ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-8108/20 от 25.01.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9355/21

Екатеринбург

31 января 2022 г.

Дело № А60-8108/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Абознова О. В.,

судей Черемных Л. Н., Сирота Е. Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Екатеринбурггаз» (далее – общество «Екатеринбурггаз») на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2021 по делу № А60-8108/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества «Екатеринбурггаз» - Кропачева Е.А. (доверенность от 16.01.2022);

общества с ограниченной ответственностью «Плазма» (далее – общество «Плазма») - Тетюев П.В. (доверенность от 22.07.2021);

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Урал-СТ» (далее – общество «Урал-СТ») – Назаренко Е.А. (доверенность от 29.01.2021).

Общество «Екатеринбурггаз» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу «Плазма» об урегулировании разногласий возникших при заключении соглашений об аварийно-диспетчерском обеспечении от 29.12.2019 № 130 УК, от 29.12.2019 № 12/19Е, от 29.12.2019 № 672/19Е, от 20.11.2019 № 01/19Е, от 20.11.2019 № 08/19Е, от 20.11.2019 № 07/19Е в редакции общества «Плазма» с учетом исключения из раздела 3 соглашений условий о безвозмездности оказываемых услуг, с изложением раздела 3 соглашений в предлагаемой обществом «Екатеринбурггаз» редакции.

К совместному рассмотрению принят встречный иск общества «Плазма» об урегулировании возникших между сторонами разногласий при заключения соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении путем заключения соглашения в редакции общества «Плазма».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «УЖК «Радомир-Инвест», общество с ограниченной ответственностью «УК РЭМП УЖСК», общество с ограниченной ответственностью УЖК «Урал-СТ», общество с ограниченной ответственностью «УК «Верх-Исетская», общество с ограниченной ответственностью «УЖК «АРДО», общество с ограниченной ответственностью УК «РЭМП Железнодорожного района».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2021 Соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и или внутриквартирного газового оборудования в редакции общества с ограниченной ответственностью «Плазма» в части пунктов 2.8, 2.9, 2.12 и раздела 3 Соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования урегулированы в следующей редакции:

1.1. Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон в рамках осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения Стороной-2 внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту соглашения - ВДГО и (или) ВКГО) многоквартирных домов, указанных в приложении № 1 к настоящему Соглашению в отношении которых Стороной-1 с управляющей компанией заключены договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (далее - Объекты Стороны-1).

1.2. Под аварийно-диспетчерским обеспечением понимается комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, инцидентов, возникающих в процессе использования ВДГО и (или) ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании, в случаях, не связанных с проведением технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).

1.3. Аварийно-диспетчерское обеспечение в рамках, определенных п. 1.2 настоящего Соглашения, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой Стороны-2 незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения.

1.4. Настоящее Соглашение заключено в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 2, пункта 7, пункта 88(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее Правила пользования газом).

1.5. Подписанием настоящего Соглашения Сторона-1 подтверждает свое соответствие требованиям действующего законодательства предъявляемым к организациям, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО.

1.6. Настоящее Соглашение не регулирует взаимоотношения Сторон при проведении технического обслуживания и ремонта ВДГО и (или) ВКГО, его замены и диагностики.

2. Права и обязанности Сторон.

2.1. В рамках осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения Сторона-2 обязуется выполнять круглосуточный прием заявок поступающих по телефонам «04», «104» о возникающих аварийных ситуациях, инцидентах, или угрозах их возникновения на Объектах Стороны-1. О поступивших заявках Сторона-2 незамедлительно, после поступления информирует Сторону-1, с указанием даты, времени поступления заявки, адреса и Ф.И.О. лица, обратившегося с заявкой.

Информирование об аварийных ситуациях или угрозах их возникновения осуществляется по контактным телефонам Стороны-1, указанным в Разделе 6 настоящего соглашения.

