ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-46884/11 от 03.10.2012 АС Свердловской области



 666690_366441



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
 http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-9663/12
 Екатеринбург
 09 октября 2012 г. 

 Дело № А60-46884/2011

 Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 г.
 Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 г.

 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
 председательствующего Сухановой Н. Н.,
 судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
 рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства
 сельского хозяйства и продовольствия по Свердловской области (далее –
 министерство)
 и
 Комиссии
 по
 отбору
 сельскохозяйственных
 товаропроизводителей
 Свердловской
 области,
 которым
 планируется
 предоставление субсидий из областного бюджета (далее – комиссия) на
 решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу
 № А60-46884/2011
 и
 постановление
 Семнадцатого
 арбитражного
 апелляционного суда от 04.07.2012 по тому же делу.
 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
 кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,
 путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на
 сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
 В судебном заседании приняли участие представители:
 Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Уралагродон-
 сервис» (далее – кооператив) - Кульба Г.Ю. (доверенность от 16.01.2012),
 Сысолятин И.С. (протокол общего собрания от 09.11.2007);
 комиссии – Агеева А.А. (доверенность от 18.09.2012 № 06-0182/4609);
 министерства – Аглоткова С.В. (доверенность от 26.01.2012 № 06-07/320),
 Таранова Н.М. (доверенность от 26.01.2012 № 06-07/319).
 Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с
 требованиями о признании недействительным утвержденного министерством
 решения комиссии, которым планируется предоставление субсидий из
 областного бюджета, оформленное протоколом от 30.09.2011 № 10 (с учетом
 уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации).


 666690_366441

 Решением суда от 28.03.2012 (судья Евдокимов И.В.) удовлетворены
 требования о признании недействительным оспариваемого решения,
 предъявленные
 к
 Комиссии
 по
 отбору
 сельскохозяйственных
 товаропроизводителей Свердловской области, Министерству сельского
 хозяйства и продовольствия по Свердловской области. В удовлетворении
 требований к Правительству Свердловской области арбитражный суд отказал.
 Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
 04.07.2012 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда
 оставлено без изменения.
 В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты
 отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к участию в
 деле в качестве заинтересованного лица, поскольку оспариваемое решение им
 не принималось; кооператив не признан в установленном порядке
 сельскохозяйственным товаропроизводителем; заявитель не доказал наличие у
 него права на получение государственной поддержки.
 Комиссия в кассационной жалобе просит отменить названные судебные
 акты, полагая недоказанным факта наличия у кооператива права на получение
 субсидии, а также указывая на пропуск заявителем срока обжалования
 решения.
 Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом
 кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной
 жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации).
 Как следует из материалов дела, заявитель в марте 2011 года представил в
 министерство на рассмотрение заявление и документы для участия в отборе
 сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставляются
 субсидии на приобретение техники и оборудования, применяемых в
 производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, а также на
 возмещение затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение
 сельскохозяйственной техники.
 По результатам рассмотрения представленных заявителем документов
 комиссией принято решение, оформленное протоколом заседания от
 30.09.2011, об отказе в предоставлении государственной поддержки в 2011 году
 в виде субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники,
 сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого
 недвижимого имущества, необходимого для производства, хранения,
 реализации сельскохозяйственной продукции, а также на возмещение части
 затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту.
 Как следует из решения, отказ в предоставлении государственной
 поддержки мотивирован тем, что кооперативом не подтвержден факт оказания
 услуг членам кооператива в полном объеме не менее 50% от общего объема
 оказанных услуг с целью подтверждения статуса сельскохозяйственного
 товаропроизводителя.
 При рассмотрении представленных заявителем документов комиссия
 пришла к выводу о том, что анализ представленных документов не позволяет


