Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8137/23
Екатеринбург
07 декабря 2023 г.
Дело № А60-4456/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» (далее – товарищество «Надежда») на решение Арбитражный суд Свердловской области от 16.05.2023 по делу
№ А60-4456/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» –
ФИО1 (доверенность от 09.11.2022);
федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» – ФИО2 (доверенность от 05.09.2023 № 66-10-14-369).
Товарищество «Надежда» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области, в котором просит:
- признать садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) правопреемником садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>);
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:9 в части включения в его границы земли, государственная собственность на которую не разграничена, в координатах характерных точек, указанных в исковом заявлении.
- образовать из земель, государственная собственность на которую не разграничена, земельный участок площадью 41370 кв.м с установлением границ в координатах характерных точек указанных в исковом заявлении.
- признать за садоводческим некоммерческим товариществом «Надеж, (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) право безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок площадью 41370 кв.м в координатах характерных точек, указанных в исковом заявлении.
- обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить с садоводческим некоммерческим товариществом «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) договор безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок площадью 41370 кв.м в координатах характерных точек, указанных в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, товарищество «Надежда» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, суды применили формальный подход к вопросу в признании заявителя правопреемником юридического лица. Заявитель полагает, что суд неверно применил статью 76 Земельного кодекса РСФСР, указав, что земельный участок должен был быть предоставлен не СНТ, а предприятию, при котором оно создано. Считает, что суды первой и апелляционной инстанции не учитывали, что административные органы злоупотребляют правом, нарушают принцип правовой определенности и защиты (поддержания) доверия к публичной власти. Фактически было получено согласие на предоставление земельного участка, как от органа власти, так и от землепользователя. Полагает, что обращение в досудебном порядке за предварительным согласованием предоставления земельного участка в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации нецелесообразно. Заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанции не учитывают, что земельный участок должен был предоставляться в конце 1990-х - начале 2000-х годов в отсутствии градостроительного зонирования. Согласно доводам заявителя, судами не было учтено, что межевой план на образование земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:9 подготовлен без учета фактического землепользования, земельный участок не содержал точных координат характерных точек, территория СНТ фактически существовала и была застроена с 1988 года. Полагает, что суд неверно квалифицировал требования истца, указав на фактическое изъятие земельного участка изменение вида разрешенного использования в судебном порядке.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Государственного акта от 31 октября 1953 № 13749 за государственным унитарным предприятием связи «Екатеринбургский радиоцентр» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 195,69 га по адресному ориентиру: <...>.
Садоводческое товарищество «Надежда», организованное 27.09.1988 на территории «Екатеринбургский радиоцентр», 22.01.1993 обратилось за согласованием выделения (регистрации) земельного участка для ведения садоводства общей площадью 41 441 кв.м к начальнику «Екатеринбургский радиоцентр» ФИО3 Членами указанного садоводческого товарищества являлись сотрудники организаций связи, работники радиоцентра. ФИО3 согласовал выделение (регистрацию) земельных участков, о чем, по мнению товарищества «Надежда», свидетельствует отметка на заявлении.
ФИО3 16.09.1997 инициировал регистрацию садоводческого кооператива «Надежда», организованного на базе садоводческого товарищества «Надежда» на свободном земельном участке радиоцентра в качестве самостоятельного юридического лица
Садоводческий кооператив «Надежда» (ИНН <***>) зарегистрирован Администрацией Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 16.10.1997.
Товарищество «Надежда» указывало, что с момента создания и регистрации садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» председателем и членами товарищества собирались документы по оформлению прав на земельные участки. В качестве доказательств указывало на письмо ГУ архитектуры и градостроительства «Главархитектура» от 26.02.1998 № 13-01 для решения вопроса об узаконении земельных участков садоводческого кооператива «Надежда» им было рекомендовано предоставить исполнительную съемку на границы земельного участка и учредительные документ садоводческого кооператива (устав, постановление и свидетельство о государственной регистрации). Также товарищество «Надежда» указывало на то, что на представление земельных участков был согласен и директор филиала Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании «Екатеринбургский радиоцентр» ФИО3, который поставил отметку «Разрешаю» на заявлении садоводческого кооператива «Надежда» от 14.11.2001.
