666690_366441
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9663/12
Екатеринбург
09 октября 2012 г.
Дело № А60-46884/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства
сельского хозяйства и продовольствия по Свердловской области (далее –
министерство)
и
Комиссии
по
отбору
сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Свердловской
области,
которым
планируется
предоставление субсидий из областного бюджета (далее – комиссия) на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу
№ А60-46884/2011
и
постановление
Семнадцатого
арбитражного
апелляционного суда от 04.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,
путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на
сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Уралагродон-
сервис» (далее – кооператив) - Кульба Г.Ю. (доверенность от 16.01.2012),
Сысолятин И.С. (протокол общего собрания от 09.11.2007);
комиссии – Агеева А.А. (доверенность от 18.09.2012 № 06-0182/4609);
министерства – Аглоткова С.В. (доверенность от 26.01.2012 № 06-07/320),
Таранова Н.М. (доверенность от 26.01.2012 № 06-07/319).
Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с
требованиями о признании недействительным утвержденного министерством
решения комиссии, которым планируется предоставление субсидий из
областного бюджета, оформленное протоколом от 30.09.2011 № 10 (с учетом
уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации).
666690_366441
Решением суда от 28.03.2012 (судья Евдокимов И.В.) удовлетворены
требования о признании недействительным оспариваемого решения,
предъявленные
к
Комиссии
по
отбору
сельскохозяйственных
товаропроизводителей Свердловской области, Министерству сельского
хозяйства и продовольствия по Свердловской области. В удовлетворении
требований к Правительству Свердловской области арбитражный суд отказал.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
04.07.2012 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда
оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты
отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к участию в
деле в качестве заинтересованного лица, поскольку оспариваемое решение им
не принималось; кооператив не признан в установленном порядке
сельскохозяйственным товаропроизводителем; заявитель не доказал наличие у
него права на получение государственной поддержки.
Комиссия в кассационной жалобе просит отменить названные судебные
акты, полагая недоказанным факта наличия у кооператива права на получение
субсидии, а также указывая на пропуск заявителем срока обжалования
решения.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом
кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной
жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявитель в марте 2011 года представил в
министерство на рассмотрение заявление и документы для участия в отборе
сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставляются
субсидии на приобретение техники и оборудования, применяемых в
производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, а также на
возмещение затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение
сельскохозяйственной техники.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов
комиссией принято решение, оформленное протоколом заседания от
30.09.2011, об отказе в предоставлении государственной поддержки в 2011 году
в виде субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники,
сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого
недвижимого имущества, необходимого для производства, хранения,
реализации сельскохозяйственной продукции, а также на возмещение части
затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту.
Как следует из решения, отказ в предоставлении государственной
поддержки мотивирован тем, что кооперативом не подтвержден факт оказания
услуг членам кооператива в полном объеме не менее 50% от общего объема
оказанных услуг с целью подтверждения статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя.
При рассмотрении представленных заявителем документов комиссия
пришла к выводу о том, что анализ представленных документов не позволяет
666690_366441
точно определить долю оказанных работ, услуг членам данного кооператива в
общем объеме оказанных работ, услуг за 2010 год. Данное решение утверждено
заместителем председателя Правительства Свердловской области - министром
сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области 10.10.2011.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидии не соответствует закону,
нарушает его права и законные интересы, заявитель по делу обратился в
арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие у
заинтересованных лиц оснований для отказа в предоставлении государственной
поддержки кооперативу.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют
действующему законодательству и материалам дела.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ «О государственной
поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство
сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной
продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» (далее –
Закон № 7-ОЗ) предусмотрено предоставление из областного бюджета
субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство
сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной
продукции, пищевых лесных ресурсов.
Исходя из содержания ст. 3 Закона № 7-ОЗ установленные настоящим
Законом
меры
государственной
поддержки
предоставляются
сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность
на территории Свердловской области, которыми в соответствии с федеральным
законом признаются, в том числе, организации, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной
продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в
том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем,
утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой
продукции
при
условии,
что
в
доходе
сельскохозяйственных
товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от
реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за
календарный год (1); сельскохозяйственные потребительские кооперативы
(перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе
кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с
Федеральным законом о сельскохозяйственной кооперации (2).
