Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9873/21
Екатеринбург
14 января 2022 г.
Дело № А60-9628/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Васильченко Н. С., Абозновой О. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торгбизнес» (далее – ООО "Торгбизнес") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2021 по делу № А60-9628/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Торгбизнес" – ФИО1 (доверенность от 20.01.2021 б/н);
публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (далее – ПАО "Промсвязьбанк") – ФИО2 (доверенность от 16.07.2021 № 878).
ООО "Торгбизнес" (истец) обратился в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (ответчик) об обязании ответчика возобновить дистанционное банковское обслуживание счета N <***> в части формирования и приема электронных документов, в том числе распоряжений об осуществлении перевода денежных средств.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "Торгбизнес" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
ООО "Торгбизнес" считает, что ответчик при ограничении доступа к ДБО нарушил условия договора банка с клиентом, что выразилось в необоснованном приостановлении такого обслуживания
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 07.10.2020 между ООО "Торгбизнес" (истец, клиент) и ПАО "Промсвязьбанк" (ответчик, банк) заключен договор банковского счета, в рамках которого клиенту открыт расчетный счет N <***>. По заявлению клиента ему предоставлен доступ к системе он-лайн. Договор заключен в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ.
15.01.2021 клиент уведомлен банком об ограничении дистанционного доступа в части формирования электронных платежных документов на основании п. 3.3.1 Правил обмена электронными документами.
Полагая действия банка по блокированию системы дистанционного обслуживания расчетного счета незаконными, истец обратился в суд с рассматриваемым иском, просит обязать банк восстановить обслуживание в части формирования и приема электронных документов.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд исходил из доказанности банком совокупности условий для применения мер реагирования, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, Методическими рекомендациям о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 13.04.2016 N 10-МР.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Целью Закона N 115 Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон N 115-ФЗ) является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Сфера применения данного Федерального закона – регулирование отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношений юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанных с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (часть 1 статьи 2).
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации установлены Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 02.03.2012 N 375-П (далее - Положение N 375-П), в соответствии с абзацем 1 пункта 5.2 которого решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.
Согласно абзацу 10 пункта 5.2 Положения N 375-П в правилах внутреннего контроля предусматривается перечень мер, которые принимаются банком в случае совершения операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
При этом в качестве таковых мер указывается право банка отказать клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе.
Согласно п. 3.3.1 Правил обмена электронными документами банк вправе блокировать/приостанавливать доступ клиента к системе он-лайн, отказать клиенту в приеме/исполнении электронного документа в случаях: наличия фактов и/или обоснованных подозрений в нарушении клиентом действующего законодательства; если не подтверждена подлинность ЭП; в целях принятия банком защитных мер в целях осуществления со стороны клиента контроля за совершением с использованием систем операциями по счету, связанными с распоряжением денежными средствами; в случае, если у банка возникли подозрения, что деятельность клиента или конкретная операция по счету клиента осуществлялась в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; в случае наличия фактов и/или обоснованных подозрений о том, что операция по счету осуществляется не в целях осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, а с противоправной целью.
Кроме того, Центральным Банком России даны Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 13.04.2016 N 10-МР. В частности указано на сомнительный характер операций в случае, если по банковским счетам клиентов-юридических лиц продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции, включая операции по зачислению денежных средств, либо проводятся в незначительных объемах. Впоследствии указанные счета начинают активно использоваться клиентами для совершения, в том числе операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели. Начало активного использования клиентами указанных банковских счетов может объясняться закрытием банковских счетов клиентов в иных кредитных организациях в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе по причине использования этих банковских счетов в целях проведения по ним транзитных операций.
До начала активного использования таких банковских счетов операции по ним (в случае проведения операций), как правило, характеризуются совокупностью следующих признаков:
а) списание денежных средств с банковского счета не превышает трех миллионов рублей в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
б) операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
в) уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковского счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), уплачиваемых с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).
Такие клиенты, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:
а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юридического лица соответствующей организационно-правовой формы;
б) учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;
в) в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа клиента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;
г) постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
Из материалов дела следует, что перед принятием решения об ограничении клиента в дистанционном доступе в части формирования электронных платежных документов банком выявлено, что истец зарегистрирован в качестве юридического лица 08.09.2020 г. по адресу: <...>; расчетный счет открыт в банке 07.10.2020 г., операции по расчетному счету не осуществлялись и не осуществляются по настоящее время, за исключением внесения наличных денежных средств в размере 500 руб. и перевода денежных средств в размере 10 000 руб. для текущих платежей, из которых банком производится безакцептное списание комиссий.
При этом уставный капитал общества составляет 10 000 руб., в обществе трудоустроено два человека – директор и менеджер/кладовщик, функции директора и бухгалтера осуществляет одно лицо, он же единственный участник общества; местонахождение клиента изменено в течение трех месяцев; основной вид деятельности – торговля оптовая неспециализированная, в 2020 году клиентом реализовано стройматериалов всего на сумму 95 149 руб. 23 коп., платежные документы о перечислении денежных средств контрагентами истцом представлены, но ни одного документа о приобретении товара; заработная плата, налоги оплачивались истцом со счетов, открытых в ПАО КБ "УБРиР" и АО "Раффайзенбанк".
Таким образом, оценив представленные доказательства, свидетельствующие о наличии обоснованных сомнений в осуществлении истцом реальной финансово-хозяйственной деятельности, учитывая сведения ЕГРЮЛ о месте регистрации общества, размере уставного капитала, штатную численность работников истца, отсутствие операций по банковскому счету, включая уплату налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковского счета, т.е. те признаки сомнительности, которые указаны в Методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 г. N 10-МР, что является основанием для принятия банком решения об отказе клиенту в предоставлении услуг дистанционного доступа к банковскому счету, суды верно отказали в удовлетворении иска.
При этом судами также верно отмечено, что ограничение доступа к ограничение доступа к дистанционному банковскому обслуживанию, в отличии от мер, предусмотренных Законом 3 115-ФЗ, не ограничивает право клиента на распоряжение денежными средствами на счете, а лишь создает необходимость предоставлять платежные документы на бумажном носителе.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2021 по делу № А60-9628/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торгбизнес» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Д. Тимофеева
Судьи Н.С. Васильченко
О.В. Абознова