ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-1106/2021 от 01.12.2021 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А61-1106/2021

06 декабря 2021 года

            Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2021 года

            Постановление в полном объеме изготовлено 6 декабря 2021 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Калашниковой М.Г. и  Сороколетовой Н.А. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания (судья Носенко М.С.) от публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) – Григорянц Р.Р. (доверенность от 01.01.2021), Бесаева С.В. (доверенность от 01.01.2021), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), общества с ограниченной ответственностью «Ампер», надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 7 июля 2021 года (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года (судьи Белов Д.А., Сомов Е.Г., Цигельников И.А.) по делу № А61-1106/2021, установил следующее.

ПАО «Россетти Северный Кавказ» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания (далее – управление) с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 26.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 015/04/9.21-87/2021 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 1 млн рублей административного штрафа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО «Ампер».

Решением суда от 7 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13 сентября 2021 года, в удовлетворении требований общества отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя жалобы, гарантирующий поставщик не является субъектом правоотношений, ответственность за действия которого подпадают под применение статьи 9.21 КоАП РФ. Право понуждать к заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии имеется только у потребителя услуг, гарантирующего поставщика, но не у сетевой организации, которой является ООО «Ампер», а в данных правоотношениях общество является гарантирующим поставщиком.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и суды установили, что ООО «Ампер» приобрел объекты электросетевого хозяйства и недвижимого имущества на основании договора аренды объектов от 10.09.2020 б/н, заключенного с ООО «БиК». ООО «Ампер» приобрело статус сетевой организации, и для ООО «Ампер» установлен тариф.

На основании приказа Минэнерго России от 24.03.2020 № 236 общество с 01.04.2020 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Северная-Осетия Алания.

ООО «Ампер» 30.11.2020 обратилось в филиал общества, исполняющий функции гарантирующего поставщика на территории Республики Северная Осетия – Алания и функции сетевой организации на территории г. Владикавказа, с заявлением, в котором просило заключить с 01.01.2021 договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), в котором ООО «Ампер» является исполнителем, а общество – заказчиком.

Поскольку общество не направило ООО «Ампер» договор либо отказ от его заключения, ООО «Ампер» обратилось в управление с заявлением на основании которого определением от 18.02.2021 возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования.

1 марта 2021 года общество направило в управление информацию, в которой указало, что общество с 01.04.2020 является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Северная Осетия – Алания, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) услуги по передаче электроэнергии предоставляются сетевой организацией, которой и является ООО «Ампер», которое обязано заключить в данном случае договор.

Управление 11.03.2020 составило в отношении общества протокол по делу об административном правонарушении № 015/04/9.21-87/2021, в котором управление указало, что общество допустило нарушение пункта 20 Правил № 861, за что предусмотрена ответственность частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением управления от 26.03.2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 1 млн рублей штрафа.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суды руководствовались статьями 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 4.5, 9.21, 23.48 КоАП РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Правилами № 861, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Суды установили, что общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории г. Владикавказ. Общество оставило заявку ООО «Ампер» без ответа и удовлетворения.

Суды пришли к выводу о том, что вне зависимости от того, имелись ли у общества основания для отказа от заключения договора с ООО «Ампер» или нет, сетевая организация обязана принять по заявке абонента решение, предусмотренное пунктом 20 Правил № 861.

Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных требований Правил № 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества также субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Между тем суды не учли следующего.

Согласно пункту 9 Правил № 861 договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Из материалов дела видно, что с 01.04.2021 общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания – потребителем услуг, оказываемых ООО «Ампер».

В связи с лишением гарантирующего поставщика АО «Севкавказэнерго» с 01.04.2020 на основании приказа Минэнерго России от 24.03.2020 № 236, на территориальную сетевую организацию – общество возложены функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания.

Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Положения № 442), гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением № 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013 на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).

Гарантирующий поставщик при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии является потребителем услуг по передаче электрической энергии – заказчиком услуги.

Таким образом, общество является заказчиком услуги, действующим в интересах потребителей электрической энергии, с которым у него заключены договоры энергоснабжения и которому ООО «Ампер» (субъект естественной монополии), оказывает услуги по передаче электрической энергии. Между обществом и ООО «Ампер»  заключен 12.02.2021 договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 31 (л.д.92-101), где общество является заказчиком, а ООО «Ампер» - исполнителем.

Принимая во внимание положения пункта 20 Правил № 861, следует, что у гарантирующего поставщика отсутствует публичная обязанность заключать договор оказания услуг по передаче электрической энергии по заявке сетевой организации.

При изложенных обстоятельствах общество не является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Учитывая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ у судов отсутствовали основания для отказа обществу в удовлетворении требований.

Поскольку при рассмотрении дела судами установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение и постановление апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 07 июля 2021 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года по делу № А61-1106/2021 – отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания  от 26.03.2021 о наложении штрафа на ПАО «Россети Северный Кавказ» по делу об административном правонарушении № 015/04/9.21-87/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Ю.В. Мацко

Судьи

М.Г. Калашникова

Н.А. Сороколетова