 43 течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ). К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.
При этом в пункте 21 Постановления № 43 разъяснено, что перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (пункт 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако, проанализировав произведенные ответчиком оплаты за данные периоды в 2017, 2019, 2020, 2021., суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что истцом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что оплаты ответчиком производились именно в счет долга за спорные периоды (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом судами приняты во внимание представленные ответчиком выписки по лицевому счету общества «Интерсат» за периоды с 2016 - 2021, а также платежные поручения, по которым производились указанные в выписках по счету перечисления. В платежных поручениях за 2019 – 2021 в назначении платежа не указаны спорные периоды.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отклонении довода, повторенного в кассационной жалобе о том, что Министерство является правопреемником упраздненного Федерального агентства связи, в связи с чем не могло узнать о наличии у общества «Интерсат» спорной задолженности, так как согласно правовой позиции, указанной в пункте 6 Постановления № 43, по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.) не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что Министерство обратилось в арбитражный суд Свердловской области в отношении части требований по истечении срока исковой давности (01.08.2022).
Все возражения, приводимые заявителем в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов первой и апелляционной инстанций и отклонены с подробным изложением причин в мотивировочной части обжалуемых судебных актов. Оснований не согласиться с выводами апелляционного суда судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
При этом окружной суд полагает необходимым отметить, что из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Министерства – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2023 по делу № А60-42010/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. Громова
Судьи А.А. Сафронова
Д.И. Мындря