Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9028/20
Екатеринбург
11 февраля 2021 г.
Дело № А60-7507/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Кангина А. В., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургской таможни на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2020 по делу № А60-7507/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 по тому же делу по заявлению акционерного общества «Уральский завод гражданской авиации» к Екатеринбургской таможне о признании незаконными действий по направлению уведомлений от 12.09.2019, недействительным уведомления от 12.09.2019, возложении обязанности произвести возврат списанных денежных средств в сумме 2 965 981 руб. 54 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества «Уральский завод гражданской авиации» – ФИО1 (доверенность от 21.01.2021 №44/7);
Екатеринбургской таможни – ФИО2 (доверенность от 11.01.2021 № 3).
Акционерное общество «Уральский завод гражданской авиации» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Екатеринбургской таможне (ИНН Свердловской области: 6662022335, ОГРН: <***>) о признании незаконными действий по направлению уведомлений от 12.09.2019, недействительным уведомления от 12.09.2019, возложении обязанности произвести возврат списанных денежных средств в сумме 6 582 959, 91 руб. (с учётом уточнения требований, принятого судом на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 06.08.2020 (судья Страшкова В.А.) заявление удовлетворено. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 (судьи Риб Л.Х., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.,) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Екатеринбургская таможня просит судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а именно, п. 8 ч. 19 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании), ч. 1 ст. 73, ч. 2 ст. 74 названного Закона, а также отсутствия обстоятельств, указанных в ч. 19 ст. 72 названного Закона, исключающих начисление пеней. Екатеринбургская таможня, ссылаясь на ч. 1 ст. 74 Закона о таможенном регулировании, указывает, что поскольку заявитель с 16.12.2016 (дата заключения лицензионного договора) по июль 2018 года не обращался за внесением изменений в ДТ, а при обращении в июле 2018 года не представил полного пакета документов для внесения изменений в ДТ, им допущено противоправное бездействие. Данный факт установлен в результате камеральной таможенной проверки (акт от 23.08.2019). В связи с принятием 02.09.2019 таможней решения о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, установлен факт неполной уплаты таможенных платежей в отношении товаров, продекларированных АО «УЗГА» 27.09.2016 по ДТ № 10502110/270916/0042890, 18.07.2016 по ДТ № 10502110/270916/0042891, и в соответствии с положениями ст. 57 ТК ЕАЭС, начислены пени. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что судами, сославшимися на право таможенного органа распоряжаться авансовыми платежами, не учтено, что декларант не давал Екатеринбургской таможне права распоряжения авансовыми платежами в целях погашения пеней. Екатеринбургская таможня считает необоснованным удовлетворение требований в части признания незаконными действий по направлению уведомлений, поскольку процедура вынесения и направления уведомлений не нарушена, действия таможенного органа соответствуют требованиям таможенного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобуакционерное общество «Уральский завод гражданской авиации» (далее – АО «УЗГА») указывает, что на момент декларирования товаров лицензионные платежи не могли быть включены в таможенную стоимость товаров, поскольку лицензионный договор был заключён после декларирования. Судами установлено, что таможенный орган, несмотря на неоднократную подачу декларантом заявлений о корректировке таможенной стоимости после заключения лицензионного соглашения, подлежащего учёту при определении таможенной стоимости товаров, не предпринял предусмотренных законодательством действий. В связи с этим АО «УЗГА» полагает, что спорные правоотношения являются внесением изменений (дополнений) в таможенные декларации в порядке, предусмотренном положениями п. 2 ст. 114 ТК ЕАЭС, п.п. 11, 24 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утверждённого Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289. Решения о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары, приняты Екатеринбургской таможней только 02.09.2019, и декларантом формы корректировки деклараций на товары заполнены 10.09.2019. Начисление пеней с даты подачи первоначальных ДТ суды признали неправомерным, основываясь на установленных фактических обстоятельствах. АО «УЗГА» считает, что само по себе соблюдение порядка направления уведомлений при отсутствии оснований для начисления пеней не может считаться законным действием. Факт списания таможенным органом 10.09.2019 пеней в сумме 6 582 959, 91 руб. свидетельствует о необоснованном направлении 12.09.2019 уведомлений об уплате пеней.
