ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-6681/2021 от 15.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2749/22

Екатеринбург

16 июня 2022 г.

Дело № А60-6681/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тимофеевой А. Д.,

судей Васильченко Н. С., Абозновой О. В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛЕС" (далее – ООО "ЭКОЛЕС") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2021 по делу №А60-6681/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ООО "ЭКОЛЕС" – Шимолина А.В. (доверенность от 30.12.2021 № 214/22);

открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее – ООО "РЖД") – Шаймиева О.В. (доверенность от 27.01.2021 № СВЕРДНЮ-3/Д).

ООО "РЖД" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "ЭКОЛЕС" (далее – ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при исполнении договора N 5/33 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 14.02.2018, путем внесения изменения в абзац 2 пункта 17 договора, изложив его в редакции: "Вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за установленным договором предшествующий период, устанавливается ежесуточно в размере ставки по группе 3 таблицы N 8 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам", и распространив его действие на отношения сторон, возникших с 01.01.2021 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2021 исковые требования удовлетворены.

Прекращено производство по встречному иску ООО "ЭКОЛЕС" в связи с отказом ООО "ЭКОЛЕС" от исковых требований.

Не согласившись с решением и постановлением, ООО "ЭКОЛЕС" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.

ООО "ЭКОЛЕС" считает, что исходя из буквального толкования содержания спорного пункта договора и с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 17 договора устанавливает лишь возможность изменения ставки сборов за подачу и уборку вагонов в рамках избранного порядка оплаты.

Данное условие предусматривает возможность изменения условий договора путем выбора ставок сборов, установленных в таблице N 8 Тарифного руководства N 3. Однако с подобным предложением ООО "РЖД" к ООО "ЭКОЛЕС" не обращалось.

ООО "ЭКОЛЕС" полагает, что сторонами уже урегулирован предмет спора путем внесения изменений в пункт 17 договора в редакции дополнительного соглашения от 09.08.2021, а также взаимодействуя в рамках исполнения обязательств по договору в части встречного исполнения по оплате сборов за подачу и уборку вагонов на существующих условиях договора.

Кроме того, законных оснований для распространения согласованных положений пункта 17 договора на отношения сторон, возникших с 01.01.2021, не имеется в силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.

Из материалов дела следует и установлено судами, что ООО "ЭКОЛЕС" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути N 5 станции Баранчинская Свердловской железной дороги стрелочным переводом N 16. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 647,5 метров, в том числе принадлежащая Перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) 141,5 метров. Длина железнодорожного пути необщего пользования, используемая для подачи и уборки вагонов, принадлежащая Перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) составляет 96,5 метров.

ООО "РЖД" (перевозчик) и ООО "ЭКОЛЕС" (владелец) заключен и действует договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 5/33 от 14.02.2018. Срок действия договора установлен с 01.03.2018 по 28.02.2023.

В соответствии с пунктом 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 вариант оплаты ставки сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из планируемого владельцем количества поданных и убранных вагонов, устанавливается за каждый выход локомотива перевозчика по таблице N 11 части 1 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат к сборам 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам.

Кроме того, пунктом 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 предусмотрено, что в течение срока действия договора производится расчет количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (за первый неполный календарный год - в период с 01 марта по 31 декабря включительно, впоследствии за каждый полный календарный год - в период с 01 января по 31 декабря включительно). Если среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составляет более 1,5 вагонов в сутки, вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов устанавливается ежесуточно независимо от выхода локомотива по группе железнодорожного пути необщего пользования. Сторонами в обязательном порядке вносятся изменения в договор.

По итогам работы за 2020 год была определена 3 группа подъездного пути ООО "ЭКОЛЕС" (подано/убрано 572 вагона/366 дней = 1,56 ваг./сут.), в связи с чем, перевозчиком было подготовлено дополнительное соглашение N 5 от 01.01.2021 о внесении изменений в пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018.

Согласно дополнительному соглашению N 5 от 01.01.2021 пункт 17 договора предлагалось изложить в следующей редакции: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, принимается 1,49 км в оба конца.

Вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, за установленным договором, предшествующий период, устанавливается ежесуточно в размере ставки по группе 3 таблицы N 8 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам.

В течение срока действия договора производится расчет количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (в период с 01 января по 31 декабря включительно). При изменении количества поданных и убранных вагонов группа железнодорожного пути необщего пользования и вариант оплаты ставки сбора за подачу и уборку вагонов изменяются перевозчиком, по требованию одной из сторон, за предыдущий календарный годовой период без заключения дополнительного соглашения путем направления письменного уведомления Владельцу".

Данное дополнительно соглашение направлено в адрес ответчика для подписания 22.01.2021 (исх. N 16/СВР АФТО-4).

Сторонами в пункте 21 договора N 5/33 от 14.02.2018 предусмотрено, что изменения и дополнения условий договора производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путем необщего пользования.