 666690_366441

 точно определить долю оказанных работ, услуг членам данного кооператива в
 общем объеме оказанных работ, услуг за 2010 год. Данное решение утверждено
 заместителем председателя Правительства Свердловской области - министром
 сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области 10.10.2011.
 Полагая, что отказ в предоставлении субсидии не соответствует закону,
 нарушает его права и законные интересы, заявитель по делу обратился в
 арбитражный суд с настоящими требованиями.
 Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие у
 заинтересованных лиц оснований для отказа в предоставлении государственной
 поддержки кооперативу.
 Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют
 действующему законодательству и материалам дела.
 Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ «О государственной
 поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство
 сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной
 продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» (далее –
 Закон № 7-ОЗ) предусмотрено предоставление из областного бюджета
 субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство
 сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной
 продукции, пищевых лесных ресурсов.
 Исходя из содержания ст. 3 Закона № 7-ОЗ установленные настоящим
 Законом
 меры
 государственной
 поддержки
 предоставляются
 сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность
 на территории Свердловской области, которыми в соответствии с федеральным
 законом признаются, в том числе, организации, индивидуальные
 предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной
 продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в
 том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем,
 утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой
 продукции
 при
 условии,
 что
 в
 доходе
 сельскохозяйственных
 товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от
 реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за
 календарный год (1); сельскохозяйственные потребительские кооперативы
 (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе
 кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с
 Федеральным законом о сельскохозяйственной кооперации (2).
 В случае, если меры государственной поддержки, установленные данным
 Законом,
 предоставляются
 юридическим
 и
 физическим
 лицам,
 осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или)
 закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, по
 результатам отбора, критерии отбора устанавливаются нормативными
 правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством
 Свердловской области (ст. 4-1 Закона № 7-ОЗ).
 Отбор
 сельскохозяйственных
 товаропроизводителей,
 которым
 планируется предоставление государственных гарантий Свердловской области


 666690_366441

 в текущем финансовом году, осуществляется путем проведения конкурса на
 право
 предоставления
 сельскохозяйственным
 товаропроизводителям
 государственных гарантий Свердловской области (ч. 1 ст. 6 Закона № 7-ОЗ).
 Во исполнение данного Закона принято Постановление Правительства
 Свердловской области от 08.02.2011 № 83-ПП «Об утверждении Порядков
 предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных
 направлений сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях
 софинансирования расходов, по которым предусмотрены средства из
 федерального бюджета, в 2011 году» (Постановление № 83-ПП), утвердившее
 Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий
 сельскохозяйственным
 товаропроизводителям
 на
 приобретение
 сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или)
 племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для
 производства, хранения и(или) реализации сельскохозяйственной продукции
 (1), а также Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году
 субсидий на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство,
 сельскохозяйственным
 потребительским
 кооперативам,
 крестьянским
 (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам,
 полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в
 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до
 8 лет (2).
 Согласно п. 5 Постановления № 83-ПП, п. 5 Порядка право на получение
 субсидий имеют, в том числе, юридические лица (за исключением
 государственных (муниципальных) учреждений); сельскохозяйственные
 потребительские кооперативы (заготовительные, снабженческие, сбытовые
 (торговые), перерабатывающие, обслуживающие), созданные в соответствии с
 Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной
 кооперации».
 За получением субсидии вправе обратиться лица, осуществляющие
 деятельность на территории Свердловской области и прошедшие отбор в
 порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Свердловской
 области
 от
 29.12.2007
 № 1374-ПП
 «О
 комиссии
 по
 отбору
 сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым
 планируется предоставление субсидий из областного бюджета».
 В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением
 № 1374-ПП, комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей
 Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из
 областного бюджета, создается для отбора юридических лиц, признаваемых
 сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3
 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского
 хозяйства».
 Согласно ст. 3 данного Федерального закона сельскохозяйственными
 товаропроизводителями
 признаются
 организации,
 осуществляющие
 производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую
 (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных


 666690_366441

 средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством
 Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в
 доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров
 (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее
 чем семьдесят процентов за календарный год.
 В силу подп. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 264-ФЗ
 сельскохозяйственными
 товаропроизводителями
 признаются
 сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие,
 сбытовые
 (торговые),
 обслуживающие
 (в
 том
 числе
 кредитные),
 снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным
законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее
 – Федеральный закон № 193-ФЗ).
 В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 193-ФЗ
 сельскохозяйственным
 потребительским
 кооперативом
 признается
 сельскохозяйственный
 кооператив,
 созданный
 сельскохозяйственными
 товаропроизводителями и(или) ведущими личное подсобное хозяйство
 гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной
 деятельности потребительского кооператива.
 При этом не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых
 обслуживающими,
 перерабатывающими,
 сбытовыми
 (торговыми),
 снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими
 кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов (п. 13
ст. 4 Федерального закона № 193-ФЗ).
 Положением
 о
 Комиссии
 по
 отбору
 сельскохозяйственных
 товаропроизводителей
 Свердловской
 области,
 которым
 планируется
 предоставление
 субсидий
 из
 областного
 бюджета,
 утвержденным
 Постановлением № 1374-ПП (далее - Положение), предусмотрены задачи
 работы Комиссии, к числу которых отнесены отбор наиболее эффективных,
 социально значимых инвестиционных проектов (бизнес-планов) по заявкам
 сельскохозяйственных
 товаропроизводителей
 Свердловской
 области;
 подготовка Перечня юридических и физических лиц, осуществляющих
 производство
 сельскохозяйственной
 продукции
 и(или)
 закупку
 сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым
 планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем
 финансовом году (пункт 4).
 Комиссия выполняет функции по организации приема заявлений и
 инвестиционных проектов (бизнес-планов) от заявителей, которым планируется
 предоставление субсидий из областного бюджета; рассматривает на своих
 заседаниях инвестиционные проекты (бизнес-планы); выносит по итогам
 отбора решения об одобрении инвестиционного проекта (бизнес-плана),
 предоставлении государственной поддержки и о ее размере или отказе в
 предоставлении государственной поддержки заявителю (пункт 5).
 Исходя из п. 15 Положения к участию в отборе допускаются заявители,
 отвечающие установленным условиям, одним из которых является
 осуществление
 деятельности
 в
 качестве
 сельскохозяйственного


