Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2022/22
Екатеринбург
12 апреля 2022 г.
Дело № А60-6570/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Васильченко Н. С., Тимофеевой А. Д.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Агалаковой Оксаны Аркадьевны (далее - Предприниматель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А60-6570/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Предпринимателя – Конева О.М. (доверенность от 26.03.2021);
публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее - Банк) (онлайн) - Голоднов А.Н. (доверенность от 25.08.2021), Ломовцев А.А. (доверенность от 30.03.2021).
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Банку о понуждении к исполнению договора кредитования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая службы России, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 решение суда отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что заемщиком сохранена численность работников с момента заключения кредитного договора по 01.12.2020 для перевода договора на период наблюдения, при этом численность работников, которую должен был сохранять истец, подлежит определению на основании отчета СЗВ-М по итогам июня, а не мая 2020 г. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции неверно применены положения пункта 13(1) с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 16.05.2020 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» (далее - Правила), согласно которым именно Банк обладает правом уточнить сведения о численности работников и в связи с тем, что в декабре 2020 г. на Платформе ФНС уже была численность по итогам июня 2020 г., именно она должна была использоваться в качестве численности на 01.06.2020. Предприниматель отмечает, что сумма запрошенного кредита рассчитывалась им исходя из численности работников в количестве 4 человека, в связи с чем он был вправе сохранять именно эту численность работников, если бы истец знал, что договор будут переведен на погашение, он бы не заключил кредитный договор.
В отзыве на кассационную жалобу Банк указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Предпринимателем 03.07.2020 подана заявка на получение кредита в соответствии с Правилами.
На основании имеющихся на момент обращения заявителя сведений, представленных на Платформе ФНС, Банк сделал вывод о возможности участия Предпринимателя в программе льготного кредитования, в связи с чем принял решение о выдаче кредита.
При расчете максимального размера кредита Банком принимались во внимание имеющиеся на Платформе ФНС последние сведения о количестве работников заемщика - по состоянию на 01.06.2020 у заемщика числилось 7 работников.
Между Предпринимателем и Банком в порядке статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен кредитный договор от 07.07.2020 № 7003 F3KYDTSRGQ0QQ0QZ3F, согласно которому кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами.
Лимит кредитной линии для возобновления деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности составил для истца 362 687 руб.
В соответствии с пунктом 5 заявления выдача кредита (кредитных траншей) производится в течение периода доступности кредитования, которой определяется датой открытия лимита кредитной линии, и истекает 30.11.2020 (включительно).
Кредитные денежные средства получены заемщиком.
Согласно пункту 6 заявления датой полного погашения выданного кредита является:
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на период наблюдения по договору - 01.03.2021;
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения - 30.06.2021.
Под базовым периодом договора понимается период с даты заключения договора до 01.12.2020, под периодом наблюдения по договору - период с 01.12.2020 по 01.04.2021.
При этом период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода договора при соблюдении следующих условий:
- численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Период погашения по договору - это период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора
В пунктом 7 заявления предусмотрены условия перехода из одного периода по договору в другой, соблюдение которых сторонами в конечном итоге влияет на размер процентной ставки по кредиту, полученному заемщиком.
Договор переводится на период наблюдения при соблюдении следующих случаев:
- численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Переход из базового периода в период наблюдения имеет существенное значение для заемщика, поскольку в указанные периоды процентная ставка по договору за пользование выданными траншами составляет 2% годовых (пункт 3 заявления).
В период погашения процентная ставка составляет 15% годовых (пункт 3 заявления).
В соответствии с размещенными на Платформе ФНС сведениями, численность работников истца на дату подачи заявления по данным ПФ Российской Федерации и ФНС Российской Федерации на 01.06.2020 составила 7 человек, а максимальная сумма кредитного лимита составляет 634 702 руб. 25 коп. (исходя из расчета базового периода в 6 месяцев).