При рассмотрении спора судами установлено, что 18.07.2016 АО «УЗГА» заключен внешнеторговый контракт N МРР_COMPGOV/2016 на поставку компонентов для DA42M-NG с компанией "DIAMOND AIRCRAFT INDUSTRIES GMBH" (Австрия) на поставку товаров - компонентов для сборки воздушных судов в количестве и ассортименте, указанном в приложении N 1 к контракту. Сумма контракта - 724 000 евро. Оплата по внешнеторговому контракту произведена в полном объеме в банке "Газпромбанк", что подтверждается заявлениями на перевод от 22.07.2016 № 104 и от 24.08.2016 N 122. 27.09.2016 в соответствии с контрактом № МРР_COMPGOV/2016, инвойсами от 14.09.2016 №№ AD20162109, AD20162109J, AD20162109_2, AD20162109_3, AD20162109_4, обществом ввезены и продекларированы по ДТ № 10502110/270916/0042890 товары. Фактурная стоимость товаров 724 000 евро, таможенная стоимость 52 171 729,60 руб., статистическая стоимость 813 269,56 долл. США. Таможенные платежи по указанной ДТ составили: таможенный сбор - 22 500,00 руб.; таможенная пошлина 864 724,80 руб.; НДС 9 546 561,79 руб. В ДТС-1 в графе 15 лицензионные и подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности не заявлены. Товар, задекларированный по ДТ № 10502110/270916/0042890, принят к учету обществом.
18.07.2016 АО «УЗГА» заключен внешнеторговый контракт № МРР COV/2016 на поставку компонентов для DA42M-NG с компанией "DIAMOND AIRCRAFT INDUSTRIES GMBH" (Австрия) на поставку товаров - компоненты для сборки воздушных судов в количестве и ассортименте, указанном в приложении N 1 к контракту. Сумма контракта - 2 001 571,60 евро. Оплата по внешнеторговому контракту произведена в полном объеме в банке "Газпромбанк", что подтверждается заявлениями на перевод от 22.07.2016 N 105 и от 24.08.2016 N 123. 27.09.2016 в соответствии с контрактом № МРР COV/2016, инвойсами от 19.07.2016 № All600441, от 14.09.2016 № AD20162109 обществом ввезены и продекларированы по ДТ № 10502110/270916/0042891 товары. Фактурная стоимость товаров 2 051 027,60 евро, таможенная стоимость - 147 797 869,27 руб., статистическая стоимость 2 303 920,29 долл. СШ. Таможенные платежи по указанной ДТ составили: таможенные сборы - 22 500 руб., НДС 26 603 616,47 руб.
Обязательства сторон по внешнеторговым контрактам сторонами исполнены полностью.
В ДТС-1 лицензионные и подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности не заявлены. Задекларированный по указанной ДТ товар обществом принят к учету.
02.10.2016 товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой.
16.12.2016 между АО "УЗГА" и компанией "DIAMOND AIRCRAFT INDUSTRIES Gmbn" (Австрия) заключен лицензионный договор № 161216 от 16.12.2016, согласно которому обществу предоставлено право на производство воздушных судов DA42, проведение их модификации и сертификации. В период с 16.12.2016 по 06.12.2017 к лицензионному договору заключены дополнительные соглашения, окончательная редакция согласована сторонами 06.12.2017. В соответствии с дополнительным соглашением № 5 от 29.06.2017 к договору № 161216 от 16.12.2016 лицензионный сбор для производства 2 воздушных судов, поставленных по государственному контракту N 13/А-407-16 от 03.06.2016, составляет 2 000 000 евро и уплачен обществом, что подтверждается заявлением на перевод № 240 от 04.07.2017.
06.07.2018 обществом в Екатеринбургскую таможню направлено письмо от 04.07.2018 N 10052А/42-1/2018 (вх. № 15-45/2997) о внесении изменений в графы 12, В, 44, 45, 46, 47, 54 ДТ № 10502110/270916/0042891, № 10502110/270916/0042890 на основании лицензионного договора от 16.12.2016 № 161216, дополнительного соглашения от 06.12.2017 N 8 с приложением № 1 к соглашению.
