ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-1483/19 от 19.11.2019 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А61-1483/2019

20 ноября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2019 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Герасименко А.Н. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия – Алания – Хабалова В.Р. (доверенность от 03.09.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания – Довлатова А.Н. (доверенность от 13.11.2019), от Ногаева Роберта Владимировича – Рамоновой Ф.Д. (доверенность от 14.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия – Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 23 мая 2019 года (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 года (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу № А61-1483/2019, установил следующее.

Администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия – Алания (далее – администрация) обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 22.03.2019 № АМЗ14-03/19, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Северная Осетия – Алания (далее – антимонопольный орган) о признании обоснованной жалобы Ногаева Р.В. на действия администрации при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020204:49.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Ногаев Р.В.

Решением от 23 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23 августа 2019 года, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, удовлетворить требования. По мнению заявителя, на основании постановления администрации от 16.10.2000 № 280 Ногаеву Р.В. предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 6 га для организации сельскохозяйственного производства, однако, указанное постановление отменено постановлением администрации от 26.02.2019 № 73. Администрация приняла решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка, так как по сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок ни за кем не числится и права на него не зарегистрированы, так как право пожизненного наследуемого владения в отношении спорного земельного участка у Ногаева Р.В. не возникло и не зарегистрировано.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы. Представители антимонопольного органа и Ногаева Р.В. просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела и судами установлено, 30.01.2019 администрация на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет torgi.gov.ru разместила извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в частности, земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:06:0020204:49 площадью 60,166 кв. м (далее – земельный участок), а также конкурсную документацию.

Проведение аукциона назначено на 11.03.2019 в 10 часов 00 минут.

В антимонопольный орган 06.03.2019 обратился Ногаев Р.В. с жалобой на действия администрации, как организатора торгов, в которой указал, что администрация внесла в список аукциона по Лоту № 7 земельный участок, который принадлежит ему на праве пожизненного наследуемого владения согласно постановлению администрации
от 16.10.2000 № 280.

Рассмотрев жалобу Ногаева Р.В., антимонопольный орган 22.03.2019 вынес решение по делу № АМЗ 14-03/19 и предписание, согласно которым жалоба Ногаева Р.В. признана обоснованной, а администрация – нарушившей при проведении торгов требования пунктов 2 и 7 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс). На администрацию возложена обязанность в трехдневный срок со дня его получения аннулировать торги по Лоту № 7 и до 12.04.2019 представить в антимонопольный орган подтверждение исполнения предписания.

Не согласившись с решением и предписанием от 22.03.2019 № АМЗ14-03/19, администрация обратилась в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований администрации, суды правомерно руководствовались следующим.

В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что такое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – Закон о защите конкуренции).

Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка регламентировано главой V.1 Земельного кодекса и предполагает приобретение такого права на торгах (аукцион, конкурс).

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 Земельного кодекса.

Согласно статье 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

В пункте 1 статьи 39.11 Земельного кодекса установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

Суды установили, что 16.10.2000 администрация вынесла постановление № 280 об удовлетворении заявления Ногаева Р.В. от 31.03.1999 о предоставлении ему в пожизненное наследуемое владение спорного земельного участка для организации сельскохозяйственного производства.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды (подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса).

В силу статьи 305 Гражданского кодекса права, предусмотренные статьями
301 – 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком является вещным правом наряду с правом собственности (статьи 216, 265 и 266 Гражданского кодекса).

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство.

Суды установили, что администрация 16.10.2000 была вправе распоряжаться земельным участком, в связи с чем, постановление № 280 о предоставлении Ногаеву Р.В. в пожизненное наследуемое владение спорного земельного участка принято уполномоченным на то органом, то есть в пределах его компетенции согласно действовавшему законодательству.

Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены правила и основания приобретения гражданами в собственность земельных участков, предоставленных им ранее на праве пожизненного наследуемого владения.

Суды указали, что постановление администрации от 21.01.2019 № 8 (решение о проведении аукциона) не соответствует действующему законодательству в части принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по Лоту № 7 по продаже права заключения договора аренды земельного участка, поскольку принято администрацией при наличии не отмененного и не оспоренного постановления администрации
от 16.10.2000 № 280 «О предоставлении земельного участка», на основании которого Ногаев Р.В. использует земельный участок, предоставленный на праве пожизненного наследуемого владения. Факт использования Ногаевым Р.В. земельного участка с 2000 года не оспаривается.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что действия администрации, направленные на реализацию земельного участка (проведение аукциона) при наличии не отмененного и не признанного недействительным постановления о предоставлении Ногаеву Р.В. земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, нарушают права Ногаева Р.В., в связи с чем, решение и предписание антимонопольного органа, направленные на защиту его прав, являются законными и обоснованными.

Суды исследовали довод о том, что земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись только гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, и обоснованно отклонили его, указав, что правомерность предоставленного права на земельный участок не является предметом рассматриваемого спора.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 23 мая 2019 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 года по делу № А61-1483/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Ю.В. Мацко

Судьи А.Н. Герасименко

М.Г. Калашникова