Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5144/23
Екатеринбург
04 сентября 2023 г.
Дело № А60-71591/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области» (далее - Учреждение) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу № А60-71591/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
К организованному Арбитражным судом Уральского округа судебному заседанию с использованием онлайн-сервиса «Картотека арбитражных дел» заявленный в ходатайстве представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) под учетной записью ФИО2 с обеспечением изображения и звука не подключился, что свидетельствует о его неявке в судебный процесс.
Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, а также принимая во внимание использованное сторонами право предоставления письменных позиций по существу кассационной жалобы, суд округа не усмотрел оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Рассмотрение кассационной жалобы продолжено в порядке статьи 284 АПК РФ без участия представителей.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа присутствует представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – Управление) – ФИО3 (доверенность от 11.08.2022 № 252, диплом, паспорт).
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконным решения комиссии Управления по контролю в сфере закупок от 03.10.2022 № 066/06/48-3292/2022 (далее – решение Управления).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2023 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления в части пунктов 1 и 3 признано недействительным. Суд первой инстанции обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.05.2023 решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2023 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение ссылается на нарушение норм материального права, просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 отменить полностью.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам по делу; реальные финансовые убытки у предпринимателя ФИО1 не возникли.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы Учреждением 13.09.2022 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0362100022022000289 на перчатки медицинские.
Предприниматель ФИО1 подала заявку под идентификационным номером 70, третьим по счету.
Аукционной комиссией 27.09.2022 была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, по ее итогам составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2022 № ИЭА1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом на участие в закупке заявка с идентификационным номером 70 предпринимателя ФИО1 признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 12
статьи 48 Закона № 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ. Заявка участника отклонена на основании подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ. Извещение о проведении электронного аукциона содержит ограничения допуска на основании Постановления № 617. Участником закупки не предоставлены документы, предусмотренные пунктом 9 Постановления № 617, при этом на участие в закупке поданы заявки участников, удовлетворяющие требованиям извещения об осуществлении закупки.
Предприниматель ФИО1 с решением комиссии Учреждения не согласилась, посчитала отклонение заявки незаконным ввиду применения ненадлежащего пункта Закона № 44-ФЗ. В связи с этим от предпринимателя поступила жалоба в Управление от 28.09.2022 № 8730-ЭП/22 о нарушении заказчиком в лице Учреждения, его комиссией процедуры отклонения заявки при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на перчатки медицинские (извещение № 0362100022022000289), применения Закона № 44-ФЗ.
В своей жалобе предприниматель ФИО1 отметила, что в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
от 27.09.2022 № ИЭА1 указано несоответствующие основание отклонения заявки предпринимателя, что влечет для участника закупки негативные последствия в виде перечисления в соответствующий бюджет Российской Федерации денежных средств в размере обеспечения такой заявки.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение Управления, согласно которому в действиях Учреждения выявлено нарушение пункта 4 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, на основании чего в действиях закупочной комиссии Учреждения, по мнению Управления, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, Учреждению выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Несогласие с решением Управления послужило основанием для обращения Учреждения в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.11.2022 заявленные требования удовлетворены на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ в случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В составе заявки предпринимателем ФИО1 приложена «Декларация о стране происхождения товара», в которой указано наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара - Малайзия. В предложении участника в отношении объекта закупки указана страна происхождения товара - Малайзия.
В представленном регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 25.04.2017 № РЗН 2017/5679 указано место производства медицинского изделия - Малайзия.
В составе заявки ФИО1 отсутствуют установленные приложением № 4 к извещению о проведении электронного аукциона «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, в частности Постановлением № 617.
Заявка предпринимателя ФИО1 подлежала отклонению по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ: непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
При этом судом первой инстанции не установлено, какие конкретно документы (информация), предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, не были представлены предпринимателем ФИО1 в соответствии с пунктом 2 Постановления № 617.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.05.2023 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду следующего.
Ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определены Постановлением № 617.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Подобного рода ограничения установлены Постановлением № 617, пунктом 2 которого определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно пункту 7 Постановления № 617, для целей реализации настоящего Постановления, подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из определенных условий, указанных в настоящем пункте.
В соответствии с приложением № 4 к извещению о проведении электронного аукциона «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке», руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона
№ 44-ФЗ, пунктом 9 Постановления № 617, Учреждением установлены следующие требования к информации и документам, предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ: указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1, в соответствии с Постановлением № 617.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В пункте 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом в силу пункта 3 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 16 извещения закупочной документации Учреждением установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных Постановлением № 617, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренных Приказом № 126н.
В силу пункта 4 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, являющихся приложением к извещению о проведении закупки, заявка на участие в закупке, должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
- в соответствии с пунктом 9 Постановления № 617 установлено указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1;
- в соответствии с подпунктом 1.6. пункта 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н установлено требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке наименования страны происхождения поставляемого товара.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, являющихся приложением к извещению о проведении закупки, при заполнении предложения в отношении объекта закупки участник представляет, в том числе, документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки).
Представление указанных документов не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром - участник должен предоставить информацию о регистрационном номере, указанным в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, подтверждающего факт его государственной регистрации на территории Российской Федерации.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В силу пунктов 4, 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае:
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Таким образом, информацией и документами, предусмотренными пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, в случае, если страной происхождения товара является иностранное государство (не член ЕАЭС), то необходимым является лишь декларирование страны происхождения товара.
Суд апелляционной инстанции правомерно установил, что в рассматриваемом случае пункт 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ неприменим, поскольку не устанавливает требование о предоставлении дополнительных документов на товар иностранного происхождения.
Следовательно, документы и информация, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ предпринимателем ФИО1 представлены.
Кроме того в силу пункта 3.1.2 приказа ТПП Российской Федерации
от 21.12.2015 № 93 «О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)» сертификаты формы СТ-1 при условии выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Положения, выдаются на товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС, а также до 31.12.2016 включительно на товары, указанные в абзаце втором пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015
№ 1289.
На товары, происходящие из третьих стран, включая другие государства - участники Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, сертификаты формы СТ-1 не выдаются.
Таким образом, поскольку участником продекларирована страна происхождения товара Малайзия, судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод, что предприниматель ФИО1 не должна была прикладывать иные документы (в том числе сертификат формы СТ-1). Соответственно, участником электронного аукциона на перчатки медицинские предпринимателем ФИО1 были соблюдены в составе своей заявки все требования, установленные Постановлением № 617.
При правильном применении норм права и соответствующем его толковании заявка предпринимателя ФИО1 подлежала отклонению на основании пункта 4, а не пункта 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, то есть в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ), а именно в связи с тем, что не менее чем двумя другими участниками закупки были поданы заявки на поставку товара, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС.
Указанное регулирование было установлено законодателем в силу того, что добросовестные участники закупок не могут и не обязаны предвидеть действия других участников закупок, которые могут подать заявки с товаром Российского происхождения или из стран ЕАЭС. Соответственно, такие участники закупок не могут нести ответственность в виде потери суммы обеспечения заявки, которая может возникнуть вследствие действий третьих лиц.
Таким образом, судом первой инстанции сделан неверный вывод об отсутствии в составе заявки предпринимателя ФИО1 информации и документов в соответствии с Постановлением № 617.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Учреждения не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования, не свидетельствуют о нарушении норм права, и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу № А60-71591/2022 Арбитражного суда Свердловской оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.О. Черкезов
Судьи Е.А. Поротникова
О.Л. Гавриленко