ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-56288/19 от 19.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4864/20

Екатеринбург

21 апреля 2022 г.

Дело № А60-56288/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Оденцовой Ю.А.,

судей Шавейниковой О.Э., Сушковой С.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу финансового управляющего имуществом ФИО1 (далее – должник) – ФИО2 на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу № А60-56288/2019 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2020 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества введена процедура реализации, финансовым управляющим имуществом должника утверждена ФИО2

В арбитражный суд 10.09.2021 поступило заявление финансового управляющего ФИО2 об обязании должника произвести действия по организации контрольного отстрела нарезного оружия.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2021 заявление финансового управляющего удовлетворено, ФИО1 обязан произвести действия по организации контрольного отстрела нарезного оружия, а именно: в течение 7 дней с момента принятия судебного акта по настоящему заявлению обратиться в отделение Лицензионной Разрешительной Работы Управления Росгвардии по Свердловской области по месту учета оружия с целью получения направления на контрольный отстрел по нарезному оружию: охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки «SABATTI SABA)), кал. 12/70, № 122061; охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки «ИЖ-43Е-1С)), кал. 12/76, № 0671747; охотничье оружие с нарезным стволом марки «Тигр)), кал. 7,62x54R № 15472538, 2015 года; охотничье оружие с нарезным стволом марки «BENELLI ARGO», кал. 30-06SPR(7,62x63)
№ СВ/ВВ 036752; охотничье оружие с нарезным стволом марки «CZ-550», кал. 30-06 SPR(7,62x63), серии Н № 2517, было изъято и направлено в КХО ОП
№ 16 МУ МВД России «Нижнетагильское)); охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «СКС-О» кал. 7.62/39, серии 1РП №3733; охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «СКСOSAVAGE» кал. 308VIN, серии Н №166022 (далее – спорное нарезное оружие); произвести транспортировку нарезного оружия к месту проведения контрольного отстрела с необходимым количеством патронов к данному оружию; в течение трех дней с момента получения протокола контрольного отстрела передать его финансовому управляющему по акту приема-передачи.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 определение суда первой инстанции от 21.10.2021 отменено, в удовлетворении заявления финансового управляющего отказано.

В кассационной жалобе ФИО2 просит постановление апелляционного суда от 02.02.2022 отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции от 21.10.2021, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, продажа спорного нарезного оружия без его контрольного отстрела невозможна, управляющий лицензии на хранение оружия не имеет, произвести действия по контрольному отстрелу не может, и только владелец оружия, имеющий лицензию, может производить контрольный отстрел, поэтому должник, являясь владельцем оружия, действие лицензии которого на хранение огнестрельного оружия не аннулировано (определение суда от 03.03.2021 об отмене обеспечительных мер), может обратиться по месту учета оружия за получением направления на его контрольный отстрел, хотя на спорное нарезное оружие наложен арест и оно изъято у должника, но судебный акт об обязании должника осуществить действия по контрольному отстрелу оружия, как считает заявитель, исполним, так как на основании такого судебного акта должнику выдали бы оружие для проведения контрольного отстрела, что, как считает заявитель, подтверждено письмом Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области.

ФИО1 в отзыве просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2020
ФИО1 признан банкротом с введением в отношении его имущества процедуры реализации, финансовым управляющим утверждена ФИО2

В ходе проведения мероприятий процедуры реализации имущества должника, финансовым управляющим выявлены и включены в конкурсную массу семь единиц принадлежащего ФИО1 вышеназванного спорного нарезного оружия.

Ссылаясь на то, что для принятия специализированным магазином к реализации данного оружия необходимо получить от Управления Росгвардии документы подтверждения каждую единицу оружия, а также дополнительно на оружие с нарезным стволом документы о проведении контрольного отстрела, для производства которого требуются действия, которые финансовый управляющий ввиду отсутствия лицензии на оружие, разрешения на хранение и ношение оружия сам произвести не может, а ответ на соответствующее требование управляющего от должника не поступил, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела наличия оснований для обязания должника произвести действия по организации контрольного отстрела нарезного оружия.

Отменяя определение суда первой инстанции, и, отказывая в удовлетворении требований, апелляционный суд, исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 131, пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве, все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества, а также выявленное (приобретенное) после этого, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 данной статьи, по которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в силу гражданского процессуального законодательства.

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, включая распоряжение им, осуществляются только управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 13.12.1996
№ 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии), пунктом 13 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила оборота оружия), граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия.

Относящиеся к гражданскому оружие ограничено в гражданском обороте, в связи с чем его реализация должна осуществляться с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота оружия.

В статье 18 Закона об оружии закреплено, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

В порядке статьи 13.1 Закона об оружии, перед продажей принадлежащего гражданам Российской Федерации гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом проводится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки.

Так, контрольному отстрелу подлежит гражданское и служебное огнестрельное оружие с нарезным стволом, в том числе передаваемое или продаваемое предприятиями, организациями и учреждениями, перед передачей или продажей. Контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом проводится органами внутренних дел.