В случае, если меры государственной поддержки, установленные данным
Законом,
предоставляются
юридическим
и
физическим
лицам,
осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или)
закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, по
результатам отбора, критерии отбора устанавливаются нормативными
правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством
Свердловской области (ст. 4-1 Закона № 7-ОЗ).
Отбор
сельскохозяйственных
товаропроизводителей,
которым
планируется предоставление государственных гарантий Свердловской области
666690_366441
в текущем финансовом году, осуществляется путем проведения конкурса на
право
предоставления
сельскохозяйственным
товаропроизводителям
государственных гарантий Свердловской области (ч. 1 ст. 6 Закона № 7-ОЗ).
Во исполнение данного Закона принято Постановление Правительства
Свердловской области от 08.02.2011 № 83-ПП «Об утверждении Порядков
предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных
направлений сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях
софинансирования расходов, по которым предусмотрены средства из
федерального бюджета, в 2011 году» (Постановление № 83-ПП), утвердившее
Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий
сельскохозяйственным
товаропроизводителям
на
приобретение
сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или)
племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для
производства, хранения и(или) реализации сельскохозяйственной продукции
(1), а также Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году
субсидий на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство,
сельскохозяйственным
потребительским
кооперативам,
крестьянским
(фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам,
полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в
сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до
8 лет (2).
Согласно п. 5 Постановления № 83-ПП, п. 5 Порядка право на получение
субсидий имеют, в том числе, юридические лица (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений); сельскохозяйственные
потребительские кооперативы (заготовительные, снабженческие, сбытовые
(торговые), перерабатывающие, обслуживающие), созданные в соответствии с
Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной
кооперации».
За получением субсидии вправе обратиться лица, осуществляющие
деятельность на территории Свердловской области и прошедшие отбор в
порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Свердловской
области
от
29.12.2007
№ 1374-ПП
«О
комиссии
по
отбору
сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым
планируется предоставление субсидий из областного бюджета».
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением
№ 1374-ПП, комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей
Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из
областного бюджета, создается для отбора юридических лиц, признаваемых
сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3
Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского
хозяйства».
Согласно ст. 3 данного Федерального закона сельскохозяйственными
товаропроизводителями
признаются
организации,
осуществляющие
производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую
(промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных
666690_366441
средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством
Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в
доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров
(работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее
чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 264-ФЗ
сельскохозяйственными
товаропроизводителями
признаются
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие,
сбытовые
(торговые),
обслуживающие
(в
том
числе
кредитные),
снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным
законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее
– Федеральный закон № 193-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 193-ФЗ
сельскохозяйственным
потребительским
кооперативом
признается
сельскохозяйственный
кооператив,
созданный
сельскохозяйственными
товаропроизводителями и(или) ведущими личное подсобное хозяйство
гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной
деятельности потребительского кооператива.
При этом не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых
обслуживающими,
перерабатывающими,
сбытовыми
(торговыми),
снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими
кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов (п. 13
ст. 4 Федерального закона № 193-ФЗ).
Положением
о
Комиссии
по
отбору
сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Свердловской
области,
которым
планируется
предоставление
субсидий
из
областного
бюджета,
утвержденным
Постановлением № 1374-ПП (далее - Положение), предусмотрены задачи
работы Комиссии, к числу которых отнесены отбор наиболее эффективных,
социально значимых инвестиционных проектов (бизнес-планов) по заявкам
сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Свердловской
области;
подготовка Перечня юридических и физических лиц, осуществляющих
производство
сельскохозяйственной
продукции
и(или)
закупку
сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым
планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем
финансовом году (пункт 4).
