Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-10718/21
Екатеринбург
11 февраля 2022 г.
Дело № А60-50205/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Васильченко Н. С., Абозновой О. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее – ПАО "Т Плюс") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2021 по делу № А60-50205/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ПАО "Т Плюс" – ФИО1 (доверенность от 31.01.2020 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее – ООО "СТК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Демидовское" с требованием о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N 87977 за период с 01.07.2020 по 31.07.2020 в сумме 466 944 руб. 89 коп.
Определением суда первой инстанции от 13.10.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 07.12.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
От публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 20.02.2021 поступило заявление о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве), согласно которому просит произвести замену истца ООО "СТК" на правопреемника – публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН <***>, ОГРН <***>), в связи с прекращением деятельности истца путем реорганизации в форме присоединения к публичному акционерному обществу "Т ПЛЮС" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Определением суда от 04.03.2021 произведена замена истца по делу N А60-50205/2020 с общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>) на публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Впоследствии истцом неоднократно уточнялись исковые требования, с учетом последнего уточнения от 15.06.2021 истец уменьшил исковые требования и попросил взыскать задолженность в размере 247 497 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2021 исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Демидовское" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) взыскано: 99 461 руб. 54 коп. - задолженность за поставленную тепловую энергию и теплоноситель в июле 2020, 6 180 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
ПАО "Т Плюс" считает, что судами неверно принят контррасчет ответчика объема тепловой энергии на нагрев воды.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между ООО "СТК" и ООО УК "Демидовское" заключен договор энергоснабжения от 10.05.2012 N 87977. Согласно условиям данного договора истец обязался поставлять ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а ответчик - оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (п. 1.1 договора).
Объектами теплоснабжения являлись многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Как указал истец, во исполнение условий договора истец в период с 01.07.2020 по 31.07.2020 отпустил ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, что подтверждает представленными счетами-фактурами.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, согласился с возражениями ответчика по иску, признал требования истца обоснованными частично, в сумме 99 461 руб. 54 коп.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Доводы истца о неправомерности контррасчета ответчика подлежат отклонению на основании следующего.
Возражая против заявленных истцом требований, ответчик, не оспаривая факт оказания истцом услуг, ссылается на неверное определение истцом объема тепловой энергии на нагрев воды.
Находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома оборудованы локальными бойлерами, то есть система горячего водоснабжения является нецентрализованной (горячая вода приготавливается с помощью внутридомового оборудования – локальных бойлеров). Ответчик приобретает у истца только тепловую энергию, а не горячую воду как готовый коммунальный ресурс. В связи с этим плата за тепловую энергию в данном случае рассчитывается в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила N 354).
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354 (формулы 20, 20.1).
Указанное соответствует правовой позиции, касающейся нормативного регулирования применительно к ситуации, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.05.2019 по делу N 305 - ЭС19-1381, А41-32043/2018).
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма: объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, от 22.05.2019 N 637).
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, следовательно, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
Pпгвi = Vпгвi x Tхв + qv/\ x Vпгвi x T/\,
где qv/\ - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
Согласно информационному письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2019 N 42047-СН/04, пункт 54 Правил N 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из объема коммунального ресурса, "использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению".
Таким образом, приведенной нормой установлена необходимость учитывать при расчете удельного расхода коммунального ресурса на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению фактическую ситуацию, а именно: используется ли указанный коммунальный ресурс исключительно для производства теплоэнергии в целях отопления, либо используется для производства теплоэнергии, потребляемой и в целях отопления, и в целях подогрева воды для горячего водоснабжения.
При этом формула 20.1, утверждающая порядок расчета удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях ГВС, прямо устанавливает, что в качестве величины Vv/\ применяется объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Контррасчет ответчика соответствует действующему законодательству.
Находящиеся в его управлении многоквартирные дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, которые фиксируют общее количеств тепловой энергии, поступившее в многоквартирный дом, но они не измеряют количество тепловой энергии, которое израсходовано для приготовления горячей воды, а также объем горячей воды.
На основании абз. 3 п. 54 Правил N 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется как сумма:
объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей,
объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
В расчетах стоимости тепловой энергии, представленных ответчиком, количество горячей воды рассчитано на основании абз. 3 п. 54 Правил N 354 как сумма ее следующих объемов:
а) потребленной на нужды помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей воды;
б) потребленной на нужды помещений, в которых отсутствуют указанные приборы учета;
в) израсходованной на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
В данном случае использованное в расчетах ответчика количество горячей воды на нужды жилых помещений, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета, подтверждается приложенными оборотно-сальдовыми ведомостями.
Спорным периодом по рассматриваемому иску является июль 2020 года, когда поставляемая истцом тепловая энергия расходуется только на горячее водоснабжение; коммунальная услуга по отоплению не оказывается. Таким образом, удельный расход тепловой энергии, предусмотренный в формуле 20 приложения N 2 к правилам N 354 и рассчитываемый по формуле 20 (1) указанного приложения, рассчитывается исходя из равенства числителя и знаменателя дроби формулы 20 (1). В дальнейшем, полученное значение удельного расхода подставляем формулу 20 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно приложенным расчетам общая стоимость тепловой энергии, поставленной истцом ответчику в июле 2020 года, составляет 319 461 руб. 54 коп.
Как следует из материалов дела, ответчик оплатил тепловую энергию, полученную в спорном периоде в сумме 220 000 руб. Следовательно, задолженность за спорный период составляет 99 461 руб. 54 коп.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2021 по делу № А60-50205/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Д. Тимофеева
Судьи Н.С. Васильченко
О.В. Абознова