ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-53713/16 от 17.10.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6048/17

Екатеринбург

24 октября 2017 г.

Дело № А60-53713/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Декар» (далее – общество «Декар», заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2017 по делу № А60-53713/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества «Декар» - ФИО1 (доверенность от 01.01.2017);

Администрации города Екатеринбурга – ФИО2.(доверенность
от 02.10.2017 № 501/05/01-12/0111).

Общество «Декар» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Администрации города Екатеринбурга (далее – администрация, заинтересованное лицо):

- об отказе в предоставлении субсидии за четвертый квартал 2015 г., оформленного в виде уведомления от 19.05.2016, а также протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», от 11.05.2016 № 48/42/01.2.-11; обязании произвести выплату субсидии за четвертый квартал 2015 г.;

- об отказе в предоставлении субсидии за первый квартал 2016 г., оформленного в виде уведомления от 24.06.2016, а также протокол заседания Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», от 20.06.2016 № 56/42/01.2-11, обязании произвести выплату субсидии за первый квартал 2016 г.;

- об отказе в предоставлении субсидии за второй квартал 2016 г., оформленного в виде уведомления от 06.09.2016, а также протокол заседания Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», от 19.08.2016 № 76/42/01.2-11, обязании произвести выплату субсидии за второй квартал 2016 г. (с учетом уточнения заявления, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 05.04.2017 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29.06.2017 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Декар» просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на подп. 7 п. 16 Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета и муниципального образования «город Екатеринбург» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг, на 2015-2017 годы, утвержденного постановлением Администрации города Екатеринбурга
от 30.09.2015 № 2714, и полагает, что выводы судов о необходимости представления спецификации к договорам на горюче-смазочные материалы противоречат требованиям названного положения. Также о
бщество «Декар»полагает, что судами не дана оценка доказательствам того факта, что к пакету документов прилагались реестры билетно-учетных листов и реестры билетной продукции, подтверждающие учет билетной продукции. Кроме того, заявитель отмечает, что ведение лицевых счетов кондукторов по учету билетной продукции не предусмотрено действующим законодательством, отсутствие соответствующей формы не налагает на транспортные организации обязанность по их ведению.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.

Исходя из положений п. 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2015 № 2714 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования «город Екатеринбург», на 2015-2017 годы (далее – Положение о порядке предоставления субсидий).

Указанное положение разработано в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ в целях оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования «город Екатеринбург».

Состав комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий утвержден Положением о порядке предоставления субсидий.

Названное положение, устанавливает категории перевозчиков и критерии их отбора для предоставления субсидий, цели, условия, порядок предоставления и возврата субсидий, а также порядок осуществления контроля за предоставлением и использованием субсидий.

Согласно п. 16 Положения о порядке предоставления субсидий перевозчики, претендующие на получение субсидий должны предоставить в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети следующие документы: 1) сведения о фактических результатах работы за отчетный период по форме, приведенной в приложении № 4 к настоящему Положению; 2) заверенные руководителем копии бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации на последнюю отчетную дату; для перевозчиков, освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, - заверенную руководителем копию книги учета доходов и расходов за последний отчетный период (для перевозчиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах) или копию книги учета доходов за последний отчетный период (для перевозчиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах); 3) реестр билетно-учетных листов реализованной билетной продукции по маршрутам за отчетный период по форме, приведенной в приложении № 5 к настоящему Положению; 4) акт сверки с оператором регистрации электронной оплаты проезда пассажиров в автобусах, следующих по маршрутам регулярного городского сообщения, по форме, приведенной в приложении № 6 к настоящему Положению; 5) заверенные руководителем копии сводов по начисленной заработной плате, подтверждающих затраты на оплату труда персонала, занятого обслуживанием и организацией пассажирских перевозок; 6) реестр договоров и реестр счетов-фактур по затратам на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, реестр актов на списание материалов, использованных для технического обслуживания и ремонта; 7) заверенные руководителем копии договоров и реестр счетов-фактур на поставку топлива, горюче-смазочных материалов; 8) заверенные руководителем копии договоров и реестр счетов-фактур на приобретение автомобильных шин; 9) ведомость начисления амортизации основных средств; 10) заверенные руководителем ведомость расходов на коммунальные услуги (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение), реестр счетов-фактур, копии договоров; 11) копии договоров на приобретение билетной продукции, копии документов, подтверждающих учет билетной продукции на складе, копии документов, подтверждающих выдачу билетной продукции под отчет материально ответственному лицу (кондуктору), копии лицевых счетов кондукторов по учету билетной продукции; 12) расчет нормативных затрат; 13) пояснительную записку к представленному пакету документов; 14) скан-копии документов, перечисленных в подпунктах 1-13 настоящего пункта, на электронном носителе.

Документы должны быть прошнурованы, сброшюрованы в один или несколько томов, пронумерованы и скреплены печатью предприятия.

В силу подп. 1 п. 20 Положения о порядке предоставления субсидий основаниями для отказа в выплате перевозчику субсидии являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 16 данного положения.

Как установлено судами, между обществом «Декар» и заинтересованным лицом (в лице главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования «город Екатеринбург» Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга) подписаны соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат в связи с предоставлением услуги по перевозке пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования «город Екатеринбург» от 14.12.2015 № 10/2015 и от 28.12.2015 № 10/2016.

Оценив заявленные обществом «Декар» требования, суды выявили, что заявитель, в порядке, предусмотренном Положением о порядке предоставления субсидий, обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении субсидий за четвертый квартал 2015 г. и первый-второй кварталы 2016 г., однако заинтересованным лицом отказано в предоставлении субсидий в связи с некомплектностью представленных документов.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Комиссией по рассмотрению заявок на предоставление субсидий юридическим лицами индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам, метрополитеном и городским наземным электрическим транспортом регулярного городского сообщения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», приняты решения об отказе заявителю в предоставлении субсидий в связи с несоответствием пакета документов установленным требованиям Положенияо порядке предоставления субсидий, что подтверждено протоколом от 21.04.2016 № 47/42/01.2-11.

С учетом изложенного, приняв во внимание, что общество «Декар» в нарушение подп. 1, 7, п. 16, подп. 8 п. 16 Положения о порядке предоставления субсидий не представило спецификации к договорам на поставку горюче-смазочных материалов с обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «ОКОН» и  обществом с ограниченной ответственностью «Уралпетролиум», спецификации к договорам на поставку шин с обществом с ограниченной ответственностью «Росшина-стандарт», копии лицевых счетов кондукторов по учету билетной продукции, в сведениях о фактических результатах работы за отчетный период по форме, приведенной в приложении № 4 Положения, в строке «количество машино-часов» отсутствуют фактические данные по машино-часам, суды обоснованно признали, что оснований для удовлетворения заявленных требований общества «Декар» не имеется, указав на правомерность отказа администрации в выплате субсидий за 1 и 2 кварталы 2016 г.

Кроме того, суды отметили, что заявитель, претендуя на получение бюджетных средств, должен был предоставить полный и исчерпывающий пакет документов, достоверно подтверждающих те факты и обстоятельства, наличие которых дает право на бюджетную поддержку в виде предоставления субсидии, однако свою обязанность заявитель не выполнил, в связи с чем его права и законные интересы не нарушены.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом «Декар» требований.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2017 по делу № А60-53713/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Декар»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    И.А. Татаринова

Судьи                                                                                 С.Э. Рябова

                                                                                               Т.В. Сулейменова