ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-51033/16 от 28.08.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4895/17

Екатеринбург

31 августа 2017 г.

Дело № А60-51033/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Рябовой С.Э.,

судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17.02.2017 по делу № А60-51033/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

 управления Росимущества – ФИО1 (доверенность от 12.12.2016 № АР-14204/03);

Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы (далее – Глава Екатеринбурга) – ФИО2 (доверенность от 09.01.2014).

Глава Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения управления Росимущества от 10.08.2016 № АР-9340/07 об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:46 и 66:41:0000000:183 (далее – спорные земельные участки); обязании управления Росимущества устранить допущенные нарушения путем совершения действий по безвозмездной передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» спорных земельных участков в течение 30-ти дней с момента вступления решения в законную силу.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2017 (судья Парамонова В.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 15.05.2017 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, поскольку испрашиваемые земельные участки уже включены в гражданский оборот посредством передачи на праве аренды иным лицам, постольку  указанные земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке  главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:183 имеет зарегистрированные ограничения в связи с резервированием земель для государственных нужд, управление Росимущества полагает, что в силу
подп. 3 п. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок передаче в муниципальную собственность не подлежит. Заявитель ссылается на отсутствие у него полномочий по самостоятельному принятию решений о передаче в собственность земельных участков площадью более 10 га, а также на пропуск Главой Екатеринбурга трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения управления Росимущества от 10.08.2016 № АР-9340/07, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель полагает, что данное решение нарушает экономические интересы Российской Федерации, поскольку лишение доходов в виде арендной платы за спорные земельные участки приведет к существенному нарушению бюджетного законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу Глава Екатеринбурга просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

При рассмотрении спора судами установлено, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.06.2016 № 66/001/079/2016-7816, от 04.10.2016 № 66/001/115/2016-4607.

Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:46 поставлен на кадастровый учет 24.12.2003, а земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:183 поставлен на кадастровый учет 22.02.2005, ранее являлись землями лесного фонда.

В связи с изменением границ населенного, спорные земельные участки с были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 66/30 «О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года».

В связи с тем, что до перевода в земли населенных пунктов вышеуказанные земельные участки были отнесены к категории защитных
лесов - лесопарковые зоны, для прохождения процедуры согласования проекта «Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года» с Федеральным агентством лесного хозяйства (ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в рамках исполнения требования ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации были проведены работы по изменению и установлению границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах Верх-Исетского, Билимбаевского, Сысертского лесничеств Свердловской области.

Проект «Генеральный план развития муниципального образования «город Екатеринбург» на период 2025 года» был согласован Федеральным агентством лесного хозяйства, и леса, расположенные на вышеуказанных земельных участках, вошли в границы муниципального образования «город Екатеринбург» с категорией защитных лесов (городские леса).

Сведения о смене категории земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:46, 66:41:0000000:183 внесены в государственный кадастр недвижимости, согласно которым данные земельные участки отнесены к категории земель «земли населенных пунктов» (кадастровый паспорт земельного участка от 12.10.2016 № 66/301/16-782441, от 12.10.2016
№ 66/301/16-782367).

Глава Екатеринбурга 06.07.2016 обратился к управлению Росимущества с заявлением о передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» на основании подп. 1 п. 1 ст. 39.30, п. 1 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 10.08.2016 № АР-9340/07 управление Росимущества отказало в удовлетворении заявления, сославшись на то, что испрашиваемые земельные участки переданы в аренду гражданам и юридическим лицам.

Глава Екатеринбурга, полагая, что данный отказ является незаконным, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу подп. 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в п. 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных п. 1 ст. 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Из материалов дела следует, что Генеральный план городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1. Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург» утверждены решением Екатеринбургской городской Думы
от 13.11.2007 № 68/48.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.10.2010 № 66/30 «О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года» изменена граница населенного пункта «город Екатеринбург».

Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации  в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (п. 2, 4 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости)
(п. 3 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (п. 6 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность поселений, установлен п. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность поселений установлены  п.  7 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также до 01.03.2018 -  пунктом 23 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым.

Таким образом, главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.

С учетом изложенного отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и организация благоустройства территории городского округа, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах городского округа.

Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденном решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1 (под. 26 п. 2 ст. 9).

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.06.2016 № 66/001/079/2016-7816, от 04.10.2016 № 66/001/115/2016-4607, содержащие сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, кадастровые паспорта от 12.10.2016 № 66/301/16-782441, от 12.10.2016 № 66/301/16-782367, согласно которым спорные земельные участки  отнесены к категории земель «земли населенных пунктов», свидетельства о государственной регистрации права  от 15.11.2010 серии 66 АД № 667729,  от 21.12.2012 серии 66 АЕ № 680339, из которых следует, что на спорных земельных участках расположены здания и сооружения насосной станции и скважина, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «город Екатеринбург», учитывая, что Генеральный план городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1, а Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург» утверждены решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48, установив, что земельные участки относятся к городским лесам, использование, охрана, защита и воспроизводство которых должна осуществляться органами местного самоуправления, принимая во внимание, что в силу п.7 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации обременение земельного участка арендным правом не является основанием для отказа в безвозмездной передаче  в муниципальную собственность, а иные указанные в законе основания для отказа в передаче земельных участков из одного уровня собственности в другой не доказаны (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды правомерно удовлетворили заявленные требования.           

Довод управления Росимущества о том, что испрашиваемые земельные участки уже включены в гражданский оборот посредством передачи на праве аренды иным лицам, постольку  указанные земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке  главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации был предметом оценки судов и обоснованно отклонен.

Согласно п. 1 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Таким образом, нахождение земельных участков в аренде у физических и юридических лиц не препятствует передаче земельных участков в муниципальную собственность в соответствии с положениями ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав арендаторов.

Довод заявителя жалобы о том, что спорные земельные участки зарезервированы для государственных нужд, что исключает возможность их передачи из федеральной в муниципальную собственность, рассмотрены апелляционным судом и обоснованно отклонены, поскольку доказательств соблюдения ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установленного Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Об иных основаниях для отказа в безвозмездной передаче спорных земельных участков из федеральной в муниципальную собственность при рассмотрении настоящего дела управлением Росимущества не заявлено.

Довод заявителя жалобы о том, что обжалуемое решение управления Росимущества нарушает экономические интересы Российской Федерации, подлежит отклонению судом кассационной инстанции в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом положения ст. 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации допускают внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе по отсутствию у него полномочий по самостоятельному принятию решений о передаче в собственность земельных участков площадью более 10 га, а также о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения управления Росимущества от 10.08.2016 № № АР-9340/07 являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2017 по делу              № А60-51033/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             С.Э. Рябова

Судьи                                                                          Т.В. Сулейменова

Е.А. Платонова