ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-52251/14 от 24.09.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5690/15

Екатеринбург

01 октября 2015 г.

Дело № А60-52251/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Лазарева С. В., Тороповой М. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – общество «Стройинвест») на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23.03.2015 по делу № А60-52251/2014 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества «Стройинвест» - Клабукова И.В. (доверенность от 08.09.2015
№ 1), Горбунов П.В. (доверенность от 05.08.2015).

Общество «Стройинвест» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии» об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости, просило:

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в размере 9 065 909 руб. 06 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:700 и включить с 17.08.2011 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
546 290 руб. 42 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:700;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 12 761 291 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:701 и включить с 17.08.2011 до 09.11.2013 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме 
768 965 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:701;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 12 114 240 руб. 10 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:702 и включить с 17.08.2011 до 09.11.2013 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
729 975 руб. 70 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:702;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме  208 149 245 руб. 92 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:703 и включить с 17.08.2011 до 09.11.2013 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
12 542 585 руб. 44 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:703;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 9 065 909 руб. 06 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:704 и включить с 17.08.2011 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
546 290 руб. 42 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:704;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 11 790 714 руб. 40 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:705 и включить с 17.08.2011 до 19.04.2014 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
710 480 руб. 80 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:705;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 11 833 851 руб. 16 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:706 и включить с 17.08.2011 до 27.03.2014 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
713 080 руб. 12 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:706;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 9 065 909 руб. 06 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:707 и включить с 17.08.2011 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
546
290 руб. 42 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:707;

- исключить с 17.08.2011 из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость в сумме 6 039 146 руб. 40 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 7 189 руб. 46 коп. земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:708 и включить с 17.08.2011 до 09.11.2013 в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость в сумме
363 904 руб. 80 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 433,22 руб./кв. м земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:708.

Кроме того, обществом «Стройинвест» заявлены требования о признании недействительными решений Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 10.10.2014
№ 66/14-207590, от 09.10.2014 № 66/14-207253, от 09.10.2014 № 66/14-207255, от 09.10.2014 № 66/14-207262, от 10.10.2014 № 66/14-207586, от 09.10.2014
№ 66/14-207266, от 09.10.2014 № 66/14-207268, от 10.10.2014 № 66/14-207595, от 09.10.2014 № 66/14-207272 о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности устранить нарушения прав общества «Стройинвест».

Решением суда от 23.03.2015 (судья Сергеева М.Л.)  в удовлетворении требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.)  решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя, при рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций не в полной мере исследовали фактические обстоятельства дела, а именно: основания и порядок изменения вида разрешенного использования, соответствие 5 группы разрешенного использования территориальной зоне, в которой расположены земельные участки, принадлежащие заявителю, фактическое использование земельных участков, что повлекло принятие незаконных судебных актов, поскольку исследование указанных обстоятельств по такой категории споров является обязательным.

Кроме того, заявитель отмечает, что в отсутствие заявления общества  «СтройИнвест» на изменение вида разрешенного использования правовых оснований для изменения удельного показателя в отношении принадлежащих заявителю земельных участков у ответчиков не имелось.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» (далее – Федеральный закон от 04.06.2014 № 143-ФЗ) в ч. 1 и 5 ст. 24.19 Федерального закона
от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, направленные на исключение дел по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов.

Федеральным законом 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в силу с 22.07.2014, также были внесены изменения в главу III.1 «Государственная кадастровая оценка» Закона об оценочной деятельности, определяющие порядок рассмотрения указанных споров.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона
от 04.06.2014 № 143-ФЗ, а именно с 06.08.2014 рассмотрение дел, связанных с определением результатов кадастровой стоимости, относится к компетенции судов общей юрисдикции.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 в силу положений ст. 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15.09.2015 на основании ч. 4 ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (ст. 47 и ч. 3 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с п. 9, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 установленный абз. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны быть приложены следующие документы:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах);

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.

Отсутствие названных документов является основанием для совершения судом соответствующих процессуальных действий, предусмотренных ст. 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 129, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона
от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998
№ 135-ФЗ).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998
№ 135-ФЗ, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15.09.2015 по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, гл. 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона
от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

В силу п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15.09.2015 - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.

Пунктами 4, 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

С 26.07.2010 порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости регулируется Законом об оценочной деятельности, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости необходимо различать техническую и кадастровую ошибку, допущенную органом кадастрового учета, а также недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 №  221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости» технической ошибкой признается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Под кадастровой ошибкой в сведениях понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Из статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ), статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) следует, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

К недостоверным сведениям относится искажение данных об объекте оценки, в том числе неправильное указание среднего удельного показателя при расчете кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, недостоверность сведений об объекте недвижимости и заявление об исправлении этих сведений на достоверные также является оспариванием результатов определения кадастровой стоимости, такой спор имеет публично-правовой характер (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2015 № 305-ЭС14-2425 по делу № А41-28120/13).