Вместе с тем, земельный участок по адресу: <...> площадью 1 956 900 кв.м предоставлялся в постоянное бессрочное пользование дирекции объекта п/я
№ 168 - правопредшественнику ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – предприятие «РТРС») на основании Акта на право постоянного (бессрочного) пользования от 31.10.1953 № 13794. Акт имеет гриф СС.
На основании приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2007 № 1423 года право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным дирекции объекта п/я № 168 в соответствии с Актом от 31.10.1953 № 13749 было прекращено.
Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:41:0109071:0009, общей площадью 1 665 547 кв.м был предоставлен в аренду предприятию «РТРС».
По результатам межевания, проведенного в 2008 году, на кадастровый учет поставлен участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 общей площадью 1665547 кв.м, предоставленный предприятию «РТРС» на праве аренды (договор аренды с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 03.06.2009 № АЗФ 79/1113). Целевое использование: земли предприятий связи. Срок аренды земельного участка в соответствии с Дополнительным соглашением от 15.03.2013 № 1 к договору аренды составляет до 01.11.2039.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда»
(ОГРН: <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 04.02.2003, исключено 09.12.2012 из ЕГРЮЛ как не действующее юридическое лицо.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>), являющееся заявителем по делу, зарегистрировано 18.05.2017, способ образования данного юридического лица – создание юридического лица.
Полагая себя правопреемником садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>) товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) обратилось с исковым заявлением, в котором оспаривает результаты межевания, просит образовать из земель, государственная собственность на которую не разграничена, земельный участок площадью 41370 кв.м, признания за ним права безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок, обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключить с заявителем договор безвозмездного пользования сроком на пять лет на образуемый земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств предоставления земельного участка во владение и пользование заявителя в 1993 году уполномоченным представителем собственника земельного участка. Основания для признания заявителя преемником исключенного из ЕГРЮЛ садоводческого некоммерческого товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>,
ИНН: <***>) судом не установлены. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 был предоставлен предприятию «РТРС» для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов связи специального назначения, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «Город Екатеринбург» (утверждены Решением Екатеринбургской городской думы от 19.06.2018 № 22/83) земельный участок расположен в зоне СО-2 - Зона режимных объектов ограниченного доступа и не предназначен для ведения садоводства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Пленум № 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно разъяснениям пункту 52 Пленума № 10/22 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В пункте 53 Пленума № 10/22 указано, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
В свою очередь лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 Пленума № 10/22)
В силу разъяснений пункта 59 Пленума № 10/22 если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса российской Федерации.
Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1) было установлены полномочия городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов на распоряжение землями в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов.
В статье 73 Земельного кодекса РСФСР указано, что все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Генеральные планы (проекты планировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктов определяют основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.
К землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач (статья 79 Земельного кодекса РСФСР).
Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов (статья 80 Земельного кодекса РСФСР).
Правоотношения в области создания и функционирования садоводческих и садово-огородных товариществ были урегулированы Законом СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (в редакции от 07.03.1991, с изменения от 15.04.1998) «О кооперации в СССР» (далее - Закона СССР № 8998-XI).
Так в пункте 3 статьи 11 Закона СССР № 8998-XI указано, что кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов. Для государственной регистрации в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов кооперативом представляются устав и другие документы, перечень которых устанавливается Советами Министров союзных и автономных республик. Если кооператив создается при предприятии, организации или учреждении, для его регистрации требуется согласие данного предприятия, организации или учреждения. В случае, когда для деятельности кооператива требуется участок земли или другие природные ресурсы, для его регистрации необходимо согласие на их предоставление соответствующего государственного органа, землевладельца, землепользователя или первичного пользователя другими природными ресурсами.
Советы народных депутатов и другие государственные органы оказывают разнообразную помощь кооперативам: предоставляют им в установленном порядке землю, а также в аренду землю, производственные и иные помещения, оборудование, содействуют совершенствованию техники и технологии, рекламе их продукции (работ, услуг), способствуют выработке экономически эффективной структуры производства, предоставляют кооперативам различного рода льготы и преимущества (пункт 2 статьи 30 Закона СССР от № 8998-XI).
В последующем был принят Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ), который действовал на момент создания СНТ «Надежда» в 2017 году.