2.2. При поступлении аварийной заявки на место аварии (происшествия), инцидента Стороной-2 должна быть направлена аварийная бригада на специальном автомобиле аварийно-диспетчерской службы, оборудованном радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком и укомплектованном инструментом, материалами, приборами контроля, оснасткой и приспособлениями. Руководитель аварийной бригады должен иметь исполнительную документацию аварийного объекта и планшет (схему трассы подземного газопровода в районе аварии с привязкой к постоянным ориентирам и местами расположения колодцев подземных инженерных коммуникаций, а также подвалов зданий на расстоянии до 50 м в обе стороны от газопровода).

2.3. При поступлении аварийной заявки о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада должна выехать к месту произошедшей аварии не позднее, чем через 5 мин после поступления информации.

2.4. При поступлении аварийной заявки о наличии запаха газа в помещении диспетчер Стороны-2 должен проинструктировать заявителя о необходимых мерах безопасности.

2.5. Аварийная бригада аварийно-диспетчерской службы Стороны-2 должна прибыть на место аварии (происшествия) в возможно короткий срок, но не позднее, чем через 1 час после получения оперативной информации (аварийной заявки).

2.6. Действия персонала аварийно-диспетчерской службы Стороны-2 на месте аварии (происшествия) при аварийно-диспетчерском обеспечении сетей газопотребления должны осуществляться в соответствии с планом локализации и ликвидации аварий Стороны-2, по форме, приведенной в Приложении Х ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251-ст)

2.7. Приостановление подачи газа осуществляется Стороной-2 в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, исходя из принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам. Под соблюдением принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам понимается отключение аварийного участка ВДГО (ВКГО), на котором произошла утечка газа, путем перекрытия ближайшего запорного устройства (крана) от места аварии (утечки). Прекращение подачи газа на другие элементы, участки ВДГО (ВКГО) при наличии возможности приостановления подачи газа только на место аварии, инцидента, не допускается. В случае несоблюдения Стороной-2 принципа минимизации ущерба при приостановлении подачи газа, Сторона-2 возмещает все убытки, возникшие в результате несоблюдения данного принципа.

2.8. После устранения утечки газа силами Стороны - 2 в рамках аварийно-диспетчерского обеспечения, Сторона - 2 в соответствии с п. Х.1.2.8. Приложения Х ГОСТ Р 54961-2012 и п. 88(1) Правил пользования газом, производит возобновление подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании.

2.9. Информацию об устранении утечки газа и возобновлении подачи газа, Сторона - 2 по контактным телефонам Стороны-1, указанным в Разделе 6 настоящего соглашения, незамедлительно, после выполнения указанных действий, передает Стороне - 1 с указанием даты, времени выполнения указанных действий, адреса и Ф.И.О. лица, обратившегося с заявкой.

2.10. При невозможности устранения утечки газа силами АДС, ввиду необходимости вызова к месту аварии ремонтно-восстановительной бригады, Сторона - 2 в порядке, предусмотренном пунктом Х.1.2.11. Приложения X ГОСТ Р 54961-2012, составляет акт аварийно-диспетчерского обслуживания и (по прибытию в АДС) незамедлительно передает Стороне - 1 по телефону: 290-22-61 ремонтную заявку на проведение аварийно-восстановительных работ. Невозможность устранения утечки газа силами АДС может возникнуть только в случае необходимости замены оборудования, либо производства сварочных работ. Не позднее следующего рабочего дня Сторона-2 в письменном виде дублирует Стороне-1 информацию о приостановлении подачи газа с приложением копии акта АДО.

2.11. При поступлении ремонтной заявки, Сторона - 1 обязана своевременно приступить к выполнению аварийно-восстановительных и (или) ремонтных работ, по завершении которых уведомляет об их завершении Сторону-2 по телефону «04» или «104».

2.12. Сторона-2 после получения уведомления Стороны-1 об окончании ремонтных работ, на основании п. 88(1) Правил пользования газом, незамедлительно, в день поступления сообщения, возобновляет подачу газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании. После возобновления подачи газа Сторона - 2 по контактным телефонам Стороны-1, указанным в Разделе 6 настоящего соглашения, незамедлительно, после выполнения указанных действий, передает Стороне - 1 информацию о возобновлении с указанием даты, времени и адреса, где выполнены действия по возобновлению подачи газа.

