ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-42532/2021 от 01.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4584/22

Екатеринбург

02 августа 2022 г.

Дело № А60-42532/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Ященок Т. П., Жаворонкова Д. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская объединенная компания» (далее – управляющая компания, общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2021 по делу
№ А60-42532/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель управляющей компании – ФИО1 (доверенность от 01.07.2022, диплом).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Администрации Кушвинского городского округа (далее – администрация) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2020
№ 873.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура г. Кушвы.

Решением суда от 15.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 12.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на право управляющей организации на исключение из Перечня на основании ее заявления, установленное подпунктом «д» пункта 7, абзацем 3 пункта 8 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 (далее – Правила № 1616).

По мнению, общества письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, в связи с чем ссылка суда на письмо Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.08.2019 № 30152-СН/04 является неправомерной.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 11.10.2019 обществом в администрацию подано заявление о включении в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, расположенным на территории Кушвинского городского округа, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания (далее – Перечень), формируемый в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.

На основании поступившего заявления и в соответствии с упомянутыми Правилами постановлением администрации от 14.11.2019 № 1472 управляющая компания включена в Перечень.

18.03.2020 общество обратилось с заявлением об исключении себя из Перечня.

На основании поступившего заявления общество постановлением администрации от 27.03.2020 № 342 исключено из Перечня.

11.08.2020 в адрес главы Кушвинского городского округа Прокуратурой
г. Кушвы внесен протест на постановление от 27.03.2020 № 342.

На основании протеста постановлением администрации от 18.08.2020
№ 873 постановление администрации от 27.03.2020 № 342 отменено.

Впоследствии постановлением администрации от 01.02.2021 № 92 общество определено для управления шестьюдесятью тремя многоквартирными домами (постановление от 01.02.2021 № 92 признано правомерным судебными актами по делу № 33а-17255/2021 Свердловского областного суда).

Общество, считая постановление от 18.08.2020 № 873 незаконным, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого постановления
от 18.08.2020 № 873 недействительным.

Судами сделан вывод о праве управляющей организации в силу пункта 8 Правил № 1616 подать заявление об исключении из Перечня только после определения данной управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.

Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года

В силу пункта 5 Правил № 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В Перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в Перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в Перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Управляющие организации включаются в Перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в Перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил № 1616).

В силу подпункта «д» пункта 7 Правил № 1616 Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 Правил № 1616, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. При этом согласно абзацу третьему пункта 8 Правил № 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.

Из взаимосвязанного толкования подпункта «д» пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил № 1616 следует, что исключение из Перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей многоквартирным домом, а не только включенной в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, и целью такого порядка актуализации Перечня, учитывая положения статьи 161 ЖК РФ и пункта 4 Правил № 1616, является защита гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Подавая заявление на включение в Перечень, управляющая организация добровольно на свой риск принимает на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами № 1616.

Исходя из положений части 17 статьи 161 ЖК РФ на управляющую организацию будет возложено управление таким многоквартирным домом до выбора способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, но на срок не более одного года. Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4 Правил № 1616).

Из данных положений следует, что управляющая организация, определенная в соответствии с Правилами № 1616, будет осуществлять временное управление многоквартирным домом сроком не более одного года.

Судом установлено, что общество включено администрацией в Перечень (постановлением от 14.11.2019 № 1472) на основании собственного заявления. На момент обращения с заявлением об исключении из данного Перечня (18.03.2020) общество еще не было определено управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.

Следовательно, суды обоснованно заключили, что оснований для исключения общества из Перечня у администрации не имелось, ее постановление от 27.03.2020 № 342 является неправомерным, в связи с чем было отменено самой администрацией постановлением
от 18.08.2020 № 873 на основании протеста прокурора.

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, судами обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований; условия, предусмотренные положениями норм части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц отсутствуют.

Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Ссылка суда первой инстанции на письмо Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.08.2019
№ 30152-СН/04 не влияет на правильность решения суда, поскольку вышеуказанное правовое регулирование установленных судами обстоятельств дела свидетельствует о законности судебных актов.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2021 по делу
№ А60-42532/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская объединенная компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи Т.П. Ященок

Д.В. Жаворонков