ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-8671/2021 от 30.11.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8437/21

Екатеринбург

30 ноября 2021 г.

Дело № А60-8671/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е. А.,

судей Сухановой Н. Н., Гавриленко О. Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2021 по делу
№ А60-8671/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель акционерного общества «Уральская Фольга» (далее – общество «Уральская Фольга», общество, заявитель) – ФИО1 (доверенность от 20.01.2021 №10).

Общество «Уральская Фольга» обратилось в суд с заявлением к управлению и просит признать недействительным предписание № 515-1
от 24.11.2020 (далее - предписание).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2021 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое предписание признано недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30.08.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неверное применение норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Административный орган настаивает на том, что в производственном процессе общества образуется не продукция побочного производства, а отход «лом алюминия загрязненный», относящийся к III-IV классу опасности, следовательно, по мнению управления, деятельность общества по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Уральская Фольга» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Управлением на основании приказа от 10.11.2020 № 1230 в связи с истечением срока ранее выданных предписаний со сроком исполнения до 11.03.2019, 15.07.2019, 10.11.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества «Уральская фольга».

По результатам проверки выдано оспариваемое предписание, в соответствии с которым обществу надлежит не осуществлять деятельности по обработке, утилизации отходов III-IV класса опасности (отхода - лом алюминия загрязненный) в отсутствие действующей лицензии на данные виды деятельности, устранить нарушение путём направления комплекта документов, необходимого для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обработки, утилизации отходов III-IV классов опасности.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закон № 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон
№ 99-ФЗ).

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, пунктом 34 статьи 12 Закона № 99-ФЗ предусмотрено также лицензирование деятельности, связанной с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 (далее - Положение) лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;

б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.

Судами установлено, что общество «Уральская фольга» специализируется на производстве фольги и ленты из алюминиевых сплавов, осуществляет лицензируемую деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов (лицензия № 438
от 23.05.2019), в связи с чем на предприятии перерабатывается привозное сырье в виде первичного алюминия, заготовок-полуфабрикатов, лома алюминия и его сплавов, в том числе и отходы алюминия от собственного производства.

Использование собственных отходов алюминия в качестве вторичного сырья и их процентное содержание в шихте для получения сплавов осуществляется в соответствии с технологической инструкцией ТИ 14504589-087-2010. Процесс использования отходов включает пакетирование на установках пакет-пресс, добавление в шихту и расплавление шихтовых материалов в плавильных индукционных печах ИАТ-6М2.

Согласно пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001) побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом согласно примечанию к п. 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.

Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» к документам по стандартизации в соответствии с данным федеральным законом относятся стандарты организаций, в том числе технические условия (пункт 3 статьи 14). В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015
№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 данного федерального закона.

Как установлено судами, процесс образования вторичной продукции подтверждается Технологической инструкцией ТИ.УФ-001-2012 «Отжиг алюминиевой фольги/ ленты в печах отжига» (с изм. № 6) (далее - ТИ.УФ-001-2012), дальнейшее использование вторичной продукции в производственном процессе подтверждается Технологической инструкцией ТИ.УФ-002-2016.

Так, в соответствии с пунктом 28 табл. 2 ТИ.УФ-001-2012 вторичным сырьем является алюминий вторичный, к которому относят обрезь фольги/ленты, образованную в процессе производства (заправочные концы, кромка, забракованные рулоны и т.д.).

Судами установлено, что при выполнении производственного процесса общество «Уральская фольга» перерабатывает привозное сырье в виде первичного алюминия, заготовок полуфабрикатов, лома алюминия и его сплавов, закупает лом цветного металла. Предприятие оснащено фольгопрокатным и литейным оборудованием импортного и отечественного производства, обеспечивающим полный цикл производства – от плавки чушки до получения гладкой алюминиевой фольги и ленты. В качестве исходного сырья (шихты) используют первичный алюминий, возвратный алюминий собственного производства и лигатуру. Затем образуется вторичное сырье (алюминиевая обрезь, кромка и т.д.), которое повторно вовлекается в производство. Технологический процесс начинается с расплавления шихты в индукционных печах ИАТ-6М2. Полученный расплав алюминия обрабатывают покровно-рафинирующими флюсами, легируют необходимыми элементами, сливают в раздаточный миксер, из которого по металлопроводу расплав поступает в валки – кристаллизаторы агрегата бесслитковой прокатки АБП-1600. В валках кристаллизаторах происходит первичная кристаллизация, и прокатка ленты до толщины 8-10 мм и шириной до 1580 мм с заданным химическим составом, которая при помощи системы направляющих роликов и наматывателя превращается в рулон весом до 12 тонн. Остывший рулон литой заготовки транспортируют на заготовительный стан холодной прокатки Кварто – 1800, где, в зависимости от дальнейшего назначения (прошедшей или не прошедшей термообработку), прокатывают до толщины 0,45 – 0,80 мм, а затем передают на ЛНО «Зундвиг», предназначенную для непрерывного скоростного отжига и обрезки кромки. 8 64_2180704 Алюминиевая фольга и лента, прокатанные до конечной толщины на фольгопрокатных станах, проходят стадию перемотки и резки на требуемые по ширине размеры. В зависимости от требований клиента нарезанный на готовую ширину металл подвергают окончательному отжигу в печах отжига. Готовую продукцию упаковывают в деревянную тару и передают на склад готовой продукции для отгрузки потребителю

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не является для общества самостоятельным видом деятельности, а относится к одному из циклов производственного процесса, наличие класса опасности у продукции, или включение ее в Федеральный классификационный каталог отходов само по себе не является критерием отнесения ее к отходам, суд округа полагает обоснованными выводы судов о том, что использование обществом «Уральская фольга» вторичного алюминия, образующегося в результате его деятельности (вторичного продукта), в качестве сырья для собственного производственного процесса, в соответствии с технологической документацией (в т.ч. технологическим регламентом, технологическими и рабочими инструкциями) исключает необходимость получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Доводы жалобы повторяют позицию административного органа в нижестоящих инстанциях, по существу сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и толкованием норм законодательства, между тем всем доводам дана надлежащая мотивированная оценка, оснований для иных выводов в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда округа не имеется.

Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2021 по делу
№ А60-8671/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Кравцова

Судьи Н.Н. Суханова

О.Л. Гавриленко