2.13. Сторона-1 обязана обеспечить надлежащее информирование заказчиков в рамках заключенных договоров по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО об осуществлении Стороной-2 аварийно-диспетчерского обеспечения Объектов Стороны-1 с указанием необходимости обращения по телефонам «04», «104» в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозах их возникновения, необходимости обеспечения работникам Стороны - 2 беспрепятственного доступа к ВДГО и (или) ВКГО для выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению в любое время суток.

2.14. Сторона-1, при наличии у нее информации о возникновении аварийных ситуаций или угрозах их возникновения на Объектах Стороны-1, обязана незамедлительно информировать Сторону-2 о таких ситуациях, а также о принятых Стороной-1 мерах до приезда аварийной бригады Стороны-2.

2.15. В случае изменения информации, указанной в разделе 6 настоящего Соглашения и в Приложении № 1 к настоящему Соглашению, Сторона - 1 обязуется не позднее 2 (двух) рабочих дней уведомить об этом Сторону - 2 путем направления соответствующего уведомления посредством электронного сообщения, или почтой.

3. Оплата услуг.

3.1. Плата за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, оказываемое Стороной-2, со Стороны -1 не взимается.

3.2. У Стороны-1 обязанность производить оплату за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, оказываемые Стороной-2, отсутствует.

4. Срок действия Соглашения и порядок его расторжения.

4.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и заключено на срок действия договоров о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО, многоквартирных домов, указанных в приложении № 1 к настоящему Соглашению.

4.2. Сторона - 1 вправе расторгнуть настоящее Соглашение, предварительно уведомив Сторону - 2 за 30 календарных дней до его расторжения.

4.3. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

5. Прочие условия.

5.1. Все споры и разногласия, возникающие между Сторонами в процессе исполнения настоящего Соглашения, подлежат разрешению в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии 15 календарных дней со дня получения претензии.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

5.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Любые изменения и дополнения к настоящему Соглашению действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

5.6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

8. Адреса и банковские реквизиты сторон.

Газораспределительная организация:

АО «Екатеринбурггаз»

Юридический адрес:

620075 Свердловская, обл. г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 37 Email: ge№eral@ekgas.ru ИНН/КПП: 6608005130/6685801001 ОГРН: 1026605390668

Реквизиты банка:

р/с: 40702810500010000603

к/с: 30101810500000000904 тел. (343)272-38-00 аварийно-диспетчерская служба тел. - 04

Генеральный директор Специализированная организация:

ООО «Плазма»

Юридический адрес:

644507 г. Омская область, Омский р-н, с. Дружино, ул. Советская, д. 8 В E-mail: .plazma10@mail.ru, ИНН/КПП: 552803 1782/552801001 ОГРН: 1155543037803

Омское отделение № 8634 ОАО «Сбербанк России» г. Омск р/с: 40702810645000004403

к/с: 30101810900000000673 БИК 045209673 абонентский отдел: т. 50-63-95, т. АДС: т. 50-38-38.

Директор

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Екатеринбурггаз» просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не дана оценка его доводам о том, что при заключении договора на ТО ВДГО с управляющими организациями общество «Плазма» услугу по возобновлению подачи газа не относит к комплексу аварийно-диспетчерскому обеспечения (АДО), а указывает на необходимость управляющей компании оплачивать понесенные расходы специализированной организации в соответствии с прейскурантом. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не дана оценка его доводам о том, что работы по возобновлению подачи газа, не связанные с оказанием услуг по договорам на ТО ВДГО и (или) ВКГО, осуществляются на возмездной основе, что подтверждает многочисленная судебная практика. Общество «Екатеринбурггаз», ссылаясь на пункт 88(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Правила № 410), указывает на то, что общество «Плазма» является специализированной организацией, в обязанности которой входят работы по приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании. Истец по первоначальному иску считает, что возобновление подачи газа на ВДГО и (или) ВКГО не относится к аварийно-диспетчерскому обеспечению и является отдельной услугой, не подлежащей включению в состав работ предусмотренных соглашениями об АДО. Кроме того, общество «Екатеринбурггаз» указывает, что по аналогичному спору между обществом «Плазма» и обществом «Омскгоргаз» об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении в рамках дела № А46-15325/2020 принято противоположное решение.