Комиссия выполняет функции по организации приема заявлений и
инвестиционных проектов (бизнес-планов) от заявителей, которым планируется
предоставление субсидий из областного бюджета; рассматривает на своих
заседаниях инвестиционные проекты (бизнес-планы); выносит по итогам
отбора решения об одобрении инвестиционного проекта (бизнес-плана),
предоставлении государственной поддержки и о ее размере или отказе в
предоставлении государственной поддержки заявителю (пункт 5).
Исходя из п. 15 Положения к участию в отборе допускаются заявители,
отвечающие установленным условиям, одним из которых является
осуществление
деятельности
в
качестве
сельскохозяйственного
666690_366441
товаропроизводителя и регистрация в установленном порядке на территории
Свердловской области.
Следовательно, при обращении с заявлением о предоставлении субсидии
заявитель
должен
представить
документы,
подтверждающие
факт
осуществления
им
деятельности
в
качестве
сельскохозяйственного
товаропроизводителя и соблюдение им требований ст. 4 Федерального закона
№ 193-ФЗ.
Согласно п. 22 Положения к отбору допускаются заявители,
представившие установленные для рассмотрения документы в полном объеме.
В случае несоответствия представленных документов условиям, указанным в
пункте 23 Положения, они возвращаются заявителям на доработку.
Пунктом 26 Положения предусмотрено, что комиссия на заседании
рассматривает представленные заявителями в соответствии с пунктом 23
Положения документы, заключения отделов Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Свердловской области и выносит по итогам рассмотрения
решения об одобрении инвестиционного проекта (бизнес-плана) и
предоставлении государственной поддержки или отказе в предоставлении
государственной поддержки заявителю.
Отказ в предоставлении государственной поддержки заявителю возможен
в случае несоответствия инвестиционного проекта (бизнес-плана) критериям
отбора, указанным в пункте 16 Положения.
Не рассматриваются документы заявителей, сообщивших о себе заведомо
ложные сведения (п. 24 Положения).
Как видно из материалов дела и установлено судами, кооперативом
представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 23
Положения.
По результатам рассмотрения представленных документов комиссия
пришла к выводу о невозможности точного определения доли выполненных
работ, услуг членам кооператива в общем объеме работ, услуг за 2010 год.
Суды пришли к выводу о том, что данный вывод в силу его
предположительного характера не может быть положен в основу решения,
затрагивающего права кооператива, а действия комиссии не соответствуют
п. 22, 26 Положения № 1374-ПП.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования
заявителя.
Доводы заинтересованных лиц о том, что кооператив не признан в
установленном порядке сельскохозяйственным товаропроизводителем, и не
доказал наличие у него права на получение государственной поддержки; о
неправомерном привлечении министерства к участию в деле в качестве
заинтересованного лица, а также о нарушении заявителем срока обжалования
решения ранее заявлялись ими в судебных инстанциях и получили правильную
юридическую оценку. У суда кассационной инстанции не имеется оснований
для ее непринятия.
Кроме того, судами обоснованно учтено, что согласно п. 9, 11
Положения, заседание комиссии считается правомочным, если на нем
666690_366441
присутствует не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются
простым большинством голосов присутствующих на заседании членов
комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя
комиссии.
Из буквального содержания приведенных положений следует, что
заседание комиссии является правомочным в случае участия в нем
(присутствия на заседании) не менее половины назначенных членов комиссии.
Апелляционным судом установлено, что в состав комиссии входит
20 членов, в заседании комиссии 30.09.2011 принимали участие 9 человек.
Принятое с нарушением установленного порядка (в отсутствие необходимого
кворума) решение не может быть признано обоснованным.
Доводы заинтересованных лиц не подтверждают неправильного
применения судами норм материального и процессуального права, направлены
на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при
рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда
кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам,
исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу
№ А60-46884/2011
и
постановление
Семнадцатого
арбитражного
апелляционного суда от 04.07.2012 по тому же делу оставить без изменения,
кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия по
Свердловской области и Комиссии по отбору сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Свердловской
области,
которым
планируется
предоставление субсидий из областного бюджета – без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н. Суханова
Судьи
Е.О. Черкезов
Т.П. Ященок