При исследовании обстоятельств настоящего дела суды установили, что постановлением главы Арамильского городского округа Свердловской области от 09.10.2008 № 939  сформирован и предоставлен обществу «СтройИнвест» в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:33:0101002:543 площадью 40 321 кв. м расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район, город Арамиль, ул. Сосновая, 12, с целевым использованием: под объект бытового обслуживания (строительство оздоровительного комплекса, категория земель – земли населенных пунктов).

Постановлением главы Арамильского городского округа от 20.04.2010
№ 336 указанный земельный участок обществу «Стройинвест» предоставлен в собственность.

Обществом «Стройинвест» (покупатель) 20.04.2010 заключен договор купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости.

В 2011 г. произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101002:543, путем образования следующих земельных участков с кадастровыми номерами:

1) 66:33:0101002:700 площадью 1 261 кв. м;

2) 66:33:0101002:701 площадью 1 775 кв. м;

3) 66:33:0101002:702 площадью 1 685 кв. м;

4) 66:33:0101002:703 площадью 28 952 кв. м;

5) 66:33:0101002:704 площадью 1 261 кв. м;

6) 66:33:0101002:705 площадью 1 640 кв. м;

7) 66:33:0101002:706 площадью 1 646 кв. м;

8) 66:33:0101002:707 площадью 1 261 кв. м;

9) 66:33:0101002:708 площадью 840 кв. м.

Судами установлено, что в период с 18.07.2011 по 29.08.2011 общество «Стройинвест» являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:33:0101002:700, 66:33:0101002:704 - 66:33:0101002:707 и по настоящее время является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:33:0101002:701 - 66:33:0101002:703, 66:33:0101002:708.

Судами выявлено, что в 2011 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости – 7 189 руб. 46 коп., соответствующем 5 категории земельных участков, к которой относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:33:0101002:700 - 66:33:0101002:708.

Полагая, что  земельные участки неправильно отнесены к 5-ой группе видов разрешенного использования как предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, тогда как участки подпадают под 8 группу видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, общество «Стройинвест» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, приняв во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2013 по делу № А60-28306/2013 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:33:0101002:701 - 66:33:0101002:703, 66:33:0101002:708 была признана равной рыночной:  для земельного участка
№ 66:33:0101002:701в сумме 1420585 руб. 75 коп.;  для земельного участка
№ 66:33:0101002:702 в сумме  1 357 099 руб.;
 для земельного участка
№ 66:33:0101002:703 в сумме 21 215 157 руб. 04 коп.;  для земельного участка № 66:33:0101002:708 в сумме 988 352 руб. 40 коп., и выявив, что 19.12.2013 соответствующие изменения были внесены в государственный кадастровый учет, пришел к выводу о том, что решения об отказе  в исправлении ошибок в государственном кадастре недвижимости являются правомерными.

Суд апелляционной инстанции, исследовав эскизный проект спортивно-оздоровительного комплекса, пришел к выводу о том, что применение в отношении земельных участков показателей 8 группы видов разрешенного использования невозможно, вследствие чего оставил решение суда первой инстанции без изменений.

При этом суд апелляционной инстанции заключил, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.

Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неверным применением норм материального и процессуального права.

Учитывая, что исковое заявление подано в Арбитражный суд Свердловской  области после 06.08.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ, настоящий спор, связанный с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Суд кассационной инстанции отмечает, что настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций без учета требований действующего законодательства о необходимости исследования вопросов о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, установленного
ст. 24.18
Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, об установлении надлежащего ответчика, о распределении бремени доказывания по данной категории споров, о привлечении к участию в деле иных лиц (собственников земельных участков № 66:33:0101002:700, 66:33:0101002:704 - 66:33:0101002:707), права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вопрос о наличии оснований для удовлетворения либо отказа в удовлетворении заявленных требований требует дополнительного исследования, но обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением правил о подсудности, суд кассационной инстанции полагает, что производство по настоящему делу следует прекратить, при этом  отмена обжалуемых судебных актов не нарушит принципа правовой определенности.

Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что прекращение производства по делу на основании ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушает право истца на судебную защиту, которое может быть им реализовано путем обращения в суд общей юрисдикции с аналогичным иском в соответствии с правилами о подсудности, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 150, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2015 по делу № А60-52251/2014 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по тому же делу отменить.

Производство по делу № А60-52251/2014 прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по чеку-ордеру Свердловского отделения № 7003 филиала № 887 Сбербанка России от 15.07.2015.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А.Татаринова

Судьи                                                                            С.В.Лазарев

М.В.Торопова