В отзыве на кассационную жалобу, общество «Плазма» указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами, общество «Плазма» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов.

Между обществом «Плазма» и управляющими организациями заключены договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах: обществом с ограниченной ответственностью «УЖК «Радомир-Инвест» от 25.12.2019 № 12/19Е; обществом с ограниченной ответственностью «УК РЭМП УЖСК» от 17.12.2019 № 130-УК; обществом с ограниченной ответственностью УЖК «Урал-СТ» от 01.11.2019 № 672-УК/19; обществом с ограниченной ответственностью «УК «Верх-Исетская» от 01.08.2019 № 03/19Е и от 01.11.2019 № 08/19Е; обществом с ограниченной ответственностью «УЖК «АРДО» от 01.10.2019 № 1; обществом с ограниченной ответственностью «УК «РЭМП Железнодорожного района» от 01.11.2019 № 07/19Е.

Общество «Екатеринбурггаз» является газораспределительной организацией (ГРО), осуществляющей транспортировку газа до соответствующих многоквартирных домов Управляющих организаций.

Общество «Плазма» не имеет в своем составе аварийно-диспетчерской службы (АДС), в то же время, такая служба имеется у ГРО – общества «Екатеринбурггаз».

Общество «Плазма» обратилось к обществу «Екатеринбурггаз» с предложением о заключении соглашений об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в ответ на которые обществом «Екатеринбурггаз» направлены соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашения об АДО):

Не согласившись с предложенным обществом «Екатеринбурггаз» проектом Соглашения об АДО, общество «Плазма» предложило свой вариант Соглашения об АДО.

Не достигнув согласия в части пунктов 2.8, 2.9, 2.12 и раздела 3 Соглашений об АДО. Стороны передали спор на рассмотрение суда.

Суд первой инстанции урегулировал разногласия сторон в редакции, предложенной обществом «Плазма».

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральной программы газификации в Российской Федерации, правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (часть вторая статьи 8).

Принятые во исполнение названного Закона Правила № 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 № 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», пункт 7 Правил № 410 изложен в новой редакции.

Правила № 410, устанавливая порядок пользования газом, предусматривают оказание комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию ВДГО/ВКГО; замене оборудования (пункт 2).

Раздел II Правил № 410, регулируя вопросы организации безопасного использования и содержания ВДГО/ВКГО, в пункте 7 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, согласно которому аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 названных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.

Согласно пункту 7 Правил № 410 для локализации аварий на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения.

Суды, руководствуясь названными нормами права, пришли к правильному выводу о том, что заключение соглашения на аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным как для истца, так и для ответчика.

Вместе с тем, как установлено судами, между сторонами при заключении соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования возникли разногласия относительно включения условия о стоимости услуг.

Суды исключили из соглашения условие о возмездности услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, обоснованно исходя из следующего.

Соглашение об аварийно-диспетчерском обслуживании само по себе не предусматривает оказание ответчиком услуг истцу, поскольку аварийно-диспетчерское обслуживание предусматривает комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО/ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (пункт 2 Правил № 410).

Таким образом, как верно сочли суды, фактически условия спорного соглашения направлены на обеспечение ответчиком как газораспределительной организацией безопасных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в МКД. При этом общество «Плазма» не является выгодоприобретателем по условиям заключаемого соглашения, в рамках договорных отношений с управляющей компанией названное общество не обязывалось осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание и, соответственно, получать за это плату от управляющей компании либо от собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем, общество «Екатеринбурггаз» обязано осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание в силу закона.