Порядок выдачи направления на проведение контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и порядок организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с утвержденными Приказами Росгвардии № 372 и Министерства внутренних дел № 506 от 09.08.2018 Порядком выдачи направления на проведение контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и Порядком организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, соответствующее направление выдается юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, владеющим оружием, по месту учета оружия должностным лицом Росгвардии или ее территориального органа, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, в соответствующий территориальный орган внутренних дел, при этом владелец оружия обращается с письменным заявлением к должностному лицу по месту учета оружия, а должностное лицо не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления обязано отправить направление владельцу оружия заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо выдать направление владельцу оружия на руки, после чего инициатор обращения для организации проведения контрольного отстрела осуществляет транспортировку оружия к месту его проведения с необходимым количеством патронов, а результаты контрольного отстрела оформляются протоколом контрольного отстрела оружия, при этом вторые экземпляры протокола и описи передаются инициатору обращения в день получения оружия.

Как установлено судами и следует из материалов дела, при том, что огнестрельное оружие подлежит реализации в специализированной организации, имеющей лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, такая организация общество с ограниченной ответственностью «РоскомплектПКФ» в письме относительно возможности реализации оружия указала на необходимость для его принятия на реализацию представления документов от Управления Росгвардии, а именно подтверждения на каждую единицу оружия и дополнительно на оружие с нарезным стволом документов о контрольных отстрелах.

Согласно ответу Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации на требование финансового управляющего о выдаче направления на контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, принадлежащего ФИО1, такое направление выдается по месту учета оружия должностным лицом Росгвардии или ее территориального органа, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской федерации в области оборота оружия, на основании письменного заявления владельца оружия, установленного образца, при этом, в соответствии с пунктом 5 Порядка организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденного приказом Росгвардии и МВД России от 09.08.2018 № 372/506Ю, инициатор обращения для организации проведения контрольного отстрела осуществляет транспортировку оружия к месту его проведения с необходимым количеством патронов, указанным в пункте 6 названного Порядка.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, определением арбитражного суда от 19.01.2021 приняты обеспечительные меры, в том числе, в виде запрета должнику ФИО1 распоряжаться принадлежащим ему имуществом и совершать любые регистрационные действия в отношении следующего имущества: гладкоствольное охотничье оружие: двуствольное «Сабати» № 122061, калибр 12,70; ИЖ-27ЕМ № 9742916, калибр 17,76; ИЖ-43Е № 0671747, калибр 12,76; ИЖ 58 № 7432 калибр 12; нарезное оружие: Пинелли арго № ВВ 036752 калибр 30; SZ-550 №2517, калибр 30; Тигр №15472538, калибр 7,62; на указанное имущество наложен арест, Управлению Росгвардии по Свердловской области предписано аннулировать и изъять лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия на имя ФИО1, изъять и принять на хранение названное имущество должника.

Определением арбитражного суда от 03.03.2021 обеспечительные меры, наложенные определением суда от 19.01.2021, отменены в части предписания Управлению Росгвардии по Свердловской области аннулировать лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия на имя ФИО1 При этом, в части предписания Управлению Росгвардии по Свердловской области временно изъять лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия на имя ФИО1 обеспечительные меры сохранены судом.

Учитывая изложенные установленные апелляционным судом обстоятельства, по результатам исследования и оценки всех имеющихся доказательств, исходя из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание, что вышеуказанные определения суда от 19.01.2021 и 03.03.2021, в том числе в части наложенных арестов, изъятий и ограничений в отношении оружия и документов, необходимых для владения им и его использования, в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат безусловному исполнению, в том числе, должником и Управлением Росгвардии по Свердловской области, установив, что огнестрельное оружие изъято у ФИО1 Росгвардией вместе со всеми документами, лицензиями и принадлежностями, разрешительные документы находятся в контрольно-наблюдательном деле на основании вынесенного заключения об аннулировании разрешительных документов, также в отделе хранятся копии технических паспортов, оригиналы которых не изымались и находятся у ФИО1, из чего следует, что в настоящий момент само оружие, подлинники лицензий и разрешений у ФИО1 отсутствуют, в связи с принятием судом в установленном порядке действующих по настоящее время соответствующих обеспечительных мер, а доказательства иного в материалы дела не представлены, и, исходя из того, что при изложенных обстоятельствах, хотя препятствия в получении по заявлению должника направления на контрольный отстрел огнестрельного оружия действительно отсутствуют, тем не менее, в связи с принятыми в рамках настоящего дела о банкротстве обеспечительными мерами должник объективно не имеет возможности совершить в целях получения протокола контрольного отстрела оружия иные действия по организации контрольного отстрела нарезного оружия, в частности обеспечить транспортировку оружия и патронов к нему к месту проведения контрольного отстрела, тогда как, вопреки позиции финансового управляющего само по себе получение должником направления на контрольный отстрел при наличии действующих обеспечительных мер к получению необходимых для реализации оружия документов не приведет, при этом, руководствуясь общими принципами судопроизводства в арбитражных судах, в частности, принципом исполнимости судебных актов, соблюдение которого в данном случае исключено, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности материалами дела надлежащим образом и в полном объеме наличия в данном случае всех необходимых и достаточных оснований для обязания должника произвести действия по организации контрольного отстрела нарезного оружия, при том, что доказательства иного в деле отсутствуют.

Таким образом, отказывая в удовлетворении требований управляющего, апелляционный суд исходил из совокупности установленных по делу обстоятельств и недоказанности материалами дела наличия оснований для обязания должника произвести действия по организации контрольного отстрела спорного нарезного оружия, а также из отсутствия доказательств иного (статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, апелляционным судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу № А60-56288/2019 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управляющего имуществом ФИО1 – ФИО2 –
без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.А. Оденцова

Судьи О.Э. Шавейникова

С.А. Сушкова