ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-4551/2023 от 27.02.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-381/24

Екатеринбург

06 марта 2024 г.

Дело № А60-4551/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23.08.2023 по делу № А60-4551/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Администрации города Екатеринбурга – ФИО1 (доверенность
от 07.11.2023);

федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2 (доверенность
от 01.01.2024).

Муниципальное образование «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга (далее – администрация) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о признании за муниципальным образованием «город Екатеринбург» в лице администрации права предоставить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации гражданам, состоящим в администрациях районов города Екатеринбурга на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

С участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ленинского района города Екатеринбурга.

Решением суда первой инстанции от 23.08.2023 в удовлетворении заявленного иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о сохранении у ответчика интереса относительно спорного жилого помещения. Заявитель поясняет, что вопреки выводу суда апелляционной инстанции о том, что фактически истцом заявлено требование, направленное на изменение статуса спорного жилого помещения в целях распоряжения этим помещением и возможности его предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся по договору социального найма, администрация неоднократно выражала свою готовность предоставить спорное жилое помещение военнослужащим по договору социального найма в порядке, предусмотренном действующим законодательством, вместе с тем ответчик указал на отсутствие военнослужащих, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом указал на необходимость предоставления жилого помещения военнослужащим по договору найма специализированного жилого помещения. Cо ссылкой на положения пункта 3 части 2 статьи 19, пункта 1 части 1 статьи 92, части 2 статьи 92, статьи 93, пункта 3 части 2 статьи 104, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2007 № 77/49, заявитель настаивает на том, что предоставление служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, не являющимся работниками соответствующего органа местного самоуправления, муниципального предприятия или учреждения, невозможно. По мнению заявителя, разрешая спор, судами не принят во внимание статус спорного жилого помещения, отмечает, что постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2019 № 2511 спорное жилое помещение исключено из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург» с включением жилого помещения в муниципальный жилищный фонд социального использования муниципального образования «город Екатеринбург».

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочего определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда

В силу части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд в Российской Федерации наряду с частным и государственным жилищным фондом включает муниципальный жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Из совокупности указанных норм следует, что жилые помещения, независимо от того, в каком жилищном фонде они находятся, не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан – военнослужащих и членов их семей.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 104 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, устанавливаются органом местного самоуправления.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяет Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон
от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998
№ 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998
№ 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.12.2003 № 453-О, жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации
«Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что по данным технического учета по адресу: <...>, заинвентаризирована четырехкомнатная квартира № 16 общей площадью 81,3 кв. м, в том числе жилой 54 кв. м.

Сведениями о зарегистрированных правах на квартиру № 16 и комнаты в ней по указанному адресу ЕМУП «БТИ» не располагает (письмо от 23.12.2022 № 1707732).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.12.2022 № КУВИ-001/2022-227143 509 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>
, находится в собственности муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно служебной записке от 26.12.2022 № 10134/51/02.13-18 квартира № 16 общей площадью 81,3 кв. м, в том числе жилой 54 кв. м, расположенная по адресу: <...>, утверждена в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» на основании постановления главы города Екатеринбурга от 21.02.1997 № 115.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2013 по делу № А60-30982/12 признан незаконным отказ Администрации города Екатеринбурга Комитета по жилищной политике, изложенный в письме от 20.06.2012 г. № 091-19/472, в предоставлении права повторного заселения. Суд обязал Администрацию г. Екатеринбурга Комитет по жилищной политике предоставить Войсковой части 5425 право повторного заселения и заключить договор найма служебного жилого помещения на трехкомнатную квартиру по адресу: <...>, со следующим очередником – военнослужащим войсковой части 5425.

На основании договора найма служебного жилого помещения от 24.12.2014 № 04/29 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, было предоставлено военнослужащему ФИО3.

Совместно с нанимателем право на вселение в указанное жилое помещение приобрели: ФИО4 (жена), ФИО5 (дочь), ФИО6 (дочь), ФИО7 (сын).

Распоряжением Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 20.05.2019 № 271/76/65 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, договор найма служебного жилого помещения расторгнут в связи с выездом нанимателя из служебного жилого помещения на основании статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно справке муниципального казенного учреждения «Центр муниципальных услуг» от 28.12.2022 № 201508 на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, никто не состоит.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2019
№ 2511 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>
, исключено из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург» с включением указанного жилого помещения в муниципальный жилищный фонд социального использования муниципального образования «город Екатеринбург».

Как пояснил орган местного самоуправления, жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, до настоящего времени остается не предоставленным в установленном порядке какому-либо военнослужащему, что свидетельствует об отсутствии у ответчика как заинтересованности в указанном жилом помещении, так и об отсутствии военнослужащих, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Указанное также влечет за собой значительные расходы бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении указанного жилого помещения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание обстоятельства использования спорного жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, ранее предоставленного военнослужащему и совместно проживающим с ним членам семьи.

С учетом установленных статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998
№ 76-ФЗ правовых гарантий по обеспечению указанной категории служащих жилыми помещениями, в силу которых допускается возможность предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении данных помещений, поскольку жилые помещения не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - военнослужащих и членов их семей, и принимая во внимание намерение ответчика использовать спорное помещение для предоставления иным военнослужащим, что следует из предоставленной в дело переписки и опровергает позицию истца об отсутствии у учреждения интереса в использовании спорного жилого помещения, суды пришли к выводу о том, что обстоятельство того, в каком жилищном фонде находятся жилые помещения, не имеет правового значения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что возможность предоставления военнослужащим ранее занимаемого жилого помещения прямо предусмотрена положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, у ответчика сохранилось право повторного заселения в спорное жилое помещение военнослужащего и членов его семьи, при этом наличие у муниципалитета интереса в использовании жилого помещения не может быть противопоставлено интересам ответчика, а также интересам военнослужащих, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных администрацией исковых требований.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, о невозможности предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения в связи с отсутствием трудовых отношений, об изменении статуса помещения отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку положения части статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998
№ 76-ФЗ в совокупности с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации фактически ограничивают права муниципалитета как собственника спорного жилого помещения по распоряжению своим имуществом. При этом, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушена, вопрос реализации обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений не ставится в зависимость от принадлежности этих помещений только к государственному жилищному фонду, жилые помещения не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - военнослужащих и членов их семей.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2023 по делу № А60-4551/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Татаринова

Судьи А.А. Столяров

В.А. Купреенков