Согласно статьям 13, 14 Федерального закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель общего пользования в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Судами установлено, что решение Исполкома Свердловского горсовета об отводе земельного участка не принималось, акт на право пользования земельным участком для коллективного садоводства не выдавался.
Согласно части 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными юридическим лицам, указанным во втором и в третьем абзацах настоящего пункта, должно быть осуществлено до 1 марта 2031 года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 был предоставлен первоначально государственному унитарному предприятию связи «Екатеринбургский радиоцентр» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта от 31.10.1953 № 13749, затем предприятию «РТРС» на основании договора аренды заключенного с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 03.06.2009 № АЗФ 79/1113 на срок до 01.11.2039.
Согласно части 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, в частности предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Полномочия собственника федерального имущества, включая полномочия на распоряжение землей, реализует Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления заявителю на вещном праве земельного участка площадью 41370 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:9, для целей садоводства как в порядке, установленном Законом СССР № 8998-XI, Земельным кодексом РСФСР, Федеральным законом № 66-ФЗ, учитывая, что представленная истцом в материалы дела копия заявления садоводческого кооператива «Надежда» с резолюцией начальника Екатеринбургского радиоцентра ФИО3 «Разрешаю» таким доказательством не является, суды правомерно не усмотрели оснований для признания заявителя лицом, обладающим правом безвозмездного пользования земельным участком площадью 41370 кв.м.
Довод товарищества «Надежда» о праве на предоставление ему земельного участка в безвозмездное пользование на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации обоснованно отклонен судами, с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.10. Земельного кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Этот порядок предполагает, в частности, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Товарищество «Надежда» ссылалось на то, что земельный участок должен быть предоставлен в безвозмездное пользование, однако никаких документов, подтверждающих направление обращения в установленном порядке, не представило.
Кроме того, как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 был предоставлен предприятию «РТРС» для строительства и дальнейшей эксплуатации объектов связи специального назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «Город Екатеринбург» (утверждены Решением Екатеринбургской городской думы от 19.06.2018 № 22/83) земельный участок расположен в зоне СО-2 - Зона режимных объектов ограниченного доступа. Зона особого режима СО-2 выделена для обеспечения правовых условий осуществления видов деятельности, регулирование которых осуществляется исключительно уполномоченным органом государственной власти.
Учитывая, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «Город Екатеринбург» земельный участок с кадастровым номером 66:41:0109071:9 расположен в зоне СО-2 - Зона режимных объектов ограниченного доступа, спорный земельный участок не предназначен для ведения садоводства, заявитель не подтвердил свое право на испрашиваемый земельный участок, на основании чего суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения требований об образовании земельного участка площадью 41370 кв.м и заключении с заявителем договора безвозмездного пользования.
Поскольку товарищество «Надежда» не обладает вещными правами в отношении земельного участка площадью 41370 кв.м, этот земельный участок не может быть представлен для целей садоводства, процедура межевания проведена в соответствии с требованиями статей 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при этом оспаривание межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, где воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, суды верно указали оспаривание результатов межевания не повлечет возникновение прав заявителя на испрашиваемый земельный участок, избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его прав, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворения требования о признании недействительными результатов межевания спорного земельного участка.
Исходя из установленных обстоятельств создания и прекращения деятельности вышеуказанных садоводческих товариществ, в том числе истца, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, суды обоснованно отказали в удовлетворении требованийистца о признании его правопреемником садоводческого некоммерческого товарищество «Надежда» (ОГРН: <***>, ИНН <***>).
Учитывая, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права, доказательств наделения заявителя земельным участком площадью 41370 кв.м для целей садоводства в установленном законом порядке не представлено, злоупотребление правом в действиях административных органов, под которым следует понимать очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения, что разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судами не установлено, оспаривание результатов межевания не повлечет возникновение у заявителя прав на землю, суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленного иска.
Доводы товарищества «Надежда», изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам по существу, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче кассационной жалобы заявителем по чеку-ордеру от 20.10.2023 ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 15000 руб., соответственно, излишне уплаченные 12000 руб. в качестве госпошлины по кассационной жалобе подлежат возврату фактическому плательщику.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2023 по делу № А60-4456/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» – без удовлетворения.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 12 000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 20.10.2023.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.В. Торопова
Судьи С.В. Лазарев
Н.Г. Беляева