Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7726/23
Екатеринбург
11 декабря 2023 г.
Дело № А60-4495/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Краснобаевой И.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вектор» и индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2023 по делу № А60-4495/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - общество "Вектор") и индивидуальный предприниматель ФИО1 обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа "город Лесной" (далее также - Администрация) о признании незаконным бездействия, выраженного в письме от 18.11.2022 № 103-01-70/2173 об отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 и обществу "Вектор" в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:1537, расположенного по адресу: <...>; о возложении обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 и обществу "Вектор" в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:1537, расположенного по адресу: <...> в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа "город Лесной" (далее - Комитет по управлению имуществом).
Решением суда от 30.04.2023в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Вектор" и индивидуальный предприниматель ФИО1 просят указанные судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации только органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками. По его мнению, Комитет по управлению имуществом как структурное подразделение администрации не приобретает статус органа местного самоуправления. Заявитель утверждает, что органом местного самоуправления может быть только орган, который указан в уставе муниципального образования, поскольку Комитет по управлению имуществом в уставе городского округа "город Лесной" не указан как орган местного самоуправления, то он не может исполнять функции органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, общество "Вектор" и предприниматель ФИО1 являются собственниками здания, которое расположено на земельным участке с кадастровым номером 66:54:0101021:1537 по адресу: <...>.
В ноябре 2022 года общество "Вектор" и предприниматель ФИО1 обратились в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:1537.
В письме № 103-01-70/2173 от 18.11.2022 Администрация указала, что предоставление в аренду земельных участков в городе Лесном находится в компетенции Комитета по управлению имуществом.
Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 и обществу "Вектор" в аренду земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности действий (бездействия) Администрации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд округа не усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Заявители обратились с заявлениями о заключении договора аренды в Администрацию городского округа "город Лесной".
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных этим пунктом.
Статьей 23 Устава городского округа "Город Лесной" структуру органов местного самоуправлением городского округа "Город Лесной" составляют:
1) Дума городского округа "Город Лесной";
2) глава городского округа "Город Лесной";
3) администрация городского округа "Город Лесной";
4) счетная палата городской округ "Город Лесной".
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (статья 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в письме № 103-01-70/2173 от 18.11.2022 Администрация указала, что предоставление в аренду земельных участков в городе Лесном находится в компетенции Комитета по управлению имуществом.
Статьей 23 Устава города Лесного установлено, что Администрация городского округа "Город Лесной" входит в структуру органов местного самоуправления городского округа "Город Лесной".
Решением Думы городского округа "Город Лесной" от 23.04.2019 № 137 утверждено положение о муниципальном казенном учреждении "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной" входит в структуру Администрации городского округа "Город Лесной".
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что Комитет осуществляет от имени городского округа "Город Лесной" полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Лесной".
Таким образом, вопреки доводам индивидуального предпринимателя ФИО1 и общества "Вектор", Комитет по управлению имуществом обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа "город Лесной".
С учетом изложенного, установив, что Администрация законно отказала в рассмотрении вопроса о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 и обществу "Вектор" в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:54:0101021:1537, суды обоснованно оставили заявленные требования без удовлетворения.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции администрацией был направлен 15.03.2023 проект соглашения о расторжении договора аренды земельного участка № кад. 66:54:0101021:120, а также проект договора аренды земельного участка № кад. 66:54:0101021:1537 (письмо представлено в электронном виде - л.д. 31).
Суд апелляционной инстанции также указал, что обжалуемое письмо от 18.11.2022 № 103-01-70/2173 было дано в ответ на заявление с разъяснением порядка обращения в Комитет с приложением соответствующих сведений. Из содержания письма не следовало, что в нем содержится отказ в предоставлении земельного участка.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2023 по делу №А60-4495/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вектор» и индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.С. Полуяктов
Судьи И.А. Краснобаева
В.А. Купреенков