Екатеринбургской таможней в адрес общества было направлено письмо (исх. N 29-26/10460 от 03.08.2018), которым отказано во внесении изменений в ДТ в связи с тем, что датой заключения лицензионного договора значится 16.12.2016, тогда как необходимые сведения о декларируемом товаре по ДТ заявлены таможенному органу - 27.09.2016, то есть вне периода действия лицензионного соглашения. В письме указано, что в ходе проверочных мероприятий таможенным органом не выявлено несоответствия сведений, указанных в ДТ, подлежащих изменению, в связи с чем оснований для внесения изменений в ДТ не установлено.
АО "УЗГА" направило Екатеринбургской таможне 13.08.2018 пояснения с приложением документов (в том числе данных о лицензионном договоре) в обоснование получения разрешения таможни внести изменения в ДТ после выпуска с доплатой таможенных платежей. Екатеринбургская таможня 14.09.2018 сообщила, что обращение подлежит рассмотрению в порядке п.16 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии», о том, что 16.08.2018 в отношении товаров, продекларированных по ДТ №№ 10502110/270916/0042891, 10502110/270916/0042890 отделом таможенного контроля после выпуска товаров на основании ст.ст. 326, 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза начата камеральная таможенная проверка. В соответствии с п. 11 названного Решения сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля. Соответственно, решение об удовлетворении (отказе) о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в названных декларациях будет принято по результатам таможенного контроля.
В дальнейшем обществу поступил акт камеральной таможенной проверки от 23.08.2019 № 10502000/210//230819/А000078, в котором указано, что в период с 16.08.2018 по 23.08.2019 должностными лицами Екатеринбургской таможни проведена камеральная таможенная проверка достоверности сведений, заявленных обществом в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения в ДТ №№ 10502110/270916/0042890, 10502110/270916/0042891. Таможенным органом установлено, что в соответствии с дополнительным соглашением № 5 от 29.06.2017 к договору № 161216 от 16.12.2016 лицензионный сбор для производства 2 воздушных судов, поставленных по государственному контракту N 13/А-407-16 от 03.06.2016, составляет 2 000 000 евро и уплачен обществом, что подтверждается заявлением на перевод № 240 от 04.07.2017.
Письмом от 28.08.2019 общество сообщило в таможенный орган о согласии произвести корректировку таможенной стоимости.
Таможенным органом 02.09.2019 приняты решения о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ №№ 10502110/270916/0042891, 10502110/270916/0042890. Формы корректировки деклараций на товары заполнены обществом 10.09.2019, и в этот же день денежные средства в уплату дополнительно начисленных на основании корректировки платежей и пеней списаны таможенным органом с единого лицевого счета.
Обществом 20.09.2019 получены уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по ДТ №№ 10502110/270916/0042891, 10502110/270916/0042890. Пени за несвоевременную уплату таможенных платежей начислены таможенным органом за период с 03.10.2016 (со дня, следующего за выпуском товаров) по 12.09.2019 (дата формирования уведомлений). Размер пени составляет: по ДТ № 10502110/270916/0042891 - 4 731 348, 88 руб.; по ДТ № 10502110/270916/0042890 - 1 851 611, 03 руб. Начисление пеней таможенный орган обосновал статьей 57 ТК ЕАЭС.
Общество обратилось в арбитражный суд, считая не основанными на законе и нарушающими его права действия и ненормативные акты таможенного органа, касающиеся начисления и взыскания пеней. В частности, АО «УЗГА» полагало, что к обстоятельствам дела применима правовая позиция, изложенная в абз. 2 и абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предмет доказывания по делу о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, признании незаконными действия (бездействия) государственных органов входит рассмотрение вопросов о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора суды руководствовались п. 7 ст. 55, ч. 4 ст. 77 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), частью 1 статьи 72, частью 3 ст. 73, подп. 1 пункта 1, подп. 1 пункта 2 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ). Кроме того, суды применили положения Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок № 289). Также судами применена правовая позиция, изложенная в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
Согласно пункту 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, признается день регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары (подп. 1 пункта 1, подп. 1 пункта 2 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ).
Согласно пункту 2 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок № 289), при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ). КДТ заполняется в соответствии с Порядком № 289.
Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров» утверждения соответствующая инструкция, по п. 3 которой внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется в случаях, определенных разделом III Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка с учетом следующих положений. При поступлении на таможенный пост обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ (документов в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка) (далее - обращение), оно подлежит регистрации в соответствии с пунктом 16 Порядка, а затем в срок не позднее трех рабочих часов с момента регистрации направлению в соответствии с резолюцией начальника (заместителя начальника) таможенного поста должностному лицу таможенного поста. С момента поступления обращения в таможню оно в течение одного рабочего дня подлежит регистрации в соответствии с пунктом 16 Порядка и направлению на рассмотрение в структурные подразделения таможни в соответствии с резолюцией начальника таможни (лица, им уполномоченного) согласно приложению N 1 к Инструкции (п. 7). Каждое структурное подразделение таможни (за исключением подразделения таможенных платежей), определенное начальником таможни (лицом, им уполномоченным) соисполнителем по рассмотрению обращения, не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации обращения информирует в установленном порядке ответственное в соответствии с резолюцией начальника таможни (лица, им уполномоченного) структурное подразделение таможни (далее - ответственное структурное подразделение) о результатах рассмотрения обращения.
Структурное подразделение таможни в случае, если ему необходимо время для завершения таможенного контроля большее, чем срок, определенный абзацем первым настоящего пункта Инструкции, информирует ответственное структурное подразделение о том, что решение по результатам рассмотрения обращения будет принято по завершении таможенного контроля (п. 8). Ответственное структурное подразделение после поступления результатов рассмотрения обращения от структурных подразделений при отсутствии определенных пунктом 18 Порядка оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, осуществляет следующие действия: готовит проект решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, по форме согласно приложению N 2 к Порядку либо решение о корректировке таможенной стоимости товаров согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 785), которое в соответствии с пунктом 23 Порядка может рассматриваться в качестве решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - Решение о внесении изменений в ДТ); направляет на согласование в структурные подразделения таможни проект Решения о внесении изменений в ДТ вместе с комплектом документов и листом согласования к Решению о внесении изменений в ДТ, образец которого приведен в приложении N 2 к Инструкции (далее - Лист согласования) (п. 9).12. После согласования указанного проекта решения начальником (заместителем начальника) таможни Решение о внесении изменений в ДТ с комплектом документов и Листом согласования передается в установленном порядке на таможенный пост для регистрации КДТ и проставления соответствующих отметок в КДТ, декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) (при корректировке таможенной стоимости) и ДТ в соответствии с пунктом 19 Порядка. Срок поступления Решения о внесении изменений в ДТ на таможенный пост и осуществления должностными лицами таможенного поста действий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта Инструкции не должен превышать трех рабочих дней с момента подписания Решения о внесении изменений в ДТ начальником (заместителем начальника) таможни.
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа (п. 14) производится в соответствии с положениями раздела V Порядка в случаях, определенных разделом III Порядка, с учетом следующих положений. При выявлении после выпуска товаров таможенным постом необходимости внесения изменений в ДТ должностное лицо таможенного поста формирует в течение трех рабочих дней проект Решения о внесении изменений в ДТ и направляет его вместе с подтверждающими внесение изменений документами для согласования в таможню (п. 15). Срок согласования проекта Решения о внесении изменений в ДТ структурным подразделением таможни не должен превышать трех рабочих дней с даты получения на согласование проекта Решения о внесении изменений в ДТ (п. 24). Решение о внесении изменений в ДТ должно быть принято до истечения срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров, предусмотренного статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) и частью 2 статьи 164 Федерального закона о таможенном регулировании (п. 26). В целях соблюдения сроков, установленных статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза и частью 2 статьи 164 Федерального закона, начальником таможни на основании докладной записки ответственного структурного подразделения могут быть установлены сокращенные сроки согласования Решения о внесении изменений в ДТ.
После согласования проекта Решения о внесении изменений в ДТ производятся действия в соответствии с пунктом 22 Порядка (п. 29). В случаях, когда изменение сведений, заявленных в ДТ, влияет на размер исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей, копии Решения о внесении изменений в ДТ и КДТ вместе с комплектом документов и Листом согласования передаются таможенным постом в отдел таможенных платежей таможни для осуществления контроля правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей (п. 32).
Согласно подп. б) п. 11 Порядка № 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ. Как следует из материалов дела, решения Екатеринбургской таможни обоснованы указанной нормой.
В соответствии с абз. 1 п. 12 Порядка № 289 в редакции от 27.03.2018 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется. В соответствии с абз. 1 п. 12 Порядка № 289 в редакции от 21.05.2019 для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
В соответствии с п. 11.1 Порядка № 289 (в ред. от 22.01.2019) изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка. Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров (далее - решение) в соответствии с разделом V настоящего Порядка.
Рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка № 289 (в ред. от 22.01.2019), производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, в таможенном органе. Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок. Согласно п. 17 Порядка № 289 таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
Согласно абз. 1 п. 12 Порядка № 289 (в ред. от 13.12.2017) внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется. Согласно п. 16 Порядка № 289 при подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения либо предусмотренных абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка документов таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа. Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе. Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 настоящего Порядка, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок. Как установлено п. 17 Порядка № 289 таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
Как предусмотрено п. 18 Порядка № 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в частности, в случае не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка (подп. б); при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка (подп. в). Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и в пределах сроков, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 16 настоящего Порядка, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера, формируемого в порядке, определенном подпунктом 11 пункта 10 Порядка заполнения корректировки декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также в ДТС (п. 18).
Внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению N 1. Решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня его принятия (п.п. 21, 22).
Декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются (дополняются), КДТ и ее электронный вид, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронный вид, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату (п. 24).
Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС. В случае если КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
Как установлено п. 25 Порядка № 289, в случае если в таможенный орган не была представлена КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС либо представленные КДТ и (или) ДТС заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом. Должностное лицо направляет декларанту соответствующие экземпляры КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров также ДТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении адресату решения либо истечения сроков, установленных абзацем первым или абзацем вторым пункта 24 настоящего Порядка. Срок направления декларанту соответствующих экземпляров КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС может превышать срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Таким образом, сроки осуществления действий по внесению изменений в таможенные декларации законодательно установлены, что должно обеспечить минимизацию потерь бюджета, которые возникают в том числе и при увеличении таможенной стоимости товара после его выпуска.
Начисление пеней носит компенсационный характер и также обеспечивает минимизацию потерь бюджета, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов.
Вместе с тем в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» и в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» высказана правовая позиция об обязанности таможенного органа своевременно совершать действия, обеспечивающие скорейшее поступление недоплаченных сумм в бюджет.
Согласно положениям ч. 1 и ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязательность включения стоимости лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров и размер платежей сторонами не оспариваются. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства таможенный орган не привёл основанных на нормах права доводов, объясняющих его первоначальный отказ в рассмотрении по существу обращения АО «УЗГА» о внесении изменений, связанных с заключением лицензионного соглашения, и не привёл доводов, объясняющих длительное бездействие, о наличии которого свидетельствует принятие решений лишь 02.09.2019, то есть, за пределами законодательно установленных сроков. Таможенным органом не представлено нормативного обоснования даты начала начисления пеней, не доказано противоправное поведение АО «УЗГА» в период после заключения лицензионного соглашения до обращения с целью внесения изменений; не сделаны расчёты, соответствующие фактическим обстоятельствам. Учитывая изложенное, вывод судов о том, что в рассматриваемом случае начисление пеней могло осуществляться лишь вследствие неисполнения обязанности по доплате таможенных платежей, определённых таможенным органом в решениях от 02.09.2019, является обоснованным и соответствующим закону. Факт списания таможенным органом подлежащих доплате сумм в тот же день, когда АО «УЗГА» сформированы корректирующие декларации, судами установлен, Екатеринбургской таможней не оспаривается. Судами указано, что таможенным органом не предприняты меры по взысканию дополнительной суммы таможенных платежей при наличии авансовых платежей. Таможенный орган в кассационной жалобе ссылается на то, что плательщик фактически, путем корректировки таможенных деклараций, согласился лишь с увеличением суммы платежей, но не с начислением пеней, соответственно, права распоряжаться авансовыми платежами у Екатеринбургской таможни не было. Однако фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что таможенным органом 10.09.2019 пени взысканы посредством списания со счёта плательщика.
Суд кассационной инстанции, учитывая нормы процессуального права, в том числе то, что риск наступления негативных последствий, вызванных бездействием, лежит на лице, не реализовавшем свои процессуальные права, особенности распределения бремени доказывания в делах об оспаривании ненормативных правовых актов, действий административных органов, и правовую позицию, изложенную в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» и в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» правовую позицию, пришёл к выводу, что судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2020 по делу № А60-7507/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургской таможни – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Н. Токмакова
Судьи А.В. Кангин
Е.О. Черкезов