Поскольку согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца в июле - октябре 2020 г. (4 человека) упала ниже 80% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (7 человек), кредитный договор в силу пункта 11 Правил и пункта 7 кредитного договора переведен с 01.12.2020 на период погашения, в связи с чем Банком Предпринимателю направлено требование о погашении задолженности по кредитному договору.
Указанное уведомление получено заемщиком 03.12.2020 (СМС сообщение) и 28.12.2020 (СМС сообщение и уведомление через систему ДБО).
Заемщик, полагая, что перевод договора в период погашения Банком произведен неправомерно, обратился с претензией, в которой указал, что численность работников Предпринимателя в период с июля 2020 г. по декабрь 2020 г. оставалась неизменной, численность составляла 4 человека, в связи с чем просила Банк перевести договор в период наблюдения.
Поскольку претензия оставлена Банком без удовлетворения, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, исходя из того, что численность работников истца на момент заключения договора 07.07.2020 составляла 4 человека, о чем содержатся уточненные сведения в информационном ресурсе ФНС Российской Федерации. Кроме того, суд посчитал, что размер полученного истцом кредита 362 687 руб. рассчитан исходя из численности сотрудников заемщика именно 4 человека.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, в удовлетворении исковых требований отказал, обоснованно исходя из следующего.
Правилапредоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
В пункте 3 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации и являются источником возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии по предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке).
Согласно пункту 8 Правил заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
Пунктом 24 Правил установлено, что максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев. Для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию в период до 23 июня 2020 г., максимальная сумма кредитного договора (соглашения) может рассчитываться с учетом базового периода кредитного договора (соглашения), составляющего 6 месяцев.
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г.
Порядок расчета максимальной суммы кредитного договора установлен в пункте 24 Правил, согласно которому максимальная сумма кредитного договора определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению), при этом численность работников заемщика определяется получателем субсидии (Банком) на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что при определении численности работников для расчета максимальной суммы кредита необходимо также учитывать разъяснения, содержащиеся в Письме ФНС России от 20.08.2020 № ВД-2-19/1542@, согласно которым первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г., при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
Данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при представлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 г.
Суд апелляционной инстанции установил, что Банком 03.07.2020 на основании запроса истца, поступившего дистанционно через систему Сбербанк Онлайн, была автоматически сформирована заявка с запросом сведений в ФНС.
Согласно имеющимся на момент формирования заявки сведениям в ФНС по состоянию на 01.06.2020 у истца числилось 7 работников.
Принимая во внимание положения пункта 24 Правил, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что у получателя субсидии отсутствовала возможность применить при расчете суммы кредита сведения за июнь 2020 г., поскольку такие сведения в информационном ресурсе ФНС России на момент оформления заявки отсутствовали.
Наличие актуализированных сведений о численности работников в данном случае правового значения не имеет. При этом Банк самостоятельно не уполномочен определять численность сотрудников заемщика, данный параметр при расчете максимальной суммы кредита Банком определяется исходя из сведений ФНС России. С учетом изложенного у Банка не имелось оснований при заключении договора принимать во внимание указанные сведения.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод о том, что Банк при расчете суммы кредита исходил именно из того, что численность работников заемщика составляет 4 человека, установив, что сумма кредита выдана в меньшем размере исходя из заявки самого истца, в которой указано, что кредит испрашивается именно в сумме 362 687 руб.
Поскольку численность сотрудников истца на момент 01.12.2020 не соответствовала численности сотрудников по состоянию на 01.06.2020, суд апелляционной инстанции верно заключил, что Банк обоснованно перевел договор в период погашения. Позиция истца основана на неверном толковании и применении Правил.
При этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что истец, действуя разумно и осмотрительно, имел возможность ознакомиться с Правилами, а также отказаться от заключения договора на невыгодных для него условиях, обратиться в уполномоченные органы Пенсионного фонда России для актуализации сведений о численности своих работников, и в последующем обратиться с заявлением о предоставлении кредита.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении им норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений при рассмотрении дела апелляционным судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А60-6570/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Агалаковой Оксаны Аркадьевны – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.В. Абознова
Судьи Н.С. Васильченко
А.Д. Тимофеева