ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-1777/09 от 28.09.2010 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело №А61-1777/09

4 октября 2010 г.

Резолютивная часть объявлена 28 сентября 2010,

полный текст постановления изготовлен 4 октября 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей Баканова А.П. Марченко О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть-Артаг» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13.07.2010 по делу №А61-1777/09 по заявлению открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть-Артаг» к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО – Алания, при участии третьих лиц: Управление Росреестра по РСО-А, общества с ограниченной ответственностью «Заря Востока», открытого акционерного общества «Промжелдортранс» об обязании в течение месяца со дня принятия решения представить проект договора купли-продажи земельных участков с определением цены выкупа на момент первоначального обращения общества с заявлением о выкупе - 09.09.2008 исх.№685 в размере 2.5 % от и х кадастровой стоимости: земельный участок с кадастровым номером 15:09:011304:32 площадью 3 095 кв.м.-16 790,37 руб., земельный участок с кадастровым номером 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв.м.-394 126,25 руб. (судья Родионова Г.С.), от ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Артаг» - Бигулова Н.Б. доверенность от 12.01.2010 № 4-д, Гасиева Е.К. доверенность от 12.01.2010 № 2-д;

при участии в судебном засидании:

от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО-Алания – не явились, извещены;

от ООО «Заря Востока» - не явились, извещены;

от Управления Росреестра по РСО-Алания – не явились, извещены;

от ОАО «Промжелдортранс» - не явились, извещены.

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"-Артаг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 15:09:011304:32 площадью 3 095 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв. м, расположенных по адресу: г. Владикавказ, ул. Пожарского, 49, и понуждении управления к заключению договора купли-продажи спорных участков.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.12.2009, в удовлетворении заявления отказано. Суд указал, что обязать соответствующий орган совершить определенное действие, в частности, заключить договор купли-продажи земельного участка, возможно при признании судом отказа в совершении действия незаконным. Поскольку управлением оспариваемое действие в виде отказа в предоставлении земельного участка не было совершено, требование о понуждении заключить с обществом договор купли-продажи носит преждевременный характер и не подлежит удовлетворению. Суд также отметил, что бездействие управления может быть признано незаконным, поскольку не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя на выкуп земельного участка, которое предусмотрено этой правовой нормой.

Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 05.04.2010 решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.12.2009 по делу N А61-1777/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания. Судебный акт мотивирован тем, что судом не учтены положения статьи 8, части 1 статьи 198, частей 2 и 3 статьи 201, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11. В частности, суду следовало предложить заявителю уточнить требования в части обязания управления заключить договоры купли-продажи земельных участков. Установив наличие оснований для признания действия (бездействия) незаконным, нарушающим права заявителя, суд был обязан признать таковые недействительными, независимо от того, имело ли место действие или бездействие, поскольку отказ в предоставлении земельного участка может выражаться как в действии, так и в бездействии. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закон у возлагается на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действие (бездействие). Рассмотрение заявления собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) для исполнительных органов государственной власти является обязательным. Рассматривая такие дела, суд должен оценить доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка).

При новом рассмотрении дела общество в порядке статьи 49 АПК РФ просило суд обязать в течение месяца со дня принятия решения представить проект договора купли-продажи земельных участков с определением цены выкупа на момент первоначального обращения общества с заявлением о выкупе - 09.09.2008 исх.№685 в размере 2.5 % от их кадастровой стоимости: земельный участок с кадастровым номером 15:09:011304:32 площадью 3 095 кв.м.-16 790,37 руб., земельный участок с кадастровым номером 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв.м.-394 126,25 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что общество в нарушение статей 11.2 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации самостоятельно, без согласия собственника – Российской Федерации, произвело разделение земельного участка, находящегося у него на праве постоянного бессрочного пользования, на два земельных участка. Поскольку не соблюден порядок формирования земельных участков, общество преждевременно обратилось с заявлением о предоставлении этих участков в собственность.

Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права и выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Считает, что общество вправе было самостоятельно разделить участок, находящийся в федеральной собственности, и переданный ему в постоянное бессрочное пользование, на несколько земельных участков с целью последующего получения их в собственность. Считает, что уполномоченный орган сам нарушил законодательство, предоставив без его согласия часть участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании общества, другой организации - ОАО «Промжелдортранс»; кроме того, администрация г. Владикавказа неправомерно распорядилась частью земельного участка, предоставив его в аренду ООО «Заря Востока». Считает, что суд необоснованно придает обратную силу положениям статей 11.1 и 11.3, так как отношения возникли до вступления в силу Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений.

Представитель Бигулова Н.Б. доводы жалобы поддержала. Пояснила, что в приложении к последнему заявлению отсутствовала копия паспорта представителя Гасиевой Е.К., так как она всего лишь выполняла функции курьера.

ОАО «Промжелдортранс» просит рассмотреть жалобу без их участия.

Ходатайство удовлетворено.

Другие лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, отзывов не представили, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13.07.2010 подлежит оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается следующее.

За Владикавказской нефтебазой (правопредшественник общества), был закреплен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 11, 74 га земли, расположенный по адресу: г. Владикавказ, конец улицы Пожарского для строительства нефтебазы, бытового корпуса и теплиц на основании Государственного акта на право пользования землей от 16.02.1993 г. А-1 №934053, регистрационный номер 161 (том 1 л.д. 46-47, том 2 л.д. 158-161).

31 декабря 2004 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10.5266 га на основании Государственного акта на право пользования землей от 16.02.1993 г. № 161, кадастровый номер 15:09:01: 13 14:0016 (том 2 л.д. 62).

Согласно кадастровому плану земельного участка номер 15:09:01: 13 14:0016 (том 2 л.д. 145-157) правообладателем земельного участка площадью 10.527 га является Владикавказская нефтебаза (том 2 л.д. 145-146).

На данном земельном участке находилось недвижимое имущество, полученное обществом в результате приватизации (том 2 л.д. 147-161), на которое зарегистрировано право собственности, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 28.12.2004 серии 15 АЕ №№ 677773-678012 (том 1 л.д. 62-81).

Часть данного земельного участка площадью 28805 кв.м. кадастровый номер 15:09:011304:35 (том 2 л.д., 70, 169-195), по объектом недвижимости, проданным обществом ООО «Заря Востока», передана в аренду на 10 лет ООО «Заря Востока» по договору № 2491 от 20.06.2008 , заключенному между администрацией г. Владикавказа и ООО «Заря Востока» (том 2 л.д.95-122). Обременения зарегистрированы (том 2 л.д. 95).

Общество, самостоятельно выделило из земельного участка площадью 10.527 га два земельных участка кадастровый номер 15:09:011304:32 площадью 3 095 кв.м и кадастровый номер 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв.м. (том 1 л.д. 84-87, том 2 л.д. 196-227).

09.09.2008 Общество обратилось в ТУ Росимущество с просьбой оформить право собственности на земельные участки под объектами недвижимости (том 1 л.д. 88-90), приложив кадастровые паспорта, государственный акт на пользование землей, постановление администрации Владикавказа № 1009 от 30.12.2004, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости.

29.10.2008 общество направило напоминание связи с неполучением ответа (том 1 л.д.90).

26.11.2008 ТУ Росимущества предложило представить документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (том 1 л.д. 91).

26.06.09 общество направило в ТУ Росимущества заявление о предоставлении в собственность двух земельных участков кадастровый номер 15:09:011304:32 площадью 3 095 кв.м и кадастровый номер 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв.м.с приложением: копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии приказа и протокола, копии доверенности на представителя, копии свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, копию справки-выписки из Статрегистра Росстата, копии кадастровых паспортов, копии государственного акта на право пользования землей, выписки из ЕГРП, справки о кадастровой стоимости земли № 1064 и 1063 от 14.07.2008.

22.07.2009 направлены дополнительные документы (том 1 л.д. 101).

27.07.2009 ТУ Росимущества направило ответ, в котором сообщило о необходимости представить документы по форме, предусмотренной постановлением Правительства № 447 от 16.07.2007, информировало о том, раздел земельного участка без согласия собственника является нарушением земельного законодательства (том 1 л.д. 102-103), а также дополнительно информировало, что отсутствовала копия паспорта представителя Гасиевой Е.К.