Согласно пункту 2 Правил № 410 под аварийно-диспетчерским обеспечением понимается комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО и ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В абзаце 14 пункта 2 Правил № 410 установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

В силу пункта 4 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение входят в комплекс работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

С учетом изложенного суды верно заключили, что работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию сами по себе не являются предметом оборота на рынке содержания и обслуживания газового оборудования, а являются составной частью комплекса работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

При этом в силу подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» Федеральной службе по тарифам предписано представить в течение 3 месяцев в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, предусматривающие включение платы за АДО внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.

Таким образом, возмездный характер АДО предусматривается в названном подпункте «б» пункта 3 Правил № 410, согласно которому плата (возмещение расходов) за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должна быть включена в тариф по транспортировке газа газораспределительных организаций.

При этом, как верно отметили суды, нормы права, в частности пункт 1 статьи 1, абзац 3 пункта 1 статьи 2, пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Правил № 410 не предусматривают каких-либо дополнительных выплат (компенсации понесенных расходов) по аварийно-диспетчерскому обеспечению в рамках исполнения обязанностей Газораспределительной организации при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и(или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах Специализированной организацией.

С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что основания для возложения обязанности несения расходов газораспределительной организации на аварийно-диспетчерское обеспечение дополнительно к тарифу по транспортировке газа до многоквартирных домов на специализированную организацию отсутствуют.

Доводы общества «Екатеринбурггаз» об обратном отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку действующего тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг - тарифов на транспортировку газа, подаваемому по централизованным сетям газоснабжения в МКД, которое предметом настоящего спора не является.

Оснований для принятия доводов общества «Екатеринбурггаз» по пунктам 2.8., 2.9 не имеется.

Разделом Х.1 Примерного плана локализации и ликвидации аварии национального стандарта РФ ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (действовал до 01.09.2021) предусмотрена

Последовательность проведения работ по локализации и ликвидации аварии (Х.1.2.), в том числе: Отключение дефектного участка газопровода, устранение утечки газа и восстановление подачи газа потребителям (Х.1.2.8).

Аналогичные требования установлены «ГОСТ Р 58095.4-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 4. Эксплуатация» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2021 № 176-ст): Последовательность проведения работ по локализации и ликвидации аварии (Ц.1.2) предусматривает Аварийно-восстановительные работы (Ц.1.2.16), а затем Восстановление давления/подачи газа и проверка на герметичность (Ц.1.2.17).

С учетом изложенного суды верно исходили из того, что восстановление подачи газа после локализации аварии относится к аварийно-восстановительным работам.

Ссылка общества «Екатеринбурггаз» на пункт 88 (1) Правил № 410 правильно отклонена с учетом следующего.

В силу пункта 88(1) Правил № 410 работы по приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании могут самостоятельно проводиться специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с заказчиком (заказчиками), либо аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации, с которой специализированной организацией заключено соглашение, а работы по приостановлению и возобновлению подачи газа, устранению утечек газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией.

Между тем, как верно отметили суды, сопоставление буквального содержания пунктов 4 - 7, 88(1) Правил № 410, а также понятий изложенных в пункте 2 названных Правил («аварийно-диспетчерское обеспечение», «исполнитель», «специализированная организация», «техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования»), не позволяет сделать вывод о том, в пункте 88(1) Правил № 410 установлен порядок для восстановления газоснабжения после аварийно-диспетчерского обслуживания.

Таким образом суды верно исходили из того, что указанные в пункте 88(1) работы по пуску газа не относятся к случаям АДО.

Ссылки общества «Екатеринбурггаз» на судебные акты по иным делам обоснованно не приняты судами, поскольку споры в названных делах касаются иных взаимоотношений иных участников гражданского оборота, с иным кругом доказательств.

Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом определении, были предметом исследования суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.

Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2021 по делу № А60-8108/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.В. Абознова

Судьи Л.Н. Черемных

Е.Г. Сирота