Расторжение договора и изменение его условий может иметь место по соглашению сторон, а при наличии спора – по решению Арбитражного суда Свердловской области (пункт 22 договора).

Обращаясь в арбитражный суд (учетом уточнения) о внесении изменений в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а именно, о внесении изменения в абзац 2 пункта 17 договора с изложением его в редакции: "Вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за установленным договором предшествующий период, устанавливается ежесуточно в размере ставки по группе 3 таблицы N 8 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам" и распространив его действие на отношения сторон, возникших с 01.01.2021, истец ссылается на условия договора N 5/33 от 14.02.2018, предусматривающего расчет в течение срока действия договора, количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (за первый неполный календарный год - в период с 01 марта по 31 декабря включительно, впоследствии за каждый полный календарный год - в период с 01 января по 31 декабря включительно). Если среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составляет более 1,5 вагонов в сутки, вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов устанавливается ежесуточно независимо от выхода локомотива по группе железнодорожного пути необщего пользования. Сторонами в обязательном порядке вносятся изменения в договор (пункт 17 договора в редакции, действовавшей до 01.09.2021).

Суд первой инстанции, установив, что изменение группы подъездного пути подтверждено материалами дела, с учетом того, что в части требований истца об изменении абзаца 2 пункта 17 договора с 01.01.2021, согласован пересмотр варианта оплаты именно с начала года, следующего за годом, по итогам работы в котором изменилась группа подъездного пути, признал требования истца о внесении изменений в договор в указанной части и распространение условий пункта 17 с 01.01.2021 обоснованными и удовлетворил их.

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.

Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению на основании следующего.

Сторонами согласован вариант оплаты ставки сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из планируемого владельцем количества поданных и убранных вагонов, устанавливается за каждый выход локомотива перевозчика по таблице N 11 части 1 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат к сборам 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам (пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 в действующей редакции).

В соответствии с абзацем 4 статьи 64 УЖТ РФ договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.

Пунктом 21 договора N 5/33 от 14.02.2018 также предусмотрено, что изменения и дополнения условий договора производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путем необщего пользования.

Расторжение договора и изменение его условий может иметь место по соглашению сторон, а при наличии спора – по решению Арбитражного суда Свердловской области (пункт 22 договора).

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).

Указанные сборы, в том числе за подачу и уборку вагонов, применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.

Пунктом 2.7 Тарифного руководства N 3 установлен сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с таблицей N 8 подпункта 2.7.1 Тарифного руководства N 3, сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

В силу подпункта 2.7.5 Тарифного руководства N 3 группа подъездного пути определяется в зависимости от количества поданных и убранных вагонов по таблице N 8 или таблице N 9 настоящего Тарифного руководства.

Из таблицы N 8 следует, что при среднесуточном числе поданных и убранных вагонов от 1,5 до 2,5 установлена 3 группа подъездного пути.

В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 142 "О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования" указано, что определяющим фактором для исчисления сбора является расчетный период, который устанавливается в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки (пункт 2.7.5 Тарифного руководства N 3) абзац 7). В случае если стороны установили расчетный период применительно к истекшему периоду отношений (например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем году (абзац 8). Тарифное руководство N 3 позволяет сторонам договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер (абзац 10). Судам следует иметь в виду, что, установив в договоре условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем периоде, стороны тем самым согласовали схему оплаты не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов (абзац 11).

В данном случае пунктом 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 предусмотрено, что в течение срока действия договора производится расчет количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (за первый неполный календарный год - в период с 01 марта по 31 декабря включительно, впоследствии за каждый полный календарный год - в период с 01 января по 31 декабря включительно). Если среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составляет более 1,5 вагонов в сутки, вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов устанавливается ежесуточно независимо от выхода локомотива по группе железнодорожного пути необщего пользования. Сторонами в обязательном порядке вносятся изменения в договор.

По итогам работы за 2020 год была определена 3 группа подъездного пути ООО "ЭКОЛЕС" (подано/убрано 572 вагона/366 дней = 1,56 ваг/сут.).

Перевозчиком было подготовлено дополнительное соглашение N 5 от 01.01.2021 о внесении изменений в пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018.

Данное соглашение направлено в адрес ответчика для подписания 22.01.2021 (исх. N 16/СВР АФТО-4).

Памятками приемосдатчика на подачу подтверждается, подача/уборка 1,56 вагона в сутки, что соответствует 3 группе подъездного пути, что.

Ответчиком, иные сведения в материалы дела не представлены (статья 65 АПК РФ).

Таким образом, изменение группы подъездного пути по итогам года влечет обязательное внесение изменений в договор (пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 в редакции до 01.09.2021).

Следовательно, удовлетворяя исковые требования о внесении изменений в договор, суды верно исходили из того, что изменение группы подъездного пути подтверждено материалами дела.

При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2021 по делу №А60-6681/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОЛЕС» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Д. Тимофеева

Судьи Н.С. Васильченко

О.В. Абознова