ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-54157/16 от 15.08.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4402/17

Екатеринбург

21 августа 2017 г.

Дело № А60-54157/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Центральная городская больница г. Верхняя Тура» (далее – учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2017 по делу № А60-54157/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель учреждения – ФИО1 (доверенность от 31.10.2016).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.08.2016 № 1251.

Решением суда от 24.01.2017 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.

Учреждение указывает, что в судебных актах не разрешен вопрос о том, являются ли участки площадью 55500 кв.м. и 44806 кв.м тождественными, не исследованы доводы о том, что свидетельство № 0617476 не имеет юридической силы, поскольку дата выдачи свидетельства – 27.02.1995, а акт органа местного самоуправления, на основании которого выдано свидетельство, датирован 28.02.1995; в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 8251/11, фактическое пользование земельным участком, не принадлежащем лицу на каком- либо праве, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу учреждения – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной заявителем 26.02.2016, по результатам которой составлен акт от 09.06.2016 № 845, и вынесено решение от 08.08.2016 № 15251.

Указанным решением налогоплательщику начислен земельный налог в сумме 1 434 543 руб., пени в сумме 147937.66 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), п. 1 ст. 119 Кодекса.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.10.2016 № 1205/16 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Полагая, что оспариваемое решение не соответствует положениям Кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что заявитель является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:38:1010013:94, следовательно, и плательщиком земельного налога за 2015 год.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

В соответствии со ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ) и удостоверяются документами, предусмотренными названным Законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

В этой связи с момента принятия Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона № 141-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

С учетом положений ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», регулировавшего порядок ведения государственного земельного кадастра до 01.01.2008, апелляционным судом отмечено, что при отсутствии государственной регистрации прав на земельные участки обязанность по уплате земельного налога возникает у землепользователя при условии сформирования в установленном порядке земельного участка, установления и описания его границ, определении его кадастровой стоимости и доведения сведений о ней до налогоплательщика, а также при наличии у него законным образом выданных документов об одном из прав на земельный участок, перечисленных в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 27.02.1995 муниципальному предприятию Верхнетуринская городская больница г. В.Тура выдано свидетельство на право собственности на землю № 0617476, согласно которому муниципальное предприятие Верхнетуринская городская больница г. В.Тура приобретает право постоянного пользования собственности на землю по адресу <...>.

Согласно Уставу муниципального учреждения «Центральная городская больница г. Верхняя Тура» от 1997 года юридическим адресом больницы является: г. В. Тура, Свердловская область, ул. Мира д. 2.

Постановлением главы муниципального образования город В. Тура от 30.08.2004 года № 311 Муниципальному учреждению «Центральная городская больница» присвоен милицейский номер - <...>.

На основании заявления Муниципальным учреждением «Центральная городская больница Городского округа Верхняя Тура» были проведены работы по межеванию границ землепользования в декабре 2006 г. В пояснительной записке землеустроительного дела от 19.02.2007 № 5846 указано, что на основании свидетельства на право собственности на землю № 0617476 и Распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка от 09.02.2007 № 68 установлены и согласованы границы земельного участка по адресу: <...>.

По результатам работ по межеванию площадь земельного участка составила 44 806 кв.м. (по фактически используемой площади). Распоряжением главы городского округа Верхняя Тура от 09.02.2007 года № 68 утверждены границы земельного участка «Центральной городской больницы» по ул. Мира 2 б в городе Верхняя Тура площадью 44 806 кв. м.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.10.2012 №1009 за учреждением на праве оперативного управления закреплено 6 (шесть) объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <...>:

- нежилое здание поликлиники, общей площадью 1481,5кв.м., находящееся по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права выдано 22.03.2013г. - повторное, взамен свидетельства №898149 серия 66АВ от 10.05.2007г.);

- нежилое здание главного корпуса, общей площадью 5400,5кв.м., находящееся по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права выдано 18.04.2014г. - повторное, взамен свидетельства № 898155 серия 66АВ от 10.05.2007г.);

- нежилое здание инфекционного корпуса, общей площадью 991,4 кв.м., находящееся по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права выдано 22.03.2013г. - повторное, взамен свидетельства № 898151 серия 66АВ от 10.05.2007г.);

- нежилое здание пищеблока, общей площадью 319,7 кв.м., находящееся по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права выдано 22.03.2013г. - повторное, взамен свидетельства № 898146 серия 66АВ от 10.05.2007г.);

- нежилое здание патологоанатомического корпуса, общей площадью 182,5 кв.м., находящееся по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права выдано 22.03.2013г. - повторное, взамен свидетельства № 898153 серия 66АВ от 10.05.2007г.);

- нежилые помещения, общей площадью 395,7 кв.м., находящееся по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права выдано 22.03.2013г. - повторное, взамен свидетельства № 898147 серия 66АВ от 10.05.2007г.).

Министерство по управлению государственным имуществом по Свердловской области 15.10.2012г. передало, а учреждение приняло указанные объекты во владение по акту приема-передачи.

Объекты недвижимости, являются частями неделимого земельного участка с кадастровым номером 66:38:1010013:94.

В Устав Муниципального учреждения «Центральная городская больница городского округа Верхняя Тура» внесены изменения: юридическим адресом установлен: 624320, городской округ Верхняя Тура, улица Мира 2Б.

В действующем Уставе учреждения от 14.12.2011 № 1409-17 в п. 20 главы 20 указано, что учреждение имеет земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:38:0101013:0094 зарегистрировано 25.01.2016, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2016г., запись регистрации № 66-66/017-66/017/660/2016-5/1 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 05.02.2016 № 66/001/008/2016-1238.

Материалами дела подтвержден факт того, что учреждение является правопреемником Муниципального предприятия Верхнетуринская городская больница г.В.Тура.

При таких обстоятельствах, оценив, по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу, что учреждение является единственным пользователем земельного участка с кадастровым номером 66:38:0101013:0094 с 28.02.1995, в связи с чем, относится к плательщикам земельного налога. Свидетельство на право собственности на землю № 0617476 от 27.02.1995 расценено как правоустанавливающий документ, принятый до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Довод заявителя о том, что свидетельство № 0617476 не имеет юридической силы, поскольку дата выдачи свидетельства – 27.02.1995, а акт органа местного самоуправления, на основании которого выдано свидетельство, датирован 28.02.1995, не может быть принят, поскольку свидетельство недействительным (недействующим) в установленном порядке не признано. При этом именно на основании свидетельства № 0617476 установлены и согласованы границы спорного земельного участка, то есть проведено межевание.

Апелляционным судом обоснованно отклонена ссылка учреждения на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8251/11 от 15.11.2011, согласно которой фактическое пользование земельным участком, не принадлежащем лицу на каком-либо праве, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника, поскольку по настоящему делу установлены иные обстоятельства.

Судом также обоснованно не принят довод заявителя апелляционной жалобы о том, что участок, предоставленный на основании свидетельства от 27.02.1995, составлял 55 500 кв. м, спорный участок имеет квадратуру на 25% меньше, следовательно, это два разных земельных участка, так как МУ «Центральная городская больница Городского округа Верхняя Тура» были проведены работы по межеванию границ землепользования, после чего распоряжением главы городского округа Верхняя Тура от 09.02.2007 года № 68 утверждены границы земельного участка «Центральной городской больницы» по ул. Мира 2б в городе Верхняя Тура площадью 44 806 кв. м. Земельный налог именно в отношении земельного участка площадью 44 806 кв. м доначислен заявителю.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных учреждением требований.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2017 по делу № А60-54157/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Центральная городская больница г. Верхняя Тура» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Д.В. Жаворонков

Н.Н. Суханова