 666690_366441

 товаропроизводителя и регистрация в установленном порядке на территории
 Свердловской области.
 Следовательно, при обращении с заявлением о предоставлении субсидии
 заявитель
 должен
 представить
 документы,
 подтверждающие
 факт
 осуществления
 им
 деятельности
 в
 качестве
 сельскохозяйственного
 товаропроизводителя и соблюдение им требований ст. 4 Федерального закона
 № 193-ФЗ.
 Согласно п. 22 Положения к отбору допускаются заявители,
 представившие установленные для рассмотрения документы в полном объеме.
 В случае несоответствия представленных документов условиям, указанным в
 пункте 23 Положения, они возвращаются заявителям на доработку.
 Пунктом 26 Положения предусмотрено, что комиссия на заседании
 рассматривает представленные заявителями в соответствии с пунктом 23
 Положения документы, заключения отделов Министерства сельского хозяйства
 и продовольствия Свердловской области и выносит по итогам рассмотрения
 решения об одобрении инвестиционного проекта (бизнес-плана) и
 предоставлении государственной поддержки или отказе в предоставлении
 государственной поддержки заявителю.
 Отказ в предоставлении государственной поддержки заявителю возможен
 в случае несоответствия инвестиционного проекта (бизнес-плана) критериям
 отбора, указанным в пункте 16 Положения.
 Не рассматриваются документы заявителей, сообщивших о себе заведомо
 ложные сведения (п. 24 Положения).
 Как видно из материалов дела и установлено судами, кооперативом
 представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 23
 Положения.
 По результатам рассмотрения представленных документов комиссия
 пришла к выводу о невозможности точного определения доли выполненных
 работ, услуг членам кооператива в общем объеме работ, услуг за 2010 год.
 Суды пришли к выводу о том, что данный вывод в силу его
 предположительного характера не может быть положен в основу решения,
 затрагивающего права кооператива, а действия комиссии не соответствуют
 п. 22, 26 Положения № 1374-ПП.
 С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования
 заявителя.
 Доводы заинтересованных лиц о том, что кооператив не признан в
 установленном порядке сельскохозяйственным товаропроизводителем, и не
 доказал наличие у него права на получение государственной поддержки; о
 неправомерном привлечении министерства к участию в деле в качестве
 заинтересованного лица, а также о нарушении заявителем срока обжалования
 решения ранее заявлялись ими в судебных инстанциях и получили правильную
 юридическую оценку. У суда кассационной инстанции не имеется оснований
 для ее непринятия.
 Кроме того, судами обоснованно учтено, что согласно п. 9, 11
 Положения, заседание комиссии считается правомочным, если на нем


 666690_366441

 присутствует не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются
 простым большинством голосов присутствующих на заседании членов
 комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя
 комиссии.
 Из буквального содержания приведенных положений следует, что
 заседание комиссии является правомочным в случае участия в нем
 (присутствия на заседании) не менее половины назначенных членов комиссии.
 Апелляционным судом установлено, что в состав комиссии входит
 20 членов, в заседании комиссии 30.09.2011 принимали участие 9 человек.
 Принятое с нарушением установленного порядка (в отсутствие необходимого
 кворума) решение не может быть признано обоснованным.
 Доводы заинтересованных лиц не подтверждают неправильного
 применения судами норм материального и процессуального права, направлены
 на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при
 рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда
 кассационной инстанции.
 Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам,
 исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
 С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
 без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
 Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, суд

 П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу
 № А60-46884/2011
 и
 постановление
 Семнадцатого
 арбитражного
 апелляционного суда от 04.07.2012 по тому же делу оставить без изменения,
 кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия по
 Свердловской области и Комиссии по отбору сельскохозяйственных
 товаропроизводителей
 Свердловской
 области,
 которым
 планируется
 предоставление субсидий из областного бюджета – без удовлетворения.


 Председательствующий




 Н.Н. Суханова


 Судьи





 Е.О. Черкезов



 Т.П. Ященок