АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4814/17
Екатеринбург
20 сентября 2017 г.
Дело № А60-50281/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Иркутской области (далее – Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2017 по делу № А60-50281/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее – учреждение, заинтересованное лицо) - ФИО1 (доверенность от 25.05.2017 №11/9);
Министерства обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны РФ, Министерство) – ФИО2 (доверенность от 19.12.2016), ФИО1 (доверенность от 20.12.2016).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области обратилось с заявлением учреждению (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия и обязании снять с учета числящиеся за заявителем и выбывшие из владения, пользования и распоряжения помимо его воли, технику и имущество Министерства обороны РФ.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.
Решением суда от 17.03.2017 (судья Окулова В.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области просит названные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, судами ошибочно не учтены положения п. 4 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 28.03.2013 №222дсп «Об утверждении порядка списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – Приказ №222дсп) и п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.10.21013 №775дсп «Об организации в вооруженных силах Российской Федерации работы по списанию сумм ущерба» (далее – Приказ №775дсп), в связи с чем сделан необоснованный вывод об отсутствии у заинтересованного лица полномочий на принятие решений о списании имущества и техники, находящихся на учете в его структурных подразделениях.
В отзывах на кассационную жалобу, учреждение и Министерство выразили согласие с принятыми по делу судебными актами, считают их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ и Региональным отделением ДОСААФ России Иркутской области сложились фактические правоотношения по безвозмездному пользованию имуществом Вооруженных сил Российской Федерации.
В рамках данных правоотношений, собственником - Министерством переданы в пользование заявителю имущество и техника, указанные в аттестатах от 16.09.2010 № 42/1/148ц, от 16.09.2010 №42/2/148ц, от 14.09.2010 №43/247, от 04.09.2010 №53/2438, оформленных войсковыми частями.
В свою очередь Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области обязалось вернуть названные имущество и технику в полном объеме.
Между тем, по утверждению заявителя, часть принятой от Министерства техники и имущества была утрачена, выбыла из владения, пользования и распоряжения помимо воли владельца, и не может быть возвращена собственнику ввиду невозможности установления её местонахождения.
В связи с необходимостью принятия мер по снятию с учета утраченной военной техники и имущества, заявителем неоднократно направлялись письма в адрес структурных подразделений учреждения с соответствующими требованиями.
Заявитель ссылался на то, что не входит в состав Вооруженных сил Российской Федерации, следовательно, не имеет полномочий по списанию и учету вооружения, военной техники и других материальных средств.
Вместе с тем, обращения Регионального отделения ДОСААФ России Иркутской области оставлены без рассмотрения.
Посчитав бездействие учреждения незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в его удовлетворении, суды исходили из того, что учреждение не является лицом, на которое возложена обязанность по списанию с учета материальных средств Вооруженных сил Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными, основаны на действующем законодательстве, материалах дела.
На основании пп. 36 п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» министр определяет порядок списания с учета вооружения, военной и специальной техники, специальных средств и других материальных средств в Вооруженных Силах, исключения из состава Военно-Морского Флота и перевода из одного класса в другой кораблей и судов Военно-Морского Флота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 783 «О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства» утверждено Положение об исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства (далее – Положение).
В силу п. 2 названного Положения исключение из состава войск и органов имущества, не имеющего перспектив применения, производится в отношении военной, специальной техники и других материальных средств - решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Как следует из п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2811.2009 № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» предоставление имущества, относящегося к федеральной собственности, для выполнения задач, предусмотренных п. 2 настоящего Постановления, а также контроль за его использованием, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации.
Судами установлено, что учреждение не входит в состав федеральных органов исполнительной власти, следовательно, не имеет полномочий по списанию материальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации.
Доказательств обращения с соответствующим требованием к собственнику имущества - Министерству обороны РФ в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы об ошибочном неприменении судами п. 4 Приказа №222дсп и п. 1 Приказа №775дсп основан на неверном толковании норм материального права.
Как верно отмечено судами, данные нормативные акты имеют юридическую силу и распространяют свое действие только на воинские части и иные подведомственные Министерству обороны РФ организации и соединения.
Ввиду того, что Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области не является структурой, подведомственной Министерству, решение о списании материальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации принимается исключительно Министром обороны Российской Федерации в отношении того имущества, которое закреплено за Вооруженными силами Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2017 по делу № А60-50281/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Иркутской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Е.А. Кравцова
Е.О. Черкезов