24.09.2009 общество обратилось в суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с приказом Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка (кадастровый план);

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Как следует из материалов дела, к заявлению общества от 09.09.2008 были приложены кадастровые паспорта, государственный акт на пользование землей, постановление администрации Владикавказа № 1009 от 30.12.2004, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости. Иные документы, касающиеся юридического лица и земельного участка, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 " не представлены.

К заявлению от 26.06.09 общества были приложены копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии приказа и протокола, копии доверенности на представителя, копии свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, копию справки-выписки из Статрегистра Росстата, копии кадастровых паспортов, копии государственного акта на право пользования землей, выписки из ЕГРП, справки о кадастровой стоимости земли № 1064 и 1063 от 14.07.2008. 22.07.2009 направлены дополнительные документы.

К данному заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 Приказа: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемые земельные участки или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; и пунктом 7 Приказа: копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Данные документы у общества отсутствуют, так как земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:011304:32 площадью 3 095 кв.м и 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв.м. как самостоятельные объекты собственником не регистрировались; право постоянного бессрочного пользования данными земельными участками как самостоятельными объектами обществом не зарегистрировано.

Отсутствие этих документов препятствует определению предмета договора купли-продажи и направлению такого проекта заявителю.

Довод апелляционной жалобы о том, что общество вправе было самостоятельно разделить участок, находящийся в федеральной собственности, и переданный ему в постоянное бессрочное пользование, на несколько земельных участков с целью последующего получения их в собственность, отклоняется.

В соответствии со статьей 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (части 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку общество является пользователем земельного участка, находящегося в федеральной собственности, оно было обязано обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии соответствующих решений.

С таким заявлением общество не обращалось, решения о разделе земельного участка площадью 10, 5266 га. на несколько самостоятельных участков управлением, как уполномоченным органом не принималось. Кроме того, общество, самостоятельно выделило только часть земель площадью 7, 265 га, судьба остальной части зарегистрированного в федеральной собственности земельного участка площадью 10, 5266 га. и переданного обществу в постоянное бессрочное пользование, не определена.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно придает обратную силу положениям статей 11.1 и 11.3, так как отношения возникли до вступления в силу Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений, отклоняется. Все приложения, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (за исключением документов о регистрации прав на два земельных участка, испрашиваемых в собственность) и позволившие уполномоченному органу приять оспариваемое решение, были приложены к заявлению от 26.06.09, то есть, после вступления названного закона в силу. Кроме того, ранее действовавшее законодательство также не предоставляло таких прав пользователям.

Довод апелляционной жалобы о том, что уполномоченный орган сам нарушил законодательство, предоставив без его согласия часть участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании общества, другой организации - ОАО «Промжелдортранс», а потому общество получило возможность разделить земельный участок, отклоняется. Как поясняет само общество, и как следует из материалов дела, выделение участка уполномоченным органом произошло до регистрации земельного участка площадью 10, 5266 га в ЕГРП. Обстоятельства распоряжения уполномоченным органом частью земельного участка не являются предметом настоящего спора. Общество вправе обратиться в суд с самостоятельным иском.

Обществом не соблюдена процедура формирования земельных участков и представления в уполномоченный орган всех предусмотренных перечнем документов; основания для определения предмета договора отсутствуют; поскольку в силу требований статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о предмете договора является существенным и без согласования этого условия договор признается незаключенным, то оснований для удовлетворения требований о направлении проектов договоров не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, кроме того, администрация г. Владикавказа неправомерно распорядилась частью земельного участка, предоставив его в аренду ООО «Заря Востока», а потому общество вправе выделить два участка с целью получения их в собственность, отклоняется. Передача в аренду участка не влечет прекращения права собственности и права постоянного бессрочного пользования. Общество вправе обратиться с самостоятельным иском о защите своих прав.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

Судом первой инстанции правильно применены нормы права, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13.07.2010 по делу №А61-1777/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи А.П. Баканов

О.В. Марченко