ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-3279/2022 от 26.07.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А61-3279/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2023 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Пономаревой М.А. и участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания (судья Ясиновская Т.Д.), от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Южная промышленная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 20.06.2022), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия – министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южная промышленная компания» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А61-3279/2022, установил следующее.

ООО «Южная промышленная компания» (далее – общество, недропользователь, заявитель) обратилось в арбитражный суд к министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее – министерство, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило признать незаконными действия министерства, изложенные в письме от 30.03.2022 № 150/2085, выразившиеся в предъявлении обществу требований:

– об оформлении земельного отвода на лицензионный участок;

– о предоставлении документов, подтверждающих перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности).

Заявление основано на положениях Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), нормах главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и мотивировано следующим. Министерством незаконно предъявлено требование о повторном оформлении земельного отвода в отношении принадлежащих обществу земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах горного отвода, используемых недропользователем на основании лицензии на разработку месторождения облицовочных диоритов.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.02.20232, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023, в удовлетворении требований отказано.

Суды установили, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 06.02.2009 с основным видом деятельности – добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев. Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на пользование недрами ВЛК № 80187 (ТР), выданной министерством 01.11.2019 сроком до 01.11.2022 с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания. Приказом от 18.10.2022 № 458 министерство продлило обществу срок действия лицензии до 18.10.2023 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее – постановление № 353). Приложением № 1 к лицензии является подписанное сторонами лицензионное соглашение, пунктом 1 которого обществу предоставлено право недропользования с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания. Общество осуществляет недропользование на земельных участках с кадастровыми номерами 15:04:0030202:18, 15:04:0030202:19, 15:04:0030202:21, 15:04:0030202:22, которое принадлежат ему на праве собственности (свидетельства от 19.06.2012 серии 15 АБ №№ 019601, 019604, 019602, 019603). Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Одним их условий лицензионного соглашения (пункт 2.5) является обязанность недропользователя оформить в соответствии с установленными требованиями земельный отвод на лицензионный участок, на срок действия лицензии и представить его в министерство. Уполномоченный орган указывает на то, что данное условие лицензионного соглашения недропользователь не выполнил. Уведомлением от 30.03.2022 № 150/1085 министерство установило обществу дополнительный срок (до 01.07.2022) для оформления земельного отвода на лицензионный участок (решения вопроса о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности). В уведомлении министерство разъяснило обществу, что в случае невыполнения требований в отношении последнего будет принято решение в порядке, установленном статьей 21 Закона о недрах. Общество, полагая, что полученное от министерства уведомление незаконно и нарушает его права (интересы) как недропользователя, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 7, 8, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), статей 11, 20, 21, 22 Закона о недрах, нормами Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) и постановлением № 353. Суды признали, что земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для добычи полезных ископаемых, но могут быть переведены по заявлению недропользователя в категорию земель промышленности в данном случае, связанном с добычей полезных ископаемых. Следовательно, общество обязано было перевести земельные участки из одной категории в другую, так как на землях сельскохозяйственного назначения не может осуществляться недропользование (добыча облицовочных диоритов). Довод общества об отсутствии такой обязанности противоречит закону и свидетельствует о нарушении недропользователем лицензионного соглашения (пункт 2.5 условий пользования недрами). Поэтому министерство обоснованно в оспариваемом уведомлении указало обществу на необходимость совершения действий, связанных с переводом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Настаивая на том, что министерство нарушило права и законные интересы общества, последнее ссылается на необоснованное установление в уведомлении срока осуществления указанных действий – до 01.07.2022. Данный довод проверен и отклонен судами, установившими, что соответствующие действия в соответствии с лицензионным соглашением общество должно было совершить до 2021 года. Подача недропользователем в Правительство Республики Северная Осетия-Алания в апреле 2022 года заявления о переводе земель из одной категории в другую, которым данное заявление не удовлетворено, не свидетельствует о наличии препятствий в принятии министерством решения в порядке, установленном статьей 21 Закона о недрах. Указание министерством в уведомлении данной нормы при невыполнении обществом соответствующих требований не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя. Министерство разъяснило недропользователю положения действующего законодательства, поскольку оно является органом, осуществляющим контрольные функции в силу полномочий, содержащихся в Положении о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.02.2016 № 48. Суд первой инстанции также отметил, что ссылка министерства на постановление № 353 является не основным, а дополнительным доводом в отношении оспоренного уведомления в части того, что права и законные интересы общества не нарушаются. Названным постановлением (вступило в силу с 14.03.2022) срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный в письменном уведомлении о допущенных нарушениях, выданном в соответствии с частью четвертой статьи 21 Закона о недрах по 31.12.2022, продлевается на один год. Продление уполномоченным органом срока устранения нарушений не свидетельствует о том, что на 30.03.2022 оспариваемое уведомление являлось незаконным. При таких обстоятельствах, заявление общества о признании незаконными действий министерства, выразившихся в предъявлении требований об оформлении земельного отвода на лицензионный участок и о предоставлении документов, подтверждающих перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, изложенных в письме от 30.03.2022 № 150/2085, удовлетворению не подлежит.

Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Пунктом 2.5 лицензионного соглашения предусмотрена обязанность недропользователя оформить земельный отвод на лицензионный участок на срок действия лицензии и предоставить его в министерство. При этом срок исполнения данного условия не установлен. Суды исходили из того, что под данным требованием подразумевается необходимость перевода принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Исходя из буквального значения выражения «оформить земельный отвод» и положений части 3 статьи 21 Закона о недрах, условие пункта 2.5 лицензионного соглашения предполагает обязанность недропользователя представить в уполномоченный орган правоустанавливающие документы не земельные участки, на которых осуществляется добыча полезных ископаемых, данная обязанность обществом исполнена. Обязанность по переводу недропользователем земель из одной категории в другую не предусмотрена ни Законом о недрах, ни условиями лицензионного соглашения. Неосуществление действий по переводу земель само по себе не является нарушением лицензионного соглашения. Нарушением являлась бы разработка недр на земельных участках, предназначенных для сельскохозяйственного назначения, однако такие действия заявителю не вменяются. Независимо от того, является ли письмо министерства разъяснением законодательства, предписанием или уведомлением, предусмотренным частью 4 статьи 21 Закона о недрах, оно является незаконным (недействительным) ввиду отсутствия в лицензионном соглашении срока оформления земельного отвода и, как следствие, недопущением недропользователем просрочки его исполнения. В этой связи срок, предоставленный министерством обществу на основании письма от 30.03.2022, представляется не дополнительным сроком, как указали суды, а наоборот, сокращением срока исполнения условий недропользования. Кроме того, суды фактически не признали обязательным к применению постановление № 353, несмотря на то, что оно уже действовало. Из судебных актов неясно, имеет ли министерство право по наступлению указанного в письме срока (01.07.2022) приступить к процедуре досрочного прекращения действия лицензии в связи с неисполнением недропользователем пункта 2.5 лицензионного соглашения. Между тем, заявитель обращался в арбитражный суд за получением правовой определенности именно по этому вопросу.

От министерства в суд округа поступил (направлен 26.07.2023 в электронном виде) отзыв на кассационную жалобу, к которому не приложены доказательства направления его копии обществу.

Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания. Отзыв на бумажном носителе направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении. Отзыв в электронном виде направляется лицам, участвующим в деле, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо системы электронного документооборота участника арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (части 1, 4 статьи 279 Кодекса).

Рассмотрение кассационной жалобы общества назначено на 26.07.2023, отзыв от министерства в суд округа поступил в этот же день в отсутствие доказательств направления его копии подателю жалобы. Представитель общества в судебном заседании подтвердил факт неполучения от министерства отзыва. Учитывая, что министерством нарушены требования статьи 279 Кодекса, поступивший от него отзыв судом не принимается и при рассмотрении жалобы общества не учитывается.

Судебное заседание на основании статьи 153.1 Кодекса проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.

В судебном заседании представитель общества, присутствующий в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.

Министерство, извещенное о времени и месте и месте судебного заседания, явку представителя в суд округа, либо в арбитражный суд, организующий сеанс видеоконференц-связи, не обеспечило.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судами, общество зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 06.02.2009 с основным видом деятельности – добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев. Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на пользование недрами ВЛК № 80187 (ТР), выданной министерством 01.11.2019 сроком до 01.11.2022 с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания. Приложением № 1 к лицензии является подписанное сторонами лицензионное соглашение, пунктом 1 которого обществу предоставлено право недропользования с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания.

Приказом от 18.10.2022 № 458 министерство продлило обществу срок действия лицензии до 18.10.2023 на основании постановления № 353.

Общество осуществляет недропользование на земельных участках с кадастровыми номерами 15:04:0030202:18, 15:04:0030202:19, 15:04:0030202:21, 15:04:0030202:22, которое принадлежат ему на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 19.06.2012 серии 15 АБ №№ 019601, 019604, 019602, 019603. Земельные участки, принадлежащие обществу, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Одним их условий лицензионного соглашения (пункт 2.5) является обязанность недропользователя оформить в соответствии с установленными требованиями земельный отвод на лицензионный участок, на срок действия лицензии и представить его в министерство. Уполномоченный орган указывает на то, что данное условие лицензионного соглашения недропользователь не выполнил (вопрос о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности до настоящего времени не разрешен).

Уведомлением от 30.03.2022 № 150/1085 министерство установило обществу дополнительный срок (до 01.07.2022) для оформления земельного отвода на лицензионный участок. В уведомлении министерство разъяснило обществу, что в случае невыполнения требований в отношении последнего будет принято решение в порядке, установленном статьей 21 Закона о недрах.

Общество, полагая, что полученное от министерства уведомление незаконно и нарушает его права (интересы) как недропользователя, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).

Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (статья 11 Закона о недрах).

Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами должна содержать сроки действия лицензии, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В силу части 1 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.

В статье 7 Земельного кодекса закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения выделены в самостоятельную категорию земель (пункт 1 части 1 статьи 7).

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей рыбоводства (статьи 77, 78 Земельного кодекса).

Собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды при разрешении спора исходили из того, что земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для добычи полезных ископаемых лишь после перевода таких участков из указанной категории в категорию земель промышленности. До этого правовой режим использования этих земельных участков ограничен их целевым назначением. На землях сельскохозяйственного назначения не может осуществляться добыча облицовочных диоритов, иное бы противоречило нормам земельного законодательства и условиям пользования недрами, предусмотренным в лицензионном соглашении (пункт 2.5). Неосуществление обществом обязанности по переводу принадлежащих ему земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности является нарушением условий лицензии и влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о недрах. В этой связи судебные инстанции не усмотрели совокупности условий, необходимых для признания незаконными оформленных уведомлением от 30.03.2022 № 150/1085 действий министерства, потребовавшего от недропользователя предоставления документов, подтверждающих перевод принадлежащих ему участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Доводы кассационной жалобы общества судом округа не принимаются, поскольку они не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела. Между тем несогласие заявителя с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении последними норм материального права, которые применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных положениями частей 3 и 4 статьи 288 Кодекса, не установлено. Исходя из доводов кассационной жалобы общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.

Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 16.06.2023 № 37).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А61-3279/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Е. Епифанов

Судьи В.А. Анциферов

